БЕРДЯНСК, город и районный центр Украины, расположен в устье р. Берды. Основная часть города лежит на северном побережье Азовского моря. Нижняя часть города расположена в основании Бердянской косы. Жителей 135 тыс. чел. (1993). Город заложен как порт и селение в 1827 г. 1 июня 1830 г. официально открылась пристань селения Берды и только в 1841 г. и порт, и селение были переименованы в г. Бердянск. С 1842 г. город получил статус уездного центра. Выбор места принадлежал капитану Критскому, добросовестно выполнившему поручение графа Воронцова о выборе «новых морских ворот юга России». С 1836 г. Бердянск функционировал как порт и на протяжении долгого времени сохранял первенство в торговле пшеницей. Свое название город получил от р. Берда, что в переводе с тюркского – «богом данная, плодородная» (благодатная).
Бердянск обустраивался по всем правилам тогдашнего градостроения. Стихийность застройки постепенно сменилась планомерностью – в центре обосновывались чиновники, купцы, священники, а на окраинах возникали слободки: матросская, солдатская, немецкая (более известная на сегодняшний день как немецкая колония).
Первоначально в селении Берда проживало 211 чел. С ростом социально-экономической инфраструктуры увеличивалось количество жителей, и состав населения города становился полиэтничным. Здесь проживали украинцы, русские, ногайцы, болгары, греки. Согласно переписи 1840 г., в Бердянске проживало 3400 чел., а к 1856 г. численность населения достигла 10 000 чел. По сведениям на 1849 г., площадь города составила 10 000 десятин. В 1849–1853 гг. на долю Бердянского порта приходилось 8,8% всех перевозок Черного и Азовского морей. В 40-х гг. XIX в. в районе соленых лиманов была заложена немецкая слобода. Ее жителями стали около 100 семей немцев-менонитов, прибывших частично из Хортицкой и Молочанской колоний. То, что менонитские колонии находились вблизи портового города, было счастливым для всех обстоятельством, позволяя привлекать капиталы, развивать сельское хозяйство, торговлю, открывать дополнительные перспективы для формирования предпринимательства.
В то же время поселение немецкого и менонитского населения расположилось в достаточно неблагоприятной местности. Отступившее море оставило песчаную, суглинистую почву, сложную для сельскохозяйственного производства. Основным занятием стали виноградарство, виноделие, винокурение, садоводство, мукомольное производство, разведение тутового шелкопряда. Природно-климатический фактор явился определяющим для хозяйственного развития немецких и менонитских поселенцев. Они в основном занимались производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, но в связи с преобразованиями, проходившими в XIX в. на фоне реформ в России, переходили к фабричному производству.
В 1830 г. Новороссийский губернатор Воронцов распорядился, чтобы земля Бердянска была отдана под сады и виноградники. Но только спустя 10 лет в мае 1849 г. Ратманом, Энгелем и городским архитектором Банболези были выделены площади размером в одну десятину для немцев и менонитов: Давида Фаста, Иоганна Исаака, братьев Ризен (Гильдебранта Иоганна, Якова); Герхарда и Иоганна Фаста, Петра Ремпеля, Давида Эйзена. Всего для разведения садов были выделены 49 десятин земли в восточной части пригорода Бердянска. 24 семьи являлись выходцами из Молочной, 8 – из Хортицкой группы колоний. Некоторое количество новопоселенцев прибыли непосредственно с территории Польской Пруссии. Позднее, на снятом землемером в 1864 г. плане, участков оказалось 17 вместо 49, а площадь, занимаемая колонистами, равнялась 62 десятинам. Вскоре количество участков сократилось до 10, а владельцы стали именовать их линиями. Этот старый принцип наименований улиц в старой части города сохранился и в настоящее время.
