DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

НАДЛЕР (Nadler) Василий Карлович (1840–1894), историк

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

НАДЛЕР (Nadler) Василий Карлович (15 декабря 1840, Харьков – 31 марта 1894, Одесса), историк. Родился в семье провизора. Окончил со степенью кандидата историко-филологический факультет Харьковского университета (1862), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1862–64 гг. в ходе заграничной научной командировки посетил Францию, Австрию, Германию, работал в библиотеках и архивохранилищах Парижа, Вены, Берлина, Праги, изучал архивы монастырей, рыцарских орденов, купеческих гильдий и др. В 1864 г. защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию «Причины и первые проявления оппозиции католицизму в Чехии и Западной Европе в конце XIV и начале XV в.» (Харьков, 1864), в 1867 г. – докторскую диссертацию «Адальберт Бременский, правитель Германии в молодые годы Генриха IV» (Харьков, 1867). С 1864 г. приват-доцент, с 1868 г. – исполняющий обязанности экстраординарного профессора, с 1869 г. – ординарный, с 1889 г. – заслуженный профессор Харьковского университета. В 1869–75 гг.секретарь, в 1875–91 гг. – декан историко-филологического факультета, неоднократно исполнял обязанности ректора университета, читал курс всемирной истории, который в переработанном виде был опубликован под названием «Лекции по всемирной истории» (т. 1–4, Харьков, 1889–1910). Курс Надлера по истории Франции конца XVIII – начала XIX вв. издан посмертно в обработке В.П. Бузескула – «Лекции по истории Французской революции и Империи Наполеона (1789–1815)» (Харьков, 1898). С января 1891 г. Надлер – декан историко-филологического факультета Новороссийского университета (Одесса), читал курсы по истории древнего Рима, средних веков, новой истории стран Западной Европы, а также по истории России.

Специалист в области медиевистики, Надлер в своих ранних работах уделял основное внимание политической истории стран Европы эпохи раннего средневековья («Состояние Западной Европы в конце IX и начале X ст.», Харьков, 1865; «Император Оттон III и его время», Харьков, 1865 и др.). Параллельно Надлер занимался историей Византийской империи («Юстиниан и партии цирка в Византии», Харьков, 1876) и Арабского халифата [«Культурная жизнь арабов в первые века Гиджры (1022–1100 гг.) и ее выражение в поэзии и искусстве», Харьков, 1869]. Рассматривая историю западных и южных славян в период раннего средневековья, Надлер отмечал, что они в силу особенностей расселения «принуждены были вступить в роковую борьбу с племенными врагами своими по частям, без сознания единства, без взаимной помощи и поддержки», что в конечном итоге привело к порабощению их иноплеменными народами. Этому способствовали склонность славян «к разъединению, к общинному раздробленному быту», отсутствие у них «организующей, объединяющей силы». Принятие западными славянами католицизма привело, по мнению Надлера, к подавлению «исконно-славянской души». Исходя из этих посылок Надлер в магистерской диссертации рассматривал движение гуситов в Чехии как борьбу против католицизма с целью возрождения «своего собственного национального начала».

В 1880-х гг. сферой научных интересов Надлера стала история внешней политики России 1-й четверти XIX в., которую он рассматривал в общем контексте с политической историей стран Западной Европы. Внимание историка привлекала прежде всего личность императора Александра I, которого он оценивал как выдающегося дипломата. Итогом исследований стали монография «Меттерних и европейская реакция» (Харьков, 1882) и капитальный труд «Император Александр I и идея Священного союза» (т. 1–5, Харьков, 1886–92). Последние годы жизни Надлер занимался изучением истории Одессы, активно участвовал в работах Одесского общества истории и древностей, сотрудничал в газете «Одесский вестник».

Сочинения

Русские исторические руководства и их отношение к науке всеобщей истории, Харьков, 1864; Религиозно-нравственное развитие императора Александра I и идея Священного союза, т. 1–2, б. м., 1884–90; Мифический элемент в истории. Публичная лекция, Харьков, 1887, Нашествие и чума. Эпизод из Одесской старины, Одесса, 1892, Дюк де-Ришелье. Основатель Новороссийска, Одесса, 1893; К изучению истории Одессы, Одесса, 1893; Одесса в первые эпохи ее существования, Одесса, 1893.

Литература

Милюков П.Н., Новый историк двенадцатого года, «Русская мысль», 1887, № 2; Агеев М., В.К. Надлер, Одесса, 1894; Бузескул В.П., В.К. Надлер [Некролог], «Журнал Министерства народного просвещения», 1894, № 5; его же, Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX вв., т. 1, Л., 1929; В.К. Надлер, в сб.: «Византийский временник», т. 1, в. 1, 1894; В.К. Надлер, «Исторический вестник», 1894, т. 5; Яковлев В.А., В.К. Надлер, «Записки императорского Одесского общества истории и древностей», т. 8, Одесса, 1895; Вязигин А.С., В.К. Надлер, в кн.: Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования, Харьков, 1908; Гончарук Т.Г., Новикова Л.В., В.К. Надлер: к биографии историка, в сб.: Одесский университет. Исторический факультет. Записки, в. 4, Одесса, 1997. * Славяноведение в дореволюционной России. Биобиблиографический словарь, М., 1979; ОИ.

Автор: Савчук В.

Задать вопрос