ГИППИУС-МЕРЕЖКОВСКАЯ ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА (8[20].11.1869, Белев, Тульской губернии – 09.09.1945, Париж, Франция), поэтесса, писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представительниц Серебряного века.
Происходила из обрусевшей немецкой семьи. Предки ее отца переселились в 1534 г., возможно, из Мекленбурга, в Москву, где родоначальник открыл в Немецкой слободе первый книжный магазин.
Отец – Николай Романович Гиппиус (?–1881), юрист, окончил Московский университет. Мать – Анастасия Васильевна, урожденная Степанова – была дочерью екатеринбургского обер-полицмейстера. Семья Гиппиус часто переезжала с места на место, что было связано со службой отца Зинаиды, который был товарищем прокурора в Туле, затем служил в Харькове, некоторое время был обер-прокурором в Сенате, председателем суда в Нежине Черниговской губернии.
После смерти Н. Р. Гиппиуса его вдова с четырьмя дочерьми (Зинаида, Анна, Наталья и Татьяна) переехали в Москву, где жила бабушка – мать отца. Зинаида училась в частной классической гимназии Фишер на Остоженке. Из-за болезни Зинаиды семья переселилась в Ялту, а в 1885 г. – к родственникам в Тифлис (сегодня Тбилиси). Именно тогда Зинаида увлеклась «писанием стихов и тайных дневников».
В 1888 г. в Боржоми, дачном месте близ Тифлиса, Гиппиус познакомилась с поэтом Дмитрием Мережковским. И уже через год они обвенчались в церкви Михаила Архангела. Вместе они прожили 52 года, «не разлучаясь ни на один день», как писала позже Гиппиус. После свадьбы супруги Мережковские переехали в Петербург.
Оказавшись в столице, Гиппиус попадает в литературную среду, где были и молодые поэты, и почтенные литераторы, и университетские профессора. Опубликованные в журнале «Северный вестник» стихотворения «Песня» («Мне нужно то, чего нет на свете...») и «Посвящение» (со строками: «Люблю я себя, как Бога») сразу получили скандальную известность. Редактор «Северного вестника» Л. Я. Гуревич вспоминал: «Худенькая, узенькая, с фигурою, какие потом называли декадентскими, в полукоротком платье, с острым и нежным, будто чахоточным лицом в ореоле пышных золотых волос, ниспадающих сзади толстою косою, с светлыми прищуренными глазами, в которых было что-то зовущее и насмешливое, она не могла не обращать на себя всеобщего внимания, прельщая одних, смущая и раздражая других. Голос у нее был ломкий, крикливо-детский и дерзкий. И вела она себя как балованная, слегка ломающаяся девочка: откусывала зубами кусочки сахару, которые клала «на прибавку» в стакан чаю гостям, и говорила с вызывающим смехом ребячливо откровенные вещи».
В начале 1890 г. Гиппиус написала рассказ «Простая жизнь», опубликованный в «Вестнике Европы» под заголовком «Злосчастная». Он стал дебютом Зинаиды Гиппиус в прозе. Впоследствии вышли ее рассказы «В Москве» и «Два сердца» (оба – 1892 г.), а также романы «Без талисмана», «Победители», «Мелкие волны», которые печатались в «Северном вестнике», «Вестнике Европы», «Русской мысли» и других известных изданиях того времени. Сама Гиппиус скептически отзывалась о данных произведениях.
Брак с Мережковским был для Гиппиус источником не только литературных знакомств и связей, но и сильнейшим стимулом к собственному идейному самоопределению. Особенно усилилась активность Гиппиус к концу девяностых годов, когда для нее и для Мережковского на первое место вышли проблемы нового религиозного сознания, а центр литературной деятельности переместился в журнал «Мир искусства» (1899–1901), где она стала публиковать свои первые литературно-критические статьи. Подписывала их мужскими псевдонимами (Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский и др.). Гиппиус последовательно отстаивала эстетические и философские идеи символизма. Впоследствии лучшие критические статьи были отобраны ею для книги «Литературный дневник», опубликованной в 1908 г.
29 ноября 1901 г. в зале Русского географического общества состоялось первое Религиозно-философское собрание, которое Гиппиус долгое время считала едва ли не главным делом своей жизни. На протяжении трех лет она была одним из организаторов и активным участником этих собраний.
С 1903 г. стал выходить журнал «Новый путь», главными вдохновителями которого были Мережковские, в первую очередь именно Гиппиус. В 1904 г. вышло «Собрание стихов. 1889-1893» Зинаиды Гиппиус.
В начале XX в. квартира Мережковских – один из центров культурной жизни Петербурга: Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский организовали литературный салон, куда допускались лишь писатели и поэты, которые прошли собеседование лично с Зинаидой Николаевной. Если литератору удавалось понравиться «сатанессе», то его популярность сразу возрастала. Критерий же для допуска в литературный салон был лишь один: качество написанного. Заслуживший одобрение поэт или писатель смело мог рассчитывать на популярность у массового читателя. Зинаида Гиппиус стала своеобразной «крестной мамой» известных русских литераторов – Александра Блока, Сергея Есенина, Осипа Мандельштама.