До 1845 г. в Бердянске обосновался купец купец Абрахам Вибе, занимавшийся в основном торговлей шерстью. В 1848 г. в бердянские купцы были причислены менониты Исаак Матиас из Руднервайде и Генрих Янцен из Шензе. Выбирая город в качестве основного места жительства, они пожелали сохранить за собой звание и статус колонистов. В 1850–60-е гг. в состав бердянских колонистов второй и третьей гильдий были причислены: Якоб Гардер (1856), Иоганн Нойфельд (1860), Исаак Дик (1860), Николай Винс (1860), Якоб Эзау (1861), Давид Паульс (1866), Мария Фог и ее сыновья Юлиус, Александр, Табиус, Теодор и дочь Эрнестия. Это свидетельствовало о финансовой возможности переселенцев.
Большинство немецкого и менонитского населения города занималось торговлей. Однако среди них встречались и предприниматели, пожелавшие основать свои производственные предприятия. Одним из первых среди них был Якоб Мартенс из Тигенгагена, открывший в Бердянске уксусный завод. В 1840 г. И. Фризен построил механическую мельницу. В 1841 г. его примеру последовал Якоб Зюдерман, сын которого, Давид Зюдерман, занимался торговлей зерном; в 1845 г. была построена механическая мельница Абрахама Зюдермана. Уже к 1852 г. в Бердянске действовало целый ряд предприятий, принадлежавших менонитам; ветряные мельницы Якоба Берга, Петра Рэмпеля, Якоба Зюдермана (3 предприятия); маслобойка Исаака Энца; механические мельницы Якоба Бюлера, Корнелиуса Классена, Давида Фаста, Иоганна Рэмпеля (4 мельницы); зерноторговая контора Николая Винца и Якоба Исаака Зюдермана; часовая мастерская Б. Веделя; купеческая контора Юлиуса Винца.
Благодаря активной коммерческой жизни и благоприятному экономическому климату Бердянск быстро разрастался. К началу 70-х гг. ХІХ в. здесь действовало 20 рыбных заводов, 16 кирпичных заводов, 6 салотопных, 7 черепичных, 1 мыловаренный, рынок, уездное и приходское училище, православная лютеранская и католические церкви. Власти города выделили менонитам участки для школы и церковного здания. Район их проживания получил название «Немецкая слобода». В 1852 г. в Бердянске проживало 250 менонитов.
После 1860 г. менонитами были основаны новые промышленные предприятия: механическая мельница Давида Хиберта, канатная фабрика «Винц и Янцен». Генрих Эдигер – издатель и финансит – открыл в Бердянске книжный магазин. К 1860 г. в районе так называемого Макорта появилась еще одна слобода, основанная менонитами.
Реформы 1871–1874 гг. привели к активной эмиграции бердянских менонитов. Тем не менее, Бердянск по-прежнему оставался благоприятным для проживания менонитов и ведения их бизнеса.
В 1880-х гг. в городе было проведено электричество и водопровод. Бердянск постепенно превращался в крупный портово-промышленный и торгово-купеческий город. Там работали три библиотеки, четыре книжных магазина.
Процесс развития сопровождался урбанизацией города. По переписи населения в 1897 г. количество жителей Бердянска составляло 26 497 чел., немцев и менонитов. Несмотря на свою немногочисленность, немцы и менониты занимали определенное место в структуре городского самоуправления. Так, в 1861–1862 Городскую управу возглавлял И.Ф. Матиас, с 1876 по 1886 должность градоначальника и начальника порта занимал П.П. Шмидт (отец). Строительство волнореза спланировал и осуществил инженер Роберт фон Дезин.
Хозяйственное развитие города и его окраин было далеко не безоблачным. Часто были эпидемии дизентерии, оспы, азиатской холеры. Детская смертность достигала 70,6 % в 1883 г., особенно в немецкой слободе, где умирали довольно взрослые дети. Документы свидетельствуют, что бывший голова Иван Филиппович Матиас принимал активное участие в оказании помощи населению в период голода, чаще из личных средств.
