DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

МУКОМОЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Рубрика: Экономическая история

МУКОМОЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – производственный процесс по переработке зерна в муку, осуществляемый на мукомольном заводе (мукомольной мельнице). История возникновения и развития мукомольного производства насчитывает несколько тысячелетий. Основа современной технологии размола зерна была заложена в конце XIX в. с созданием вальцового станка, просеивающей машины (рассева), ситовеечной машины.

В Манифесте от 22 июля 1763 г.сообщалось о правах переселенцев строить мельницы и основывать другие производства. На реализацию этих планов правительством императрицы Екатерины II были обещаны кредиты в размере 800 руб., которые должны были быть возвращены в течение последующих 15 лет.

 Среди первых колонистов были мукомолы, которые построили несколько голландских ветряных мельниц с цилиндрами на волосяных, а затем и шелковых ситах, для просева муки. Это было новшеством в России, так как русские мельницы вырабатывали только размольную муку, которая затем домашним способом просеивалась ручными мочальными и проволочными ситами. Ввиду этого на колонистские ветряки стали возить хлеб для размола и русские крестьяне, и помещики. Увеличивавшийся спрос на помол побудил колонистов строить водяные мельницы. Начиная с 1770-х гг., по рекам Медведице, Карамышу, Добринке, Щербаковке, Кулалинке, Даниловке, Тарлыку, Большому и Малому Караманам и их притокам появились водяные мукомольные мельницы. Долгое время мельничное производство оставалось монополией колонистов в Поволжье. Их приглашали русские помещики для устройства мельниц в своих имениях. Кроме того, колонисты старались занять соседние с их наделами реки и родники, в пределах свободных казенных земель, самовольно устраивая на них мельницы, которые впоследствии при отводе этих земель колониям в дополнительный надел по 5 ревизии, были экспроприированы в пользу колонистских обществ по указу 26 ноября 1808 г. В «Распоряжении» Конторы опекунства иностранных поселенцев говорилось об экономической необходимости строительства мельниц в немецких и менонитских колониях.

Первые мельницы, построенные в колониях, являлись ветряными, реже водяными. В немецких колониях встречались три типа конструкций ветряных мельниц: 1) мельница на столбе (отличалась надежностью и дешевизной (получила наибольшее распространение в Хортицких колониях); 2) более дорогая «рубашечная» мельница, механизм которой располагался на самой вершине постройки; 3) башенная мельница, кирпичный корпус которой имел круглую форму (была распространена в Крымских, Молочанских, Заградовских колониях).

В первой половине XIX в. в Поволжье колонисты Рейсих, Бейзель, Квинт и Шира, в силу повышенного спроса на мучное производство, стали скупать у частных владельцев г. Камышина по речкам Камышинке, Елшанке, Сестренке садовые участки и устраивать на них водяные мельницы. К середине XIX в. все реки и родники в пределах колонистских владений были усеяны водяными мукомольными мельницами, снабжавшими мукой волжский регион от Рыбинска до Астрахани.

С 1850-х гг. колонисты начали расширять производство путем строительства новых мельниц, снимаю в аренду у частных владельцев новые участки у рек или уже выстроенные мельницы для преобразования в более крупные. Спрос на немецкую сеяную муку был достаточно высок в течение нескольких лет и составлял около 3-х рублей за пятипудовый мешок (1 пуд – 16 кг).

Среди владельцев мельниц были Киндсфатер, Шмидт, Рейнеке, выстроившие на р. Латрык первые крупчатые мельницы В 1842 г. братья Петер, Андреас и Якоб Шмидт вместе с Конрадом Рейнеке арендовали у князя В.П. Кочубея Поярковскую водяную мельницу на реке Латрык. В 1845 г. эти семьи взяли в аренду еще одну крупную водяную мельницу – Неклюдовскую. Через три года арендаторы по жребию разделили эти мельницы, продолжая брать в аренду все новые и новые мельницы. В течении 1860–1870 гг. семейства Рейнеке Шмидт и Борель активно скупали наиболее крупные мельницы по всей Саратовской губернии. Так, Конрад Рейнеке, оставив за братьями Андреасом и Лукасом ряд арендованных мельниц, купил у графа Гурьева на реке Медведице мельницу с суточным размолом в 700 пудов.

