Коцебу Август Фридрих Фердинанд фон (03.05.1761, Веймар – 23.03.1819, Мангейм), драматург и романист, газетный агент на русской службе в Остзейском крае; надворный советник.
В возрасте двух лет потерял отца, воспитывался матерью, которая прививала сыну любовь к чтению.
Учился в Веймарской гимназии, где преподавал его дядя Музеус. В этот период познакомился с И. В. Гёте, который вел беседы с начинающим литератором и даже удостоил его чести играть вместе в любительском спектакле по своей пьесе «Брат и сестра». К гимназическому периоду жизни Коцебу относится и его знакомство с Ф. М. фон Клингером, автором знаменитой драмы «Sturm und Drang».
С 1777 г. обучался Йенском университете, где изучал латинский и греческий языки, поэзию, участвовал в спектаклях общества артистов-любителей, исполняя, ввиду своей молодости, женские роли ingenues. Стихотворение Коцебу «Ralph und Guido» было напечатано в издании К. М. Виланда «Der deutsche Mercur». В следующем году перешел в университет в Дуйсбурге, где организовал любительскую труппу и давал спектакли в католическом монастыре. В 1779 г. Коцебу возвратился в Йенский университет и завершил юридическое образование, а затем занялся адвокатурой в Веймаре.
В Веймаре Коцебу написал свою первую комедию «Модные женщины», сюжет которой заимствован из современной скандальной хроники (не вышла в печать). Здесь же брал ежедневные занятия у Музеуса, подражая писателю в своих произведениях, как до этого подражал Гёте, Виланду и Бюргеру.
За свою жизнь Коцебу написал 211 драматических произведений, 10 романов, 3 сборника рассказов, 2 сборника стихотворений, 5 исторических трудов, 4 автобиографических сочинения и 9 сочинений полемического характера, кроме того, им переведено пять сочинений с иностранных языков и в том числе стихотворения Г. Р. Державина. Коцебу он был редактором и издателем 10 периодических изданий, значительная часть текста которых принадлежала его перу.
Коцебу был самым успешным немецкоязычным публицистом своего времени, издателем литературно-политических журналов, таких, как «Простодушный, или серьезность и шутка» (1803–1807, Берлин), посвященного литературной полемике с И. В. Гёте и немецкими романтиками, или журнал «Пчела», (Кёнигсберг), направленного против Наполеона. Он был самым востребованным драматургом, царствовавшим на европейской театральной сцене эпохи Гёте.
В литературных кругах художественные достоинства его пьес оценивались или очень высоко, или предельно низко. Философ и литератор Ф. Шлегель называл Коцебу «позором немецкой сцены». Гёте считал творчество Коцебу «гнусным вздором», признавая за Коцебу наличие «превосходного, но неглубокого таланта», а поэт и драматург З. Вернер упрекал его в «бесстыдстве, равным которому может быть только французская безнравственность». За негативными отзывами многие современники видели, прежде всего, проявление затаенной зависти. Гёте, несмотря на свое демонстративное пренебрежение, поставил на сцене Веймарского театра 87 пьес Коцебу.
Противоречивой была и личная репутация Коцебу. Ему, немцу удалось послужить трем русским монархам: Екатерине II, Павлу I и Александру I, о которых он всегда отзывался в своих сочинениях с большим почтением.
Впервые в Россию Коцебу прибыл осенью 1781 г. благодаря рекомендательным письмам прусского посланника при русском дворе к графу Ф. Герцу. Коцебу получил место секретаря у Ф. В. Бауэра и стал его помощником по дирекции немецкого театра в Петербурге. В 1783 г. перешел на службу в Остзейский край, где получил место асессора Ревельского апелляционного суда. Через два года, в 1785 г., Коцебу был назначен президентом Ревельского магистрата.
В начале 1790-х гг. Коцебу издал памфлет в виде драмы «Doktor Bahrdt mit der eisernen Stirn oder die deutsche Union gegen Zimmermann. 1790» и подписал его не своим именем. Следствием этой истории стало многолетнее судебное разбирательство. В сохранившейся переписке 1791 г. Екатерины II с Фридрихом Гриммом можно встретить отзывы о драматурге, в которых императрица выражает уверенность в том, что Сенат скоро пришлет Коцебу «отставку за то, что он не исполняет своей должности». Все это свидетельствует о далеко непрочном служебном положении Коцебу.
