ГЛИЭР РЕЙНГОЛЬД ЭРНСТ МОРИЦЕВИЧ (11.01.1875, Киев – 23.06.1956, Москва), композитор, педагог, дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1927), народный артист Азербайджанской ССР (1934), народный артист РСФСР (1935), народный артист Узбекской ССР (1937), народный артист СССР (1938), кавалер трех орденов Ленина (1945, 1950, 1955), лауреат трех Сталинских премий I степени (1946, 1948, 1950).
Родился в семье немецкого подданного, переехавшего в Киев из саксонского города Клингенталя, Эрнста Морица Глиэра (Glier) (1834–1896), потомственного мастера духовых инструментов. С 1854 г. отец Глиэра жил в Варшаве, где работал подмастерьем на фабрике своего дяди; став мастером, обосновался в Киеве и содержал небольшую мастерскую, которую гордо называл «фабрикой». Мать Жозефина Викентьевна (Юзефа Фёкла, урожденная Корчак; 1852–1937), из семьи польских ремесленников, много внимания уделяла воспитанию и обучению детей. Р. М. Глиэр был третьим из четверых детей в семье, крещен в евангелической лютеранской церкви Святой Екатерины в Киеве.
С раннего детства отец готовил сыновей к продолжению своего дела. В десять лет, когда мальчика определили во 2-ю Киевскую гимназию, он втайне от родителей впервые взял в руки скрипку и сам нашел преподавателей, которые помогали ему осваивать инструмент. Вопреки родительской воле в 1891 г. Глиэр поступил в Киевское музыкальное училище, в класс чешского скрипача О. Шевчика. В 1894 г. поступил в Московскую консерваторию по классу скрипки, а затем и композиции. Его наставниками были скрипач Н. Н. Соколовский, композиторы С. И. Танеев, А. С. Аренский, Г. Э. Конюс и М. М. Ипполитов-Иванов.
Большое значение для формирования Глиэра как композитора в то время имело посещение творческих вечеров московских музыкантов, которые обычно проходили у А. Б. Гольденвейзера. В круг общения Глиэра входили А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов, который говорил о Глиэре: «Как удачно подходит Глиэру имя Рейнгольд – ведь он действительно, как человек, чистое золото» (нем. Rheingold – «Золото Рейна»).
В 1897 г. Глиэр принял русское подданство. В 1900 г. окончил консерваторию с золотой медалью, был создателем Симфонии № 1, ряда камерных произведений, оперы-оратории «Земля и небо».
Уже в первых сочинениях композитора заметно влияние народных мотивов, присущее и последующим его произведениям. Вероятно, тогда же сформировались эстетические воззрения Глиэра: «Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением. Жизнь большей части людей слишком тяжела сама по себе, а если еще искусство станет отравлять те минуты, которые человечество посвящает отдыху, то оно потеряет тот смысл и ту высокую цель, которую оно одно может достигнуть».
В 1901 г. Глиэр приглашен преподавать теоретические дисциплины в частную школу сестер Е. и М. Гнесиных; начались длительное сотрудничество и крепкая дружба между композитором и основательницами Музыкально-педагогического института (ныне Российская Академия музыки).
В 1901–1913 гг. Глиэр пробовал силы почти во всех музыкальных жанрах. Некоторое время жил на средства лесопромышленника – известного в то время мецената Митрофана Беляева, потом переехал в Екатеринославскую губернию, где учил музыке маленького Сережу Прокофьева, с которым занимался в имении его родителей Сонцовка.
В 1904 г. Глиэр женился на одной из своих учениц Марии Ренквист, с которой прожил 50 лет и имел пятерых детей: Нина и Лия (близнецы), Роман, Леонид и Валентина.
Вскоре творчество Глиэра начали замечать: в нотных магазинах появлялись его сочинения, все чаще исполнялась его музыка. 11 марта 1904 г. симфонию Глиэра исполнили в Петербурге. На концерте присутствовали А. К. Глазунов, А. К. Лядов и Н. А. Римский-Корсаков. Все трое, будучи попечителями части капитала М. П. Беляева, направляемой на развитие русской музыки, выдвинули секстет Глиэра на Глинкинскую премию, которую он и получил в 1905 г. Сам Глиэр называл этот период «годами ученичества».