До этого мукомольное производство находилось на кустарном уровне, а многочисленные небольшие мельницы у колоний в основном мололи зерно

для местных нужд. Товарное зерно скупалось русскими купцами и переправлялось по Волге на север на крупные мельницы Нижнего Новгорода и Рыбинска. Теперь же эти мельницы направляли произведенную муку на рынок.

Ряд новых мельниц вскоре появился по рекам Медведице, Чардыму, Карабулаку, Карамышу, Терешке. К концу 1860-х гг. колонисты снимали по указанным рекам 20 больших мельниц при 193 поставах, размалывавших около 3 млн. пудов хлеба: пшеницы и ржи. Спрос на муку опережал предложение. Колонисты Зейферт и Зауэр в конце 1860-х гг. выстроили в Саратове на берегу р. Волги, а Асмус в 1870-х гг. в Екатериненштадте паровые мукомольные мельницы. В 1878–1879 гг. Саратове выросли громадные паровые мельницы К. Рейнеке с производством 8000 пудов в сутки, и братьев Шмидт – 12 000 пудов в сутки. В начале 1880-х гг. мельница Зейферта перешла к Шмидтам, а Зауэра – Борелю. В начале XX в. перестроенные и усовершенствованные мельницы Шмидтов, Бореля и Рейнеке перемалывали до 70 000 пудов пшеницы в сутки.

Объемы производства муки на мельницах этих трех семей впечатляли. Например, на саратовской мельнице Э.И. Борель в 1892–1908 гг. было переработано 25 млн. пудов пшеницы, а на Добринской мельнице за это же время – 36 млн. пудов. Еще большей была годовая производительность каждой из двух мельниц фирмы Шмидт, составлявшая 3,3–3,5 млн. пудов пшеницы. К началу Первой мировой войны Саратов вышел на первое место в России по производству муки.

На мельницах немцев-предпринимателей было занято большое число

рабочих. Только на двух шмидтовских мельницах работало 58 служащих или приказчиков, как их называли в то время в России, и 510 рабочих. До 500 рабочих и служащих было занято на мельницах Борель. И это без учета задействованных на пароходах и баржах, в представительствах в различных городах, агентов по закупке зерна в различных населенных пунктах поволжского региона.

В 1890-е гг. немцы-мукомолы берут под свой контроль не только производство муки, но и ее продажу по России. Первыми эти шаги предприняли братья Шмидт, учредившие в 1888 г. Торговый дом, сразу же открыв представительство фирмы в Москве.  В 1892 г. был учрежден Торговый дом Эммануил Борель и сыновья, а в 1899 г. учредил свой Торговый дом Конрад Рейнеке.

В конце 1890-х гг. представительства этих фирм существовали в Петербурге, Астрахани, Рыбинске Нижнем Новгороде и др. городах России.

Несмотря на постройку в Саратове железной дороги, главной торговой артерией оставалась Волга. Для успешных торговых операций были нужны собственные корабли и баржи. Больше всего в данном направлении преуспела фирма братьев Шмидт, создав собственное пароходство, в состав которого входило 5 пароходов «Карамыш», «Иосиор», «Колонист», «Крупчатник» и «Русалка», 32 баржи и 2 плавучих элеватора. В собственности фирмы Бореля имелось 2 парохода и 18 барж, а у Рейнеке – 2 парохода («Конрад» и «Елизабета») и 17 барж.

Успехи саратовских мукомолов в конце XIX в. были высоко оценены на различных промышленных выставках. Первой высокую награду, серебряную медаль Императорского вольного экономического общества в 1880 г., получила фирма Рейнеке, а в 1882 г. на Всероссийской промышленно-художественной выставке получила право использования государственного герба на своей продукции. Фирмы Шмидт и Борель в конце 1880-х гг. также на различных российских выставках получили высокие награды.