В 1795 г. Коцебу вышел в отставку, и поселился в своем имении Фриденталь в 40 верстах от Нарвы, занимаясь исключительно литературными трудами. Однако уже в 1798 г. он вступил в должность секретаря императорского театра в Вене.
В апреле 1800 г. Коцебу поехал в Петербург, где в кадетском корпусе воспитывались его сыновья, но на русской границе по Высочайшему повелению был арестован и сослан в Сибирь. По дороге он пытался бежать, но неудачно. Местожительством ему был назначен город Курган. В ссылке Коцебу пробыл недолго: уже в начале июля 1800 г. ему была возвращена свобода. Этим он был обязан своей весьма посредственной пьеске «Лейб-кучер Петра III», которая попала в руки императору Павлу Петровичу. Драматург был возвращен из изгнания, осыпан милостями (получил имение в Лифляндии, 400 душ, чин надворного советника) и поставлен директором петербургского Императорского немецкого театра. Кроме того, император избрал Коцебу для перевода на немецкий язык своего известного вызова европейским государям, составленного им собственноручно на французском языке. Перевод очень понравился императору, который пожаловал Коцебу табакерку с бриллиантами и поручил составить описание вновь выстроенного Михайловского дворца («Краткое описание Императорского Михайловского дворца, 1801 г.»).
По вступлении на престол Александра I, Коцебу подал прошение об освобождении его от должности директора театра и о разрешении выехать за границу. Прошение это было удовлетворено, и Коцебу 29 апреля 1801 г. выехал из Петербурга за границу.
В 1813 г. Коцебу обосновался в Берлине. В это время Александром I ему поручено было редактировать выходивший при главной квартире полуофициальный журнал «Russich-deutsches Volksblatt» (вышло 39 номеров). Целью журнала было распространение на германских территориях достоверной информации о ходе военных действий. В воздаяние услуг, оказанных Коцебу общему делу, он, независимо от избрания 4 октября 1815 г. в члены-корреспонденты Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, был в 1816 г. назначен русским консулом в Кёнигсберге.
В середине 1816 г. он оставил свой пост в Кёнигсберге ради нового поручения, поступившего от министра иностранных дел России графа К. В. Нессельроде, который предложил Коцебу занять должность литературного корреспондента. Нессельроде подчеркивал, что деятельность Коцебу по составлению «бюллетеней» для русского правительства должна носить научный, а не политический характер. В этой связи министр отказывал ему в формальной аккредитации при русской миссии в герцогстве Саксен-Веймар. Он считался командированным в Германию с содержанием в 1875 рублей в месяц, 1000 рублей выделялось на путевые расходы и до 700 рублей на покупку книг и почтовые расходы.
Коцебу поселился в Веймаре. «С целью поддержания уважения к религии, борьбы с фанатизмом, чтобы хвалить все хорошее и препятствовать распространению всего дурного, и кратко информировать публику обо всем интересном, что появилось в области литературы» Коцебу начал издавать «Литературный еженедельник». Это издание сразу же вызвало резкие нападки со стороны студенческих корпораций, которые обвиняли Коцебу в том, что он является «русским шпионом» и «предает Германию, только что избавленную от французского ига, во много раз более худшей русской тирании». На известном Вартбургском празднике (1817 г.) студенты торжественно предали сожжению сочинение Коцебу «Geschichte des deutschen Reichs», вместе с кодексом Наполеона и прусским указом о жандармерии.
Последней каплей, предрешившей судьбу литератора, стала позиция Коцебу в отношении меморандума А. Стурдзы «О современном состоянии Германии», опубликованном во время Ахенского конгресса осенью 1818 г. 5 декабря 1818 г. Коцебу написал прошение об отставке и переехал из Веймара в Мангейм. В феврале 1819 г. Александр I разрешил ему вернуться в Россию, но был убит 23 марта 1819 г. студентом богословия Карлом-Фридрихом Зандом, считавшего Коцебу главнейшим препятствием к распространению либеральных идей Германии.
Главным «прегрешением» известного литератора стала его многолетняя служба русскому правительству. Коцебу, как «символ политической реакции, всего чуждого немецкой нации, порабощения немецкой свободы иностранными державами, политической коррупции и измены Родине», в формирующемся национальном самосознании немцев как нельзя лучше подходил на роль «врага».
За 58 лет жизни Коцебу был трижды женат, у него родилось 17 детей, в том числе будущий мореплаватель Отто Евстафьевич Коцебу.