ГЁДИКЕ (ГЕДИКЕ) АЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ (04.03.1877 – 09.07.1957), выдающийся советский композитор, органист, пианист и педагог, основатель советской органной школы, Народный артист РСФСР (1946).
Происходил из давно обосновавшейся в России немецкой семьи, насчитывавшей музыкантов во многих поколениях, в том числе потомственных органистов. Прадед Гедике, Генрих-Георг (Андрей Иванович, как его называли) был органистом католической церкви в Петербурге, инспектором фортепианных классов Смольного института и директором Немецкого драматического театра. В Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки сохранились его сочинения (несколько тетрадей в переплетах). Был знаком с Н. М. Карамзиным.
Дед Гедике, Карл Андреевич, служил органистом московской католической церкви св. Людовика на ул. Малая Лубянка, преподавал хоровое пение в Московском Николаевском сиротском институте, в частной гимназии мадам Каспари и пансионе Энес. По воспоминаниям внука, Карл Андреевич был неплохим музыкантом, а сочиненные им романсы свидетельствуют о наличии таланта и хорошей музыкальной школы. Говорили, что Карл Андреевич «знает Россию, знает русский язык лучше многих русских и в душе – русский». К. А. Гедике входил в круг знакомых А. С. Пушкина, М. И. Глинки.
Отец, Федор Карлович (Фридрих-Александр-Пауль Гедике; Goedicke), трудился в той же католической церкви, что и Карл Андреевич, служил пианистом Большого театра, получал пенсию за 15 лет педагогической работы в московском Александровском институте, давал частные уроков.
Предки А. Ф. Гедике по отцовской линии были лютеранами. Это не мешало органистам семьи работать в католических церквях.
Федор Карлович родился в Москве в 1839 г., считал себя русским и не любил, когда к нему обращались на немецком языке, дома никогда не говорил по-немецки. В возрасте 36 лет женился на 21-летней Жюстине-Адель-Августине Лекампион, родившейся в 1854 г. в Нормандии, близ города Кутанс (Coutence) в семье французского фермера. О причинах перехода Федора Карловича в католичество вспоминал Эмиль Карлович Метнер: «Он был женат на француженке-католичке; помню, как он оправдывал свой переход в католичество (состоявшийся в 1891 году) двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что, будучи органистом, он не в состоянии никогда посещать своей лютеранской церкви; во-вторых, тем, что и дети его католики; последние потому, что патер не хотел венчать иначе как под этим условием, а невеста… не хотела венчаться в лютеранской церкви».
Мать А. Гедике осиротела в раннем детстве и вместе со своей старшей сестрой Стефанией-Анастасией Лекампион воспитывалась в доме дяди. В возрасте 16 лет с сестрой уехала в Россию, где они служили гувернантками и боннами в русских семьях Москвы.
Музыка в семье занимала большое место. До 1887 г. все дети Гедике ходили в русскую церковь. В это время семья жила в Третьем Троицком переулке, рядом с подворьем митрополита.
В 1887 г. А. Гедике поступил в подготовительный класс московской Третьей гимназии на Большой Лубянке. Уже в 1889 г. Александр заменял отца в качестве органиста во французской церкви. Дома свое свободное время будущий композитор посвящал сочинению музыки и переложениям различных произведений для семейного ансамбля, в который кроме него и брата Павла входили двоюродные братья – Николай и Александр Метнеры.
В 1891 г. оставил гимназию и поступил на 5-й курс Московской консерватории. Его учителями были А. И. Галли, Г. Э. Конюс, Н. Д. Кашкин, П. А. Пабст, В. И. Сафонов, А. С. Аренский. В консерватории обнаружилась удивительная способность А. Гедике рационально использовать свое время и многое успевать сделать. В это же время начал давать частные уроки, продолжал самостоятельно заниматься и на органе; гармонизовал две григорианские мессы, написал свою юношескую скрипичную сонату (соль минор), «Марш», «Элегию» и «Фугу» для большого оркестра, сочинял романсы и инструментальные пьесы. Часто выступал на вечерах в консерватории.
В 1898 г. А. Гедике закончил консерваторию с малой золотой медалью стал преподавателем фортепианной игры в женских институтах Москвы. Эта работа во многом способствовала созданию Гедике обширного учебного репертуара, сочетавшего технологические и художественные достоинства.
В 1900 г. за Концертштюк для фортепиано с оркестром, сонаты для скрипки и фортепиано, пьесы для фортепиано он был удостоен приза на Международном конкурсе им. А. Рубинштейна в Вене, на котором также удостоился почетного отзыва как пианист.
Помимо службы Гедике давал частные уроки. Среди его учениц были племянницы Екатерины Петровны Чернышевой, на которой А. Ф. Гедике женился в 1903 году. Екатерина Петровна была старше мужа на 13 лет и обладала хорошими деловыми качествами. Семейный союз Гедике был вполне счастливым, правда бездетным. О. П. Ламм вспоминала: «Екатерина Петровна была довольно высокая, всегда очень прямо державшаяся женщина со строгим лицом; обладая твердым характером, она так же, как и Александр Федорович, была чрезвычайно добра и скромна. К Александру Федоровичу относилась очень заботливо, но с некоторым оттенком покровительства, так как была гораздо смелее его в делах житейских, в которых Александр Федорович часто обнаруживал удивительную робость; Екатерина Петровна же была хладнокровна и решительна. О музыке она говорила, что ничего в ней не понимает, но посещала все концерты Александра Федорович, и органные, и авторские, слушала внимательно и беседы о музыке, но никогда в них участия не принимала и вообще не вмешивалась в эту сторону жизни мужа. Ее область была житейская, бытовая, хозяйка она была замечательная, радушная и умелая. Несмотря на то что Екатерина Петровна выросла в богатой семье, она все умела и любила делать сама: готовить, прибирать, стирать. За Александром Федоровичем ухаживала как за малым ребенком, хотя и он, надо сказать, любил и умел хозяйничать, и придавал большое значение правильному домашнему режиму, разумному быту, любил хороший и разнообразный стол».