В 1890-е гг. признание больших заслуг этих фирм пришло и за границей. Дважды, в 1892 и 1900 гг. фирма Рейнеке получала золотую медаль на выставках в Париже, а в 1897 г. золотую медаль в Стокгольме. На этой же выставке в Стокгольме золотую медаль получила фирма Шмидт. В Париже Гран-при и золотую медаль получал и Борель.

Похожая картина наблюдалась и в колониях Юга России. Первая водяная мельница в колониях на Хортице появилась в с. Розенталь в 1790-х гг. и просуществовала около 10 лет. Колонисты называли ее «общественной мельницей», поскольку она принадлежала общине в целом. Первое частное мукомольное предприятие появилось в 1803 г. в с. Кронсвайде. Принадлежало оно Якову Нибуру – родоначальнику династии, к которой, в частности, принадлежали его сыновья Абрахам и Герман. К 1819 г. в Хортицких поселениях насчитывалось 22 ветряные мельницы, в 1828 г. – 33. В Молочанских колониях в 1830-х гг. действовало 38 усовершенствованных ветряных голландских мельниц. Тогда же в колониях появились и ремесленники – строители мельниц: колонисты Бок (с. Шенвизе), Фризен (с. Шпаррау).

Развитие мельничного производства стимулировалось аграрным характером немецких поселений. На начальном этапе мукомольное производство в колониях развивалось, как и в Поволжье, на уровне кустарного промысла. Каждый из владельцев мельничных предприятий являлся одновременно и собственником большого участка земли. Я. Нибур имел земельные владения в с. Кронсталь. Полученная прибыль использовалась первую очередь на покупку новых земельных участков.

В первой половине XIX в. практически каждая колония имела свое мельничное производство. В 49 немецких и менонитских колониях Екатеринославской губернии насчитывалось 93 ветряных и водяных мельницы, в 40 поселениях Херсонской губернии – 222 ветряных и 1 водяная мельницы, в Таврической губернии – 86 ветряных и водяных мельниц. Качественно новый этап в развитии мукомольного промысла в немецких колониях начался в 1860-х гг. XIX в. Уже на рубеже 1820–1830-х гг. производство зерна в немецких колониях начало резко увеличиваться, в связи с хозяйственной адаптацией переселенцев и новых технологий сельское хозяйство. С начала 1830-х гг. правительство повысило цены на хлеб, что также стимулировало развитие производства муки. После основания в 1825 г. г. Бердянска, который впоследствии стал основным рыночным центром, возрос зерновой товарооборот, а, следовательно, и необходимость в зерноперерабатывающем производстве.

Появление паровых мельниц привело к прорыву в развитии мукомольного производства, превращению его в особую промышленную отрасль. Наиболее производительными были вальцевые конструкции, впервые примененные на предприятиях Иоганна Тиссена-внука (в Екатеринославе) и Германа Нибура (на Хортице). Владельцами первых паровых мельниц в немецких и менонитских колониях стали Г. Тэвс (1867, с. Розенталь), Г. Нибур (1872, с. Хортица), П. Фаст (1879, с. Хортица), И. Паульс (1879, с. Айнлаге), братья Классен (1878, Мелитополь). В Грюнфельде и Ново-Хортице (Шляхтин-Баратов) действовали три ветряные мельницы Ремпеля и Шелленберга. Первые паровые двигатели приобретались за границей, и лишь спустя некоторое время к их производству приступил завод «Лепп и Вальман».

Последняя треть XIX в. именуется в менонитской историографии «эрой мельниц», когда самым лучшим пожеланием благополучия и достатка являлось выражение: «Желаю тебе иметь мельницу». На рубеже XIX–XX вв. в Хортицких поселениях Екатеринославской губернии числилась 21 мельница; из них в Хортаце – 8, Айнлаге – 4, Остервике – 3, Нижней Хортице – 1, Шенвизе – 4. Все они были построены между 1869 и 1898 гг. 10 из них имели паровой двигатель. Производительность ветряных мельниц составляла от 25 до 78 пудов зерна в сутки, паровых – от 80 до 360 пудов.

