DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ВУЛЬФИУС Павел Александрович (1908–1977), музыковед-историк, источниковед, фольклорист

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

ВУЛЬФИУС Павел Александрович (2(15) апреля 1908, г. Санкт-Петербург – 16 сентября 1977, г. Ленинград), музыковед-историк, источниковед, фольклорист. Из рода Вульфиусов, сын историка, профессора Александра Германовича Вульфиуса (1880–1941) и его жены Элизы Марии (Елизавета Антоновна), урожденной Жисель-Москоло.

Род петербургских Вульфиусов прослеживается от рижского купца Александра Эммануила Вульфиуса (1784–1868), сын которого, Герман Александрович (1823–1884), не добившись успеха в предпринимательской деятельности, перебрался из Риги в Санкт-Петербург и стал служить по железнодорожному ведомству. Сын последнего, Александр Германович, окончил Санкт-Петербургский университет и был оставлен там для подготовки магистерской диссертации и преподавания. Ко времени защиты докторской диссертации (1915) он уже стал известным и авторитетным историком-медиевистом, специалистом по истории европейских религиозных течений Средневековья, Реформации и эпохи Просвещения. Преподавал в качестве профессора в Санкт-Петербургском университете, Женском педагогическом институте и на Высших женских (Бестужевских) курсах. Одновременно с 1903 г. в течение 25 лет преподавал, а затем стал завучем Петришуле.

Павел Александрович учился в Петришуле (1917–1924), в это же время обучался игре на фортепиано у органиста церкви Св. Петра и Павла Р.К. Бертольди.

В 1924 г. поступил на Государственные курсы по подготовке специалистов по разряду истории музыки (позднее – Высшие государственные курсы искусствоведения) при Российском институте истории искусств (в обиходе – Зубовский институт, который в 1912 г. собственном особняке на Исаакиевской пл. основал граф В.П. Зубов). Обучение на ВГКИ (которое приравнивались к высшему образованию) Вульфиус закончил в 1930 г. (науч. рук. профессор Р.И. Грубер). В последние три года проходил профессиональную практику в качестве музыкального критика в журнале «Жизнь искусства». Параллельно (по совету П. Хиндемита, гостившего у них дома) учился в I–м Центральном музыкальном техникуме по классу контрабаса (у М.В. Кравченко) и композиции (у П.Б. Рязанова; 1928–1933, с перерывами). Как контрабасист работал в оркестре кинотеатра «Олимпия», четыре сезона играл на гастролях в летних оркестрах (Запорожье, Ереван, п. Сиверская). Публичный композиторский опыт тех лет – музыка к спектаклю по пьесе Д. Хармса «Елизавета Бам», который был показан на последнем вечере ОБЭРИУтов «Три левых часа» в январе 1928 г. Как вспоминал сам автор, «несмотря на скандальный облик этого мероприятия, моя музыка была принята благосклонно».

В 1933 г. Вульфиус поступил в открывшуюся в Институте истории искусств аспирантуру; под рук. Р.И. Грубера написал диссертацию «Франц Шуберт и его песни», защита которой – первая в Ленинграде (после реорганизации ВАК) – состоялась 23 июня 1937 г. в Зеленом зале Института на заседании объединенного Совета Института и Консерватории. С 1936 г. начал преподавать на кафедре истории музыки в Консерватории (которой был временно подчинен Институт), а также работал в качестве научного сотрудника в Отделе музыкальной культуры и техники Государтсенного Эрмитажа (участвовал в составлении каталога инструментов – будущей Выставки музыкальных инструментов народов мира при Институте истории искусств; расшифровывал рукописный сборник песен гёзов XVI в.).

Осенью 1938 г. Вульфиус вместе с двумя младшими братьями был арестован и по обвинению в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу фашистской Германии приговорен к трем годам ИТЛ. (Ранее, в феврале 1937 был повторно арестован его отец, А.Г. Вульфиус, погибший в 1941 в Воркуте; средний брат Алексей погиб в 1942 г. в Магадане; младший брат Андрей вернулся в Ленинград после реабилитации в 1956). Поскольку Военный трибунал ЛенВО, где рассматривалось дело Вульфиуса, не нашел в нем состава преступления, дело было передано в Особое Совещание при НКВД. В Постановлении ОСО сказано, что Вульфиус еще в 1930 г. «был завербован сотрудником Германского консульства для шпионско-диверсионной деятельности и стал одним из руководителей контрреволюционной молодежной группы, которая занималась шпионской деятельностью и проводила националистическую контрреволюционную пропаганду. Из участников этой группы он в 1931–1932 г. создал резидентуру из семи человек, которые до 1936 г. собирали шпионские сведения, готовили диверсионные акты и проводили националистическую пропаганду среди населения г. Ленинграда».

