DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ГЕЗЕ (сцен. псевд. Станицын) Виктор Яковлевич (1897–1976), советский актер театра и кино, театральный режиссер и педагог, народный артист СССР

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

ГЕЗЕ (Heese, сцен. псевд. Станицын) Виктор Яковлевич (20 апреля (2 мая) 1897, Екатеринослав – 24 декабря 1976, Москва), советский актер театра и кино, театральный режиссер и педагог, народный артист СССР.

Родился в семье присяжного поверенного Я.Г. Гезе. В 1916 г. после окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета, откуда был мобилизован в армию. После демобилизации в конце 1917 г. вернулся в Екатеринослав. В 1918 г. после распада брака родителей вместе с матерью переехал в Москву, где поступил на учебу во 2-ю студию Московского художественного театра. В начале 1920-х гг. начал играть под псевдонимом Станицын в спектаклях студии: «Зеленое кольцо» З.Н. Гиппиус (Никс), «Гроза» А.Н. Островского (Кудряш), «Елизавета Петровна» Д. П. Смолина (А.Г. Разумовский). В 1924 г. стал актером МХТа. Его первой ролью здесь был образ князя Шаховского в спектакле «Царь Федор Иоаннович».

Лучшими ролями Станицына в театре были: фон Шратт в «Днях Турбиных» М.А. Булгакова (1926); Вася Шустрый в «Горячем сердце» А.Н. Островского (1926); губернатор в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя (1932); Стива Облонский в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого (1938); Андрей Прозоров в «Трех сестрах» А.П. Чехова (1940); инспектор Мич в «Соло для часов с боем» О. Заградника (1973).

В 1930–1950-е гг. Станицын много работал как режиссер-постановщик. Режиссерский почерк Станицына, его чуткость к стилю автора и эпохи, изображенной в пьесе, сказались в «Пиквикском клубе» Ч. Диккенса (1934), «Последних днях» М.А. Булгакова (1943), «Идеальном муже» О. Уайльда (1945) и др. В 1957 г. он поставил совместно с В.А. Орловым и И.А. Марковым «Золотую карету» Л.М. Леонова и в одиночку – «Марию Стюарт» Ф. Шиллера. Эти постановки стали творческой вершиной Станицына как режиссера.

С 1948 г. работал профессором, ведущим педагогом в школе-студии МХАТа. Ряд студенческих работ, руководителем которых он являлся, был поставлен на основной сцене театра. Его учениками были такие известные актеры театра и кино как Ю. Гребенщиков, В. Невинный, В. Кашпур, А. Лазарев, А. Ромашин, А. Филозов и многие другие.

За актерские и режиссерские работы был награжден орденами «Знак Почета» (1937) и Трудового Красного Знамени (1957), удостоен Государственных премий СССР (1947, 1951, 1952 – за театральную работу, 1949 – за роль в фильме «Третий удар») и Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1974), почетных званий Заслуженного артиста РСФСР (1933), Народного артиста РСФСР (1938), Заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской АССР (1946) и Народного артиста СССР (1948).

Литература

Московский Художественный театр. 100 лет. В 2-х томах. Том 2. – М., 1998. – С. 165–166; Безносов А.И, Безносова О.В. Путешествие по меннонитскому Екатеринославу-Днепропетровску // Российские немцы: Научно-информационный бюлетень. – М., 2008. – № 3 (55). – С. 8.

Автор: Безносова О.

Задать вопрос