В 1905 г. Глиэр вместе со своей семьей переехал в Германию, где прожил несколько лет. Там он продолжал активно работать, сочинял различные произведения, в том числе фортепианные пьесы для детей по просьбе Е. Ф. Гнесиной (пять тетрадей), которые сразу отправлял в Москву. Помимо этого в Россию постоянно приходили вести об успешном исполнении произведений Глиэра, причем не только в Германии, но и в Америке. В Германии Глиэром созданы Вторая симфония, Второй квартет, симфоническая поэма «Сирены» и начата работа над Третьей симфонией «Илья Муромец». Кроме интенсивного занятия композиторским творчеством Рейнгольд в Берлине в течение двух лет учился дирижированию у выдающегося дирижера Оскара Фрида.
Триумфальное премьерное исполнение Третьей симфонии «Илья Муромец» состоялось в 1912 г. в Киеве. В июле 1909 г. Глиэр дебютировал как дирижер, а в феврале следующего года закрепил свой успех исполнением своей Второй симфонии в собрании Императорского российского музыкального общества. Его романсы входили в репертуар именитых певцов, камерные сочинения исполнялись в концертных залах и на престижных собраниях музыкальной общественности. Известное музыкальное издательство «Юргенсон» печатало все произведения композитора. Благодаря хлопотам Глиэра в Киев приезжали А. Б. Гольденвейзер, А. К. Глазунов, С. Н. Василенко, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, С. С. Прокофьев, и др.
С 1913 г. Глиэр преподавал в Киевской консерватории, а через год возглавил ее, будучи избранным на должность ректора. Здесь он руководил оперным, оркестровым, камерно-инструментальным классами, вел курс строгого стиля, фуги, музыкальных форм, сочинения, организовал ученический симфонический оркестр. Его студентами были видные в будущем композиторы Л. Ревуцкий и Б. Лятошинский.
В 1920 г. Глиэр вернулся в Москву и сразу активно приступил к преподавательской деятельности. Он выполнял обязанности профессора по классу композиции в Московской консерватории, а также педагога теоретических дисциплин в училище сестер Гнесиных и 3-м Государственном музыкальном техникуме, возглавил музыкальную секцию Московского отделения народного образования, был сотрудником музыкального отдела Наркомпроса. В то же время Глиэр инициативно занимался многосторонней просветительской деятельностью, устраивая концерты в различных организациях, а став членом этнографической секции Пролеткульта, в течение нескольких лет занимался хоровым творчеством со студентами в Коммунистическом университете трудящихся Востока.
Разделяя советские идеи, Глиэр переносил их на музыку. Первыми такими советскими произведениями стали «Марш Красной Армии» (1924) и фантазия «На праздник Коминтерна!» (1924). В 1923 г. он, по приглашению общественного деятеля Я. И. Любарского и певицы Шевкет-ханум Мамедовой, ездил в Баку и, познакомившись с азербайджанской культурой, написал оперу «Шахсенем» на местные народные мелодии.
Глиэр написал 6 балетов, среди которых выделяются «Красный мак», поставленный в Большом театре в 1927 г. и «Медный всадник», поставленный в 1949 г. в Ленинграде. Он писал музыку к кинокартинам «Земля жаждет» (1930), «Конвейер смерти» (1933), «Наместник Будды» (1935), «Друзья встречаются вновь» (1939).
Глиэр много путешествовал по стране, собирал фольклорный материал и считал, что советская музыкальная культура создается на основе «творческого синтеза» культур народов СССР, сочинял произведения, руководствуясь этим подходом. Так написаны «Торжественная увертюра» (1937) для симфонического оркестра, посвященная 20-летию Октябрьской революции, симфоническая поэма «Заповiт» («Завещание»; 1939) и другие произведения.
По подсчетам концертного организатора Д. М. Персона, Глиэр за всю жизнь около 300 раз появлялся за дирижерским пультом симфонических концертов и свыше 100 раз участвовал в камерных.
Композитор не причислял себя ни к одной музыкальной школе из существующих в то время, но многие считали композитора последователем М. Глинки, А. Глазунова и А. Бородина. Глиэр не был в музыке новатором, хотя новые веяния не прошли мимо него и органично вписались в его творчество. Достоинства его наследия в широком охвате жанров и форм, в необыкновенно обаятельном, красивом, задушевном мелодизме. Мелодию он считал главной в своих сочинениях, она должна исходить только из сердца. Поэтому произведения Глиэра отличаются удивительной проникновенностью и трогательной лиричностью.
Похоронен Р. М. Глиэр на Новодевичьем кладбище в Москве (бюст-надгробие работы М. К. Аникушина).