И.Ф. Матиас был расчетливым купцом, предпринимателем, меценатом. В 80-х гг. XIX в. им были основаны на базе полукустарного производства мастерские по производству машин по ул. Воронцова (нынешняя территория завода сельхозмашин «Первомайский»). Здесь же был открыт торговый дом «Вдова Маттиас и сыновья». Емкий рынок сбыта продукции, исключительная дешевизна рабочей силы, недостаток средств и опыта у местных предпринимателей создавали благоприятные условия для русских подданных и иностранцев. Во второй половине XIX в. в Бердянске немцами и менонитами были основаны и успешно функционировали: завод по производству и ремонту сельскохозяйственного инвентаря Шрейдера (ныне завод «Юждормаш»), где сначала выпускали трех и пятилемешные буккеры и деревянные бороны с железными зубьями. В дальнейшем сам хозяин основал чугунолитейное производство. После его смерти сыновья продали завод Горохову и Янцену. Ближе к 1914 г. Янцен отделился от Горохова и в компании с Винцем основали льняно-канатную фабрику. Завод же сохранил свой профиль и по сегодняшний день.
Среди крупных предприятий города, где проявилась предпринимательская энергия менонитов, следует отметить фабрику Иоганна Иоганновича Кригера (1895). В 1910 г. ее производительность достигла 33 000 руб. Производство соответствовало заводскому уровню и находилось под контролем фабричной инспекции.
Интерес представляет и фабрика Гревза. Ее основатели, предположительно англичане по происхождению, имели родственные связи с менонитской династией Зудерманов. Дочь Джона Гревза, Эмилия, являлась женой Якоба Исаака Зудермана, брата Питера Леппа, потомка Питера Леппа – старшего основателя крупнейшей машиностроительной династии в Екатеринославской губернии. Джон Гревз в 1876 г. основал склад и мастерскую. Уже в 1883 г. по улице Воронцовой был открыт небольшой завод, приобретший в 1884 г. форму акционерной компании. В 1899 г. предприятие было приобретено Бельгийским анонимным обществом, а его основатель некоторое время занимал пост директора.
Бердянск был торгово-купеческим городом. Здесь сложилась целая система скупки-перепродажи. Торговцы подразделялись на купцов-скупщиков и негоциантов, торговавших с заграницей. Интересы иностранных фирм и граждан защищали аккредитованные в Бердянске франко-бельгийское, итальянское, шведское, греческое, датское, австро-венгерское и германское консульства.
Основным экономическим стержнем всего края был и по сегодняшний день остается порт. Все возрастающий грузооборот требовал увеличения причального хозяйства и обеспечения безопасности перевалочных работ. В связи с этим в 1862 г. к югу от пристани началось строительство каменного волнореза. По распоряжению министра путей сообщения, 19 августа 1861 г. для участия в проектировании и строительстве прибыл в Бердянск инженер Р.П. Фон-Дезин. К середине 60-х гг. XIX в. волнорез протяженностью 640 м надежно прикрыл порт от штормовых ветров. Тогда же улучшили портовую сигнализацию, зажгли огонь Верхне-Бёрдянского маяка. К концу XIX – началу XX в. порт был основным центром экспорта хлеба из Северного Приазовья. Только в 1900 г. отсюда вывезли за границу до 20 млн пудов зерна.
Город также испытывал острую нужду в мостовой дороге через город и железнодорожном сообщении. Роберт Фон-Дезин составил в 1862 г. проект спуска, а также главной части города. Но дело так и не сдвинулось с места из-за отсутствия денег. Так продолжалось и после отъезда в 1870 г. Р.П. Фон-Дезина к новому месту назначения. Он был направлен на строительство Ливонской железной дороги. Его мечта о строительстве железной дороги из Харькова была воплощена в 1899 г., когда в Бердянск прибыл первый железнодорожный состав. Это значительно облегчило товарообмен с другими районами страны. Среди членов правления Токмакской железной дороги были братья Эдигер, Петр и Генрих. Генрих Абрамович Эдигер, выборный учитель менонитской общины, соучредитель и редактор местной газеты, выходившей два раза в неделю на немецком языке. Его компаньоном был владелец типографии Тиссен.
С 1885 г. Генрих Эдигер (1858–1943) принимал активное участие в деятельности органов местного городского самоуправления, являясь членом Бердянской Городской Думы. С 1886 по 1889 г. он выполнял обязанности торгового агента Бердянской Городской Думы.