Большое значение для развития паровых мельниц играло строительство железных дорог и рост добычи каменного угля, поскольку паровые мельницы в качестве топлива использовали уголь.

Данные о введении паровой техники в немецких и менонитских колониях Юга России в 1875–1878 см. в таблице.

Губернии

Количество мельниц

Количество паровых машин

Мощность (в лошадиных силах)

Киевская губ.

13

13

213

Подольская губ.

34

34

337

Черниговская губ.

4

5

42

Харьковская губ.

27

24

308

Полтавская губ.

9

9

123

Екатеринославская губ.

33

35

744

Херсонская губ.

57

61

1237

Таврическая губ.

10

11

124

Всего

187

192

3128

 

В 1878 г. основными центрами промышленного мукомольного производства на Украине являлись Одесса (21 мельница), Екатеринослав (9 мельниц), Херсон (4). Выгодность помола на мельницах была такой, что позволяла в течение 3–4 лет вернуть все потраченные средства, то есть появилась возможность завести мельницу на занятом капитале. Кризис в мукомольном производстве разразился в 1884 г. (цены на муку упали, производство сократилось, осталась масса нереализованной продукции).

В 1880 в с. Александрфельд (Заградовка) была основана механическая мельница И. Кена на конной тяге. Такую же конструкцию имела мельница в с. Альтонау (Заградовка). Первая мельница с паровым двигателем была основана в с. Тиге в 1896 г. Ее владельцы – Г. Герцен и П. Дорлов – впоследствии продали ее П. Деку, который сделал ее самым значительным паровым производством в Заградовских колониях. Паровые мельницы меньшего масштаба имелись в других заградовских поселениях: Штейнфельд, Александрфельд, Францфельд. Владельцами паровых мельниц в Гальбштадте (Молочанск) являлись Вильмс, Рейхенфельде – Шац и Нейзер, Лихтенау – Глеклер, Кронсфельде – Ульмер, Фридрихсфельде – братья Грюнер.

В 1890 г. в селении Францфельд (Языково) основана двухэтажная паровая мельница Д. Леткемана (действовала до 1940). Владельцами паровых мельниц в Крыму (Спат) являлись Дж. Лангеман, Дж. Янц и Ф. Тэвс. В Одессе в 1879 г. начала действовать паровая мельница Э. Маса.

Первые немецкие мельницы возникали также и в городах. Около 1806–1808 гг. в Екатеринославе была основана приводимая в действие за счет конной тяги мельница Генриха Тиссена. С 1856 г. предприятие было передано во владение его сыну Иоганну, который в 1861 г. приступил к строительству паровой мельницы. Оборудование для мельницы было доставлено из Англии и Франции. Авторами проекта являлись английские инженеры Грэм и Грэвз. Мельница начала функционировать с 1863 г. В 1863–1880 совладельцем И. Тиссена являлся Г. Гиз. С 1880 – Иоганн Тиссен-внук. В 1910 г. продукция данной мельницы была награждена золотой медалью Южнорусской областной промышленной и кустарной выставки. Данное производство вырабатывало ежедневно 5,5 тыс. пудов муки. В 1880 г. Гиз основал свою собственную мельницу, оборудование для которой было приобретено в Германии.

С 1844 г. в Екатеринославе действовала мельница Иоганна Фаста. В 1866 г. им же была основана паровая мельница, которая с 1890 по 1895 г. была реконструирована. В 1817–1867 гг. в Екатеринославе действовала ветряная мельница Г. Тэвса. Она была существенно расширена и переоборудована его сыновьями (фирма «Братья Тэвс»).

В Херсоне в конце 1850-х гг. основана паровая мельница Якова Тиссена. В конструкции мельницы использована американская технология очистки.