В 1909 г. А. Ф. Гедике становится профессором Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 г. — заведующим кафедрой камерного ансамбля. К началу 1920-х гг. все творческие проявления Гедике свидетельствовали об осознанной, тщательно подготовленной, целенаправленной деятельности фортепианного исполнителя, педагога начального и высшего образования, компетентного специалиста в области камерного ансамбля, перспективного дирижера (несколько раз успешно выступил с собственными сочинениями), композитора. К 1922 году А. Гедике создал 30 опусов (некоторые остались в рукописях). Среди них – циклы фортепианных пьес для начинающих, концертные, инструктивные пьесы, камерные ансамбли, три симфонии, опера, балетная сюита, оркестровые пьесы.
В 1923 г. Гедике принял руководство классом органа. Это решение кардинально меняло всю творческую и жизненную ситуацию педагога, исполнителя, композитора, общественного деятеля.
Весьма популярны были радиопередачи с участием А. Гедике. С 1927 г. его Концерт для органа с оркестром был включен в официальный список «Радиорепертуара» и транслировался на всю страну. Александр Федорович не прекращал радиоконцерты даже во время войны. В его записных книжках можно встретить пометки: «28 апреля 1944 г. – радиопередача, Большой Зал Клнсерватории», «14 декабря 1944 г. радиоконцерт», «16 февраля 1945 г. участие в исп. Симфонии Баланчивадзе (трансляция)». В первые послевоенные годы А. Гедике практически еженедельно выступал на радио с отдельными органными пьесами и в составе оркестра; и все это – помимо сольных и сборных концертов в Большом зале консерватории. Чаще всего звучали обработки наиболее популярных и любимых слушателями произведений.
К 1950-м гг. в радиопередачах стали участвовать ведущие – коллеги Александра Федоровича, бывшие ученики – Л. Ройзман, К. Аджемов. Их комментарии к выступлениям А. Гедике имели просветительский, познавательный и даже, в известной степени, научных характер. К середине 1950-х гг. органная музыка заняла прочное место в культурной жизни страны, и в этом – значительная доля труда А. Гедике. Добавим, что с 1923 г. маэстро дал свыше 200 концертов на органе Большого зала Московской консерватории.
И еще несколько штрихов к портрету личности А. Ф. Гедике. Один из учеников маэстро И. С. Яссер вспоминал: «Видя мою трудно скрываемую взволнованность, с которой я садился каждый раз на органную скамью, Александр Федорович с какой-то естественной благожелательностью принимался за накачивание воздуха в трубы при помощи боковой ручки инструмента и получал при этом явное удовольствие от доставляемой мне радости, – эта неподдельная человечность была одной из самых отличительных сторон его характера».
Б. Э. Хайкин: «Александр Федорович обладал колоссальнейшими знаниями в самых разнообразных музыкальных областях. Он был знатоком старинной музыки, прекрасно расшифровывал все сложные мелизмы, свободно играл с листа по цифрованному басу…. И в преклонные годы Александр Федорович Гедике живо интересовался всем новым в нашей музыкальной жизни, с исключительной чуткостью относился к молодым музыкантам».
В последние годы жизни А. Ф. Гедике особенно трогательную заботу о своих учениках, преемниках, консерваторских органах. Сохранилось письмо Л. Ройзману, в котором он подробно объясняет свою точку зрения по поводу ремонта органа в Большом зале консерватории. В конце письма следующие слова: «Пишу это на тот случай, если меня не будет в живых, и я попросил бы Вас отстоять в этом деле мою точку зрения. Ваш А. Гедике. 26 июля 56…».
Похоронен А. Ф. Гедике в Москве на Введенском кладбище.
Наследие Гедике-композитора насчитывает 96 опусов, в том числе четыре оперы, три симфонии, инструментальные концерты (для органа, валторны, трубы, скрипки), два квартета, два трио и квинтет, две скрипичные и виолончельные сонаты, а также произведения для органа и других инструментов, фортепианные пьесы (среди последних более известны пьесы педагогического репертуара). Культура органа, привитая отцом, наложила отпечаток на весь творческий стиль А. Гедике. Будучи тесно связан с традициями русской музыкальной классики и оказавшись вне влияния модернизма, его композиторское наследие характеризуется монументальностью и ясной формой, глубиной мысли, мастерским владением полифоническим письмом, а исполнительский стиль, по воспоминаниям современников, всегда отличался особой величавостью, сосредоточенностью и строгостью.
По мнению С. М. Будкеева, А. Ф. Гедике, как представитель древнего рода российских немцев, совершенно уникальная, «наднациональная» личность. Можно говорить об особом качественном сплаве, содержащем на внутреннем («атомном») уровне множественные проявления немецкой точности, тяготение к классическим устоявшимся музыкальным формам, французской романтичности, эмоциональной впечатлительности, русской живости и широты характера, общительности, сострадания, участливости. Все это – проявления ментальности, в которую входят своеобразие видения окружающего мира, убеждения, идеалы, склонности, интересы.