DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ЛАММ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

ЛАММ ПА­ВЕЛ АЛЕК­САН­Д­РО­ВИЧ (16[28].07.1882, Мо­ск­ва – 05.05.1951, пос. Ни­ко­ли­на Го­ра Мо­с­ков­ской обл.), му­зы­ко­вед-тек­сто­лог, пиа­нист, пе­да­гог, доктор ис­кус­ст­во­ве­де­ния (1944). 

 Из семьи обрусевшего саксонца, слесаря-механика Александра Федоровича Ламма, приехавшего в 15 лет в Россию на заработки, поселившегося в Москве, где впоследствии основал красильную фабрику. Мать – Екатерина Осиповна (урожденная Штелинг) – дочь красильного мастера, выходца из Баварии, перешедшего в православие.

Павел был четвертым ребенком в семье. Склонность к музыке проявлял с самого детства, но отец готовил его к поприщу «ученого экономиста», считая, что музыка для мужчины всего лишь «приятное баловство».

В 1901 г. Павел Ламм окончил школу имени Петра и Павла и по настоянию отца в том же году поступил вначале в Боннский, а затем в Кельнский университет; готовил себя к участию в семейном деле – изучал коммерцию и юридические науки. Проучившись два года, не завершив образование, вернулся в Москву, до 1907 г. служил в разных коммерческих предприятиях и банках. 

После смерти отца в 1902 г. с согласия своего старшего брата Владимира самостоятельно приступил к регулярным занятиям по фортепиано и теории музыки, брал частные уроки у Ф. Э. Лерчера и А. Т. Гречанинова, много аккомпанировал брату Владимиру – певцу-любителю. В 1906–1912 гг. Ламм обучался на фортепианном отделении Московской консерватории по классам К. А. Киппа и Е. Е. Шишкина, по окончании которой получил звание «свободного художника».

Со студенческих лет аккомпанировал А. В. Стенбок-Фермор, Н. А. Олениной-Д'Альгейм, Е. В. Копосовой. Часто выступал в концертах общества «Дом песни» (был его действительным членом) и «Вечеров современной музыки». Тогда же сблизился с композиторами А. А. Олениным и Н. Я. Мясковским (посвятил Ламму Седьмую симфонию). До 1917 г. концертировал как пианист.

В 1910-е гг. Ламм начал сотрудничество с несколькими московскими музыкальными издательствами (П. И. Юргенсона, А. Б. Гутхейля, с Российским музыкальным издательством), а после революции 1917 г. несколько лет (по 1923 г.) возглавлял Государственное музыкальное издательство, занимался составлением каталогов и научной разработкой рукописей: основал Государственную музыкальную нотницу с архивами рукописей и редких изданий. С 1918 г. – заведующий архивной секцией МУЗО Наркомпроса.

В 1914 г. он был арестован как иностранный подданый враждебного России государства (не стал принимать российского подданства, так как не хотел числиться мещанином), вскоре отпущен, но выслан в Бирск Уфимской губернии. А в 1923 г. по ложному доносу композитора А. А. Крейна (который, по словам Ламма, «не ведал, что творил»), был арестован и несколько месяцев провел в Бутырской тюрьме. На свободу выпущен благодаря ходатайству А. Б. Гольденвейзера.

В 1924–1929 гг. – действительный член Музыкальной секции Государственной академии художественных наук, в 1927–1930 гг. – член-корреспондент Института истории искусств. В 1938–1947 гг. – руководитель камерного класса Оперной студии имени К. С. Станиславского.

Оставив административную работу в начале 1920-х гг., Ламм поступил на работу в Московскую консерваторию (преподавал в 1919–1951), где вел классы камерно-инструментального и камерно-вокального ансамбля, класс обязательного (общего) фортепиано, класс практического изучения симфонической литературы. В последнем давал ученикам играть музыкальную литературу по своим собственным переложениям для восьми рук. Эту практику горячо поддерживали выдающиеся музыканты того времени, в частности, пианист и профессор Московской консерватории Г. Г. Нейгауз. Среди консерваторских учеников Ламма – пианист А. Н. Ведерников, виолончелист В. Л. Симон, певица Е. Д. Кругликова, дирижер Л. М. Гинзбург и др. В 1944–1948 гг. работал в Комиссии по источниковедению и текстологии Научно-исследовательского кабинета Московской консерватории.

Имя Павла Александровича Ламма вошло в историю музыкальной культуры благодаря объемным трудам по сохранению и научной публикации творческого наследия русских композиторов-классиков. Эти издания, по мысли Ламма, должны были представить текст композиторов без искажений и сделать доступным его для исполнителей и исследователей.

Следуя образцам собраний сочинений, выпускавшихся в Европе с середины XIX в., в 1910-х гг. Ламм на основе изучения автографов и восстановления авторского текста инициировал проект Полного собрания сочинений М. П. Мусоргского. По рукописям готовил к изданию оперу «Князь Игорь» А. П. Бородина; партитура оперы-фарса «Богатыри» Бородина была им полностью отредактирована, сделано переложение для пения с фортепиано; клавир был набран, однако после идеологического разгрома спектакля А. Я. Таирова с новым текстом Д. Бедного (Камерный театр, 1936) долго оставался неизданным.

Ламм восстановил по сохранившимся голосам партитуру и клавир оперы «Воевода» П. И. Чайковского, отредактировал и впервые издал несколько его инструментальных сочинений. Оркестровал оперу «Кудеяр» Оленина. В редакции Ламма впервые изданы Фортепианный квинтет, струнные Трио и Секстет Бородина, партитуры оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского, симфонии е-moll С. И. Танеева, ряд произведений С. В. Рахманинова, А. К. Лядова, Р. Шумана, Э. Грига, Ф. Листа, Х. Вольфа.

Благодаря деятельности Ламма музыкантам-исполнителям стал доступен обширный пласт русской музыки. За свою работу Павел Александрович был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями «За доблестный труд» и «В память 800-летия Москвы».

Квартира Ламма в здании Московской консерватории и его дача на Николиной горе стали центрами притяжения музыкантов первой половины XX в. Там бывали как консерваторские ученики Павла Александровича, так и выдающиеся музыканты тех лет, в том числе композиторы Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев.

Павел Александрович был далек от политики, в его доме даже запрещались разговоры на политические темы. Однако неприятности 1946–1949 гг., когда досталось и Мясковскому, и Шостаковичу, и многим другим музыкантам, не могли пройти бесследно и для него. На фоне происходящих событий после продолжительной болезни Ламм умер на своей даче близ Звенигорода, не дожив до 70 лет.

Похоронен на Введенском кладбище.

Значительная часть документального наследия Ламма, включающая многочисленные рукописи его переложений для восьми рук, материалы по научному редактированию музыкальных произведений и громадную нотную библиотеку, хранится в собрании Российского национального музея музыки.

Память о своем выдающимся родственнике хранили племянница и приемная дочь П. А. Ламма – Ольга Павловна Ламм и его правнук – музыковед, кандидат искусствоведения Денис Германович Ломтев (р. 1972), выпускник Московской консерватории (работал на кафедре истории зарубежной музыки).

Источники

Автор: Королева И.А.

Задать вопрос