РАУПАХ ГЕРМАН ФРИДРИХ (21.12.1728, Штральзунд – 10.12.1778, Санкт-Петербург), немецкий композитор и клавирист. Сын и ученик штральзундского органиста Кристофа Раупаха (1686–1744), племянник историка церкви Бернхарда Раупаха.
Начальное музыкальное образование получил под руководством отца, далее учился у известного гамбургского композитора и музыкального критика И. Маттесона. По некоторым документально не подтвержденным данным, в 1740-е гг. Г. Раупах стажировался в Италии.
В 1755 г. приехал в Петербург и поступил на придворную службу в качестве клавесиниста с окладом 400 рублей. Его мастерство исполнителя-импровизатора импонировало императрице Елизавете Петровне, и Раупах постоянно выступал на дворцовых приемах, а также играл в покоях императрицы для узкого круга приближенных.
В 1758 г. в Петергофе состоялась премьера его оперы «Альцеста» на русский текст А. П. Сумарокова, которая считается второй в истории оперой на русском языке (после оперы Ф. Арайи «Цефал и Прокрис»). В музыкальном выражении это сочинение было ориентировано на каноны оперы-сериа и предназначено для придворного исполнения. «Альцеста» Раупаха продержалась на русской сцене более 20 лет.
Успех оперы способствовал назначению Раупаха в 1759 г. на должность придворного композитора. Специальным указом императрицы Елизаветы ему был установлен оклад в 1000 рублей, в те времена весьма значительный. С этого момента его масштабные сочинения, посвященные разного рода торжественным событиям и памятным датам, регулярно исполнялись при дворе.
После прихода в 1762 г. к власти Петра III, Раупах в числе других приближенных Елизаветы Петровны был освобожден от службы. Он уезжает в Германию, затем в Париж, где прожил до 1768 г.
Парижский период жизни связал его имя с именем великого классика – В. А. Моцарта: несколько раз они встречались для совместного музицирования. В первых клавирных концертах Моцарта были четырежды переработаны темы Раупаха: в первой части концерта KV 37 – Аллегро из Пятой сонаты, в первой и третьей частях концерта KV 39 – Аллегро и Финал из Первой сонаты, в Анданте из концерта KV 41 – Андантино из Первой сонаты. Известно, также, что двухчастная соната Ля мажор (KV61), считающаяся произведением Моцарта, на самом деле является обработкой сонаты Раупаха (единственный сохранившийся экземпляр его сонаты находится в Парижской библиотеке).
Во французской столице Г. Раупах выступал в публичных и придворных концертах, давал частные уроки. Там же, в Париже, он в 1765 г. опубликовал в издательстве Шевардье шесть сонат для клавесина с аккомпанирующей скрипкой, очевидно написанных еще в Петербурге. Положение Раупаха было устойчивым. Он имел успех у слушателей. Не случайны восторженные отклики о его исполнительском мастерстве, в частности, ученого-энциклопедиста Мельхиора Грима на страницах Correspondance litteraire (15 июля 1766 г.).
В 1768 г. Раупах вернулся в Петербург, где занял пост второго капельмейстера и «композитора балетной музыки» Придворного оркестра. Балетная музыка Раупаха (не сохранилась) представляла собой, главным образом, вставки в оперы других композиторов (особенно Т. Траэтты), но также и самостоятельные сценические произведения.
В эти годы Раупах написал оперу «Добрые солдаты» (либретто М. М. Хераскова). Опера пленяла современников своим лиризмом и пластичностью вокального изложения и снискала популярность. Живя в России, композитор пытался внедрить национальный певческий материал в свои оперные опусы. О близости и органичности для русской музыкальной культуры оперного стиля Раупаха свидетельствует многочисленная фиксация отдельных оперных фрагментов в качестве самостоятельных песен в различных песенниках XVIII–XIX вв. Премьера оперы «Добрые солдаты» состоялась в Вольном российском театре Петербурга уже после смерти композитора, в 1780 г.
При российском дворе Раупах прослужил до 1777 г., после чего стал преподавать композицию, пение и игру на инструментах в музыкальных классах Академии художеств. Учениками Раупаха были русские композиторы П. А. Скоков и Е. И. Фомин.