DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ГЮББЕНЕТ Адольф Яковлевич фон (1830–1901), государственный деятель, статс-секретарь, действительный тайный советник, почетный член Петербургской АН

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

ГЮББЕНЕТ (Huebbenet) Адольф Яковлевич фон (31 августа 1830, с. Ульпиш Рижского у. Лифляндской губ. – 24 марта 1901, Париж), государственный деятель, статс-секретарь (1882), действительный тайный советник (1892), почетный член Петербургской АН (1889). Из рода Гюббенетов. Образование получил на юридическом факультете Петербургского университета. Служил по ведомству Министерства внутренних дел, затем управлял палатами государственных имуществ в различных губерниях. С января 1874 по июнь 1880 директор Департамента государственного казначейства Министерства финансов. Во время русско-турецкой войны 1877–78 Г. была поручена организация полевых казначейств на театрах военных действий, а затем и руководство ими. С июня 1880 по январь 1885 товарищ министра путей сообщения, ближайший сотрудник адмирала К. Н. Посьета. С 1882 одновременно сенатор. В марте 1889, после смерти министра Г. Е. Паукера, назначен управляющим Министерством путей сообщения, в апреле утвержден министром. Одновременно с 1889 член Государственного совета. Основные направления деятельности Г. – попытка установить контроль над частными железными дорогами, упорядочение железнодорожных тарифов (под его руководством в 1889 были определены льготные железнодорожные тарифы на зерновые грузы), разработка Положения о подъездных путях и др. В январе 1890 при Управлении казенных железных дорог образована Главная заводская инспекция, в обязанности которой входило осуществление надзора за изготовлением железнодорожных принадлежностей как для казенных, так и для частных железных дорог. В феврале 1891 представил подробный доклад о необходимости “осуществления сплошной Сибирской транзитной железной дороги”, который был единогласно поддержан на заседании Комитета министров и утвержден императором Александром III. Во главе Комитета Сибирской железной дороги поставлен наследник престола (будущий император Николай II), а 19 мая того же года в торжественной обстановке состоялась закладка первого камня дороги. Способствовал строительству Феодосийского и Новороссийского портов, руководил переустройством Мариинской водной системы, провел ряд преобразований в своем ведомстве. Почетный член Русского технического общества. Награжден орденом Св. Александра Невского, итальянским орденом Короны Большого Креста, персидским орденом Льва и Солнца 1-й ст., австрийским орденом Леопольда Большого Креста. 17 января 1892 в результате интриг С. Ю. Витте (при поддержке министра финансов И. А. Вышнеградского) уволен от должности министра.

Литература

Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомства путей сообщения за 100 лет его существования, СПБ, 1898.

Примечания

Обозрение Мариинской системы А. Я. Гюббенетом, Петрозаводск, 1889.

Автор: Залесский К.А.

Задать вопрос