В 1894 г. Эдигер был утвержден на пост члена Бердянской Городской Управы, а с 1895 г. состоял в Учетной комиссии Бердянского отделения Государственного банка, значился в составе Учетной комиссии по торгово-промышленному кредиту (в 1901). Главным делом своей жизни Эдигер считал издательскую практику и в этом он достаточно преуспел. В феврале 1894 г. предприятие Эдигера приняло участие в «Первой всероссийской графической выставке», организованной в Санкт-Петербурге. Продукция издательства, представленная в графической и переплетной секции, была отмечена похвальной грамотой. Кроме того, в типографии Эдигера были опубликованы материалы по истории менонитских колоний: «Хортицкое центральное училище 1842–1892» (Die Chortiza Zentralschule 1842–1892)»; «Сведения о менонитах России». Последняя была издана в 1914 г. – на этапе принятия антинемецкого законодательства и являлась частью кампании, развернутой менонитами на этапе обсуждения Ликвидационного законодательства.
Еще одна идея Фон-Дезина о строительстве парка-сада в центре города на таможенной площади была воплощена в жизнь Петром Петровичем Шмидтом. Проблема финансирования сада не остановила градоначальника и начальника порта, и в 1878 г. сад был заложен на Таможенной площади на личные средства П.П. Шмидта. Он и поныне носит имя его основателя.
Рядом расположилась мужская гимназия, построенная в 1876 г. по проекту инженера Ельского. Здесь в свое время учился и будущий лейтенант Петр Шмидт (сын). Теперь это – Первый корпус Бердянского государственного университета им. Полины Осипенко.
В 1834–1840 гг. в Бердянск прибыла из Кальдово семья менонита Абрахама Зудермана (1790–1865), который стал выборным церковным учителем-проповедником в Бердянском филиале Парденауской менонитской церкви. При общине действовала начальная школа, которую возглавлял Петр Яковлевич Вибе. Здание менонитской церкви сохранилось. Сейчас в ней находится энергоцех завода «Юждормаш».
В 1905 г. в городе открылось частное реальное училище А.А. Нейфельдта. С 1909 г. его директором был П.П. Фаст. В 1903–1904 гг. при новой лютеранской церкви (кирхе) была открыта лютеранская школа (ныне в ней расположен третий корпус Бердянского государственного педагогического института).
Значительная роль в развитии народного образования Бердянска и Бердянского уезда принадлежала барону Н.А. Корфу. С 1871 г., по ходатайству Бердянского земства, Н.А. Корф являлся особым инспектором для контроля и осмотра земских школ. Создание этих учебных заведений способствовало росту самосознания и развитию просвещения не только населению в немецких колониях. Н.А. Корф не раз предлагал увеличить ассигнования из городской и земской управы на оплату учителям. Он также имел право влиять на выбор учителей как для сельских, так и для городских школ.
В 1900–1901 гг. Густав Гамма пытался организовать в городе книжную торговлю, но попытка оказалась безуспешной.
Сегодня в городе немцы составляют незначительную часть населения. Но духовное наследие, передаваемое из поколения в поколение, возрождается и совершенствуется. 19 мая 1989 г. группа этнических немцев во главе с Генрихом Генриховичем Гроутом создали немецкое общество «Widergeburt» («Возрождение»), в котором состоят сами этнические немцы и члены их семей. Несмотря на свою малочисленность (около 100 чел.), общество ведет активную просветительскую и культурную работу. Целью своей деятельности «Возрождение» ставит сохранение традиций, культурного наследия, изучение истории, работу по расширению международных связей, поддержание связей с обществом развития GTZ по вопросам технического сотрудничества. При обществе действует центр немецкой культуры, молодежная организация, курсы ускоренного изучения немецкого языка.
В 1997 г. в городе возрождена лютеранская церковь. При церкви действует клуб «Источник» для любителей дискуссий на немецком языке; воскресная школа для детей, где изучают Библию, обучают немецкому языку, пению, занимаются рукоделием и прикладным и искусством.