В годы революции 1905-1907 гг. на первый план вышли проблемы общественные. З. Гиппиус и Д. Мережковский становятся непримиримыми противниками самодержавия, борцами с консервативным государственным устройством России («Да, самодержавие – от Антихриста», – пишет Гиппиус в это время). В феврале 1906 г. они уехали в Париж, где провели больше двух лет, выпустили сборник антимонархических статей на французском языке, сблизились с представителями революционно настроенных кругов, поддерживали отношения с эсером Б. Савинковым.
Находясь во Франции, супруги тесно сотрудничали с русскими изданиями. В этот период в России вышел сборник рассказов Гиппиус «Алый меч» (1906), драма «Маков цвет» (1908), написанная в соавторстве с Дмитрием Мережковским и их другом Дмитрием Философовым.
В 1908 г. супруги вернулись в Петербург. В 1908-1912 гг. Зинаида Гиппиус опубликовала сборники рассказов «Черное по белому» и «Лунные муравьи», которые считала лучшими в своем творчестве. В 1910 г. вышло «Собрание стихов. Кн.2. 1903–1909». В 1911 г. в журнале «Русская мысль» был опубликован роман Гиппиус «Чертова кукла», который стал частью неоконченной трилогии (вторая часть – «Роман-царевич», 1912). В этих романах отразились политические пристрастия писательницы, они откровенно тенденциозны, «проблемны».
Во время Первой мировой войны необычным образом проявилась резко изменившаяся жизненная позиция З. Гиппиус, когда она стала писать стилизованные под лубок «простонародные» женские письма солдатам на фронт, иногда вкладывая их в кисеты, от лица трех женщин («псевдонимы» – имена и фамилии трех прислуг З. Гиппиус). Эти стихотворные послания («Лети, лети, подарочек», «На дальнюю сторонушку» и т. п.), не представляющие художественной ценности, имели большой общественный резонанс.
Гиппиус и Мережковский приветствовали Февральскую революцию 1917 года, полагая, что она покончит с войной и реализует идеи свободы, они восприняли Временное правительство как «близкое» и установили дружеские отношения с А. Ф. Керенским.
Октябрьскую революцию Гиппиус не приняла. В революции ее ужаснула безличность массы, полностью подчиненной организующей воле сверху. Россия этого времени представлялась ей парализованной страной, которой управляет кучка трусливых, но могущественных вождей, опирающихся на жестокую вненациональную силу.
Гиппиус до конца жизни осталась противницей всего, что делалось в России и СССР. Для нее не было и не могло быть примирения с новым строем. В статье для газеты «Общее дело» она писала: «Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение». В начале 1920 г. Мережковские, Дмитрий Философов и секретарь Гиппиус Владимир Злобин нелегально перешли русско-польскую границу. После недолгого пребывания в Польше, Мережковские навсегда эмигрировали во Францию. За границей вышли еще два ее поэтических сборника: «Стихи. Дневник 1911–1921» (Берлин, 1922) и «Сияния» (Париж, 1939).
В Париже по инициативе Гиппиус в 1927 г. было создано воскресное литературно-философское общество «Зеленая лампа», которое должно было послужить площадкой для разрозненных эмигрантов из России. Общество просуществовало до 1940 г. В доме Мережковских собирались литераторы и мыслители: Иван Бунин и Марк Алданов, Николай Бердяев и Георгий Иванов, Георгий Адамович и Владислав Ходасевич. Они читали доклады на философские, литературные и общественные темы, дискутировали о миссии литературы в изгнании, обсуждали «неохристианские» концепции, которые развивал в своих стихах Мережковский.
В 1939 г. в Париже вышла книга стихотворений Гиппиус «Сияния». Это последний сборник поэтессы: после него выходили только отдельные стихотворения и вступительные статьи к сборникам. В этом же году писательница назвала «Пакт о ненападении», заключенный между Советским Союзом и Гитлеровской Германией, «пожаром в сумасшедшем доме», а в статье «Опыт свободы» подвела неутешительный итог идеологическим исканиям эмиграции «младшего поколения».
Сама Гиппиус занимала непримиримую антифашистскую позицию. Обращение ее мужа к немцам с призывом бороться с большевистской властью после нападения войск Германии на СССР стало для писательницы неожиданностью. Ее секретарь Владимир Злобин писал, что после речи Мережковского она сказала ему: «Теперь мы погибли». Призыв Мережковского стали тиражировать в газетах, его необдуманный шаг разрушил практически все связи как в эмигрантском сообществе, так и среди европейцев. Их квартиру в Париже опечатали за неуплату аренды.
Гиппиус очень тяжело перенесла смерть супруга в 1941 году. «Я умерла, осталось умереть только телу», – писала она. В последние годы жизни работала над мемуарами, биографией покойного мужа (осталась неоконченной и была издана лишь в 1951 г.), а также над большой поэмой «Последний круг», которая вышла уже после ее смерти, в 1972 году. Похоронена Зинаида Гиппиус в Париже на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем.
В СССР произведения Гиппиус не издавались вплоть до 1990 года.