Колонисты также являлись основателями паровых мельниц в городах Никополь, Полтаве, под Харьковом (хутор Шевченко), различных селениях Бессарабии, Области Войска Донского, Юго-Западной Сибири. В Изюмском округе действовали паровые мельницы братьев Фрезе, колонистов Краузе, Бикерта, Бергена, Дина, Виге, Эппа.

На рубеже XIX–XX вв. появились первые мукомольные компании, среди которых вскоре выделились региональные лидеры. В 1895 была зарегистрирована компания «Нибур и Ко», владельцами которой являлись Герман Нибур и Иоганн Дэк. Впоследствии данной компанией был учрежден Коммерческий банк (1904). Из 26 мельниц Хортицкой волости к 1915 г. 11 находилось в собственности компании Нибура. Каждая из них производила ежедневно от 18 до 125 тонн продукции. Самая крупная мельница Нибура в с. Шенвизе, основанная в 1906 г., производила ежегодно 7 тыс. пудов муки. В 1906 в с. Айнлаге возникла «Мельничная компания».

В 1892 г. новые владельцы бывшей мельницы Мана, Ф. Орлов и Л. Дурьян, основали предприятие «Торговый дом Ф. Орлов и Л. Дурьян». В его составе находилась еще одна паровая мельница, основанная в 1896 в с. Тиге (Заградовка). Предприятие, расположенное в Одессе, было оснащено новейшими средствами анализа, очистки, удаления суррогатов, что существенно повышало процент белой муки. Продукция торгового дома экспортировалась в Скандинавию, Дальневосточный регион.

В 1912 г. возникла фирма «Классен и Нойфельд», владевшая тремя паровыми мельницами в г. Мелитополе. С 1902 г. собственником предприятий являлся Я. Нойфельд – известный специалист мукомольного производства. При нем ежедневная выработка предприятия составляла 6 тыс. пудов пшеницы, ежегодно – 2 млн пудов.

В целом в 1914 г. в Хортицкой волости действовали 30 водяных и 30 паровых мельниц, в Гальбштадтской – 37 ветряных и 27 паровых, в Гнаденфельдской – 38 ветряных и 16 паровых. Ежегодно мельничными компаниями колонистов и меннонитов перерабатывалось на муку несколько миллионов пудов зерна.

С началом Первой мировой войны производство мельничных предприятий было приравнено к выпуску оборонной продукции. Эта мера позволила в большинстве случаев избежать секвестрования основных производств. Компания «Нибур и Ко» утратила доходы от банков и рудников. Несмотря на некоторый спад производства зерновых, даже убыточные прежде мельницы работали с полной загрузкой. Например, в 1914 г. возобновил свою деятельность ранее объявленный банкротом «Торговый дом Ф. Орлов и Л. Дурьян».

После Октябрьской революции 1917 г. и установления советской власти началась национализация мукомольного производства. В 1919–1920 гг. национализации подверглись лишь крупнейшие мельницы. В Хортицкой волости таковых насчитывалось 9. Они находились в ведении местных исполнительных комитетов Советов и были переданы в аренду коллективным товариществам «социалистического» типа. Часть мельниц была разрушена в годы Первой мировой и Гражданской войн. В период Нэпа некоторые пригодные к эксплуатации мельницы, как правило незначительные по своим мощностям, были возвращены бывшим владельцам на правах аренды, средний срок которой не превышал трех лет. Только в 1926 г. в районный бюджет Хортицкого района от семи арендованных частными лицами мельниц было получено 24 248 руб. После 1928 г. мельничные предприятия вошли в общегосударственную систему мукомольной промышленности.

 

Литература

  • Лит.: Фабрично-заводские предприятия Российской империи. Пг., 1914
  • Дитц Я.Е. История поволжских колонистов. М., 1997.
  • Осташева Н. Мукомольное производство. //Немцы России. Энциклопедия. М., 2006. Т. 2. С.572–575.

Задать вопрос