Вместо трех лет Вульфиус провел в заключении в Усольлаге почти 8 лет и был условно освобожден в апреле 1946 г. по формуле «минус 100» с разрешением на поселение в г. Соликамске Молотовской (ныне Пермской) области. Там Вульфиус организовал и руководил хором и вокально-инструментальным ансамблем в Клубе горняков Соликамского калийного комбината (который строился заключенными из окружавших Соликамск лагерей), вел класс фортепиано и основал Детскую музыкальную школу при Доме пионеров. В январе 1950 г. был повторно арестован и по тому же обвинению приговорен к бессрочной ссылке (п. Долгий Мост Красноярского края). Оба раза, в Соликамск и в Долгий Мост вслед за Вульфиусом приезжала на поселение его жена Ольга Георгиевна Кудрина-Вульфиус. В июле 1954 г. Вульфиус был освобожден по формуле «минус 15» и они с женой поселились в пос. Карабаново Владимирской области. В ноябре 1955 г. Вульфиус получил, наконец, справку Военного трибунала Ленинградского военного округа о том, что Постановления Особого Совещания при НКВД от 1939 г. и ОСО при МГБ от 1950 г. отменены и «дело в отношении Вульфиуса П.А. производством прекращено за отсутствием состава преступления». Летом 1956 г., после XX съезда КПСС, ему разрешили вернуться в Ленинград.

В Консерватории Вульфиус был принят вначале лаборантом, затем, по предложению Ф.А. Рубцова, читал исполнителям курсы русского музыкального фольклора, советской музыки и, наконец, истории зарубежной музыки и западной музыкальной историографии. С 1962 по 1968 г.– заведующий кафедрой истории музыки ЛГК.

Области научных интересов: история зарубежной музыки; творчество Л. Бетховена, Ф. Шуберта и Г. Вольфа; русский музыкальный фольклор и история русской музыкальной фольклористики; история советского музыкального образования.

Член Союза советских композиторов с 1935 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

Архивы

            Архив РИИИ. Д. 57 (Личное дело П.А. Вульфиуса. 1933–1937).

            Архив СПбГК. Оп. 10 (Ученый совет). Д.1, 157.

ЦГАЛИ СПб. Ф. 82. Оп. 3 (стенограммы РИИИ); Ф. 432. Оп.1 (П.А.Вульфиус). Д.1–96; Ф.3026. Оп. 1. Д. 1457.

УФСБ РФ по СПб. и Лен. обл. Д. № 13893 (П.А.Вульфиус).

Архив ГУВД РФ. Д. № 46474.

Архивный отдел г. Соликамска. Ф. р-275. Оп.1. Д. 136. 

Сочинения

монографии: Гуго Вольф и его «Стихотворения Эйхендорфа»: К проблеме романтизма и реализма в музыке XIX в. М., 1970; Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта. М., 1974; Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. М., 1983;

сборники материалов: Из истории Ленинградской консерватории: Материалы и документы (1862–1917) / Отв. ред. Л., 1964; Из истории советского музыкального образования: Сборник материалов и документов (1917–1927) / Отв. ред. Л., 1969; Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы / Сост. и комм. М., 1979;

статьи: У истоков лирической народной песни // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1962. Вып. 1. – С. 148–168; К истории русской музыкальной фольклористики // Русская мысль о музыкальном фольклоре. – С. 10–72.

Литература

Вульфиус П.А. Статьи. Воспоминания. Публицистика / Сост, ред. и примеч. В. Лапина и И. Федосеева. Л., 1980; Павел Александрович Вульфиус. 1908–2008. Судьба. Творчество. Память: Материалы и документы. Воспоминания / Сост. В.А. Лапин, И.С. Федосеев. Отв. ред. В.А. Лапин. СПб., 2008. (В составе сборника: [Павлов-Арбенин А.Б., Брагинская Н.А.] «…По материалам архивного дела № П–13893 арестованного П.А. Вульфиуса»; Груздева Е.Н. 1) Павел Александрович Вульфиус: страницы семейной истории; 2) Поколенная роспись родословия П.А. Вульфиуса).

Автор: Лапин В.А.

Задать вопрос