DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

КОРФ (Korff) Николай Александрович фон (1834–1883), барон, педагог и методист, земский деятель, публицист

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

КОРФ (Korff) Николай Александрович (2 июля 1834, Харьков – 13 ноября 1883), с. Нескучное Александровского у. Екатеринославской губ.), барон, педагог и методист, земский деятель, публицист. Из рода Корфов. Рано остался без матери, до 8-ми лет воспитывался в семье тетки Т.М. Корф. Начальное образование получил в домашней школе Д.Д. Градовского. В 1842 г. определен в учебное заведение Крюммера (г. Верро Лифляндской губ.), в 1845 г. продолжил обучение в пансионе А.Я. Филиппова (С. Петербург). Окончил Александровский лицей (1848–54) с серебряной медалью. Служил в Министерстве юстиции, с 1856 г. в отставке, поселился в своем имении Нескучное. Участник подготовки и проведения в жизнь крестьянской реформы 1861 в Екатеринославской губ. После земской реформы 1864 г. Корф избран гласным Александровского уездного земства, почетным мировым судьей, позднее – председателем уездного мирового съезда, с 1867 г. член, затем председатель уездного училищного совета в Александровске.

Наибольшей известности Корф достиг благодаря своей педагогической деятельности. Разработав теоретические и практические положения земского народного образования, Корф, применительно к нуждам русского крестьянства, а также в условиях ограниченного финансирования школьного образования, создал тип одноклассной сельской земской школы с 3-годичным сроком обучения и одним учителем. Учебный год в школе начинался после завершения сельскохозяйственных работ (в октябре) и продолжался 6 месяцев. Корф разработал методику ведения занятий одним учителем одновременно в 3-х отделениях (классах). Специально для сельской школы написал учебную книгу «Наш друг» (1871; 19 изд., 1908), содержавшую практические советы и в меньшей степени общеразвивающий материал, которая явилась дополнением к «Родному слову» К.Д. Ушинского и широко использовалась в народных школах (до начала ХХ в.). В 1867–72 гг. Корф открыл в уезде ок. 100 школ, лично инспектировал их, обучал учителей, давал образцовые уроки, защищал интересы народной школы в печати [статьи Корфа в газете «Санкт-Петербургские ведомости», журналах «Вестник Европы» и «Народная школа» вошли в сборники «Наше школьное дело» (СПБ, 1873) и «Наши педагогические вопросы» (т. 1–2, М., 1882–86)]; издал 5 учебников и руководств для сельской школы, в т. ч. «Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ» (6 изд., СПБ, 1879), «Как обучать грамоте детей и взрослых. Руководство к обучению грамоте по звуковому способу» (7 изд., СПБ, 1880), первая книга (после азбуки) для начальной школы «Малютка» (затем вошла в книгу «Наш друг»). Издаваемые Корфом «Отчеты Александровского уездного училищного совета» (в. 1–5) освещали организацию совета, обязанности его членов и попечителей школ, порядок открытия народных училищ и их программы, планы школьных зданий и др., оказывая существенную помощь народным учителям и земским деятелям. Тип созданной Корфом сельской школы получил распространение и в других губерниях. Особенно активно его методы и педагогические идеи использовались в Кавказском учебном округе, откуда к Корфу приезжали перенимать опыт многие учителя и педагоги (в т. ч. педагог, директор Кубанской гимназии Д.Д. Семенов).

Корф – инициатор проведения съездов-курсов для учителей народных школ (1867), организатор учительских библиотек. Разрабатывая принципы народной школы, Корф указывал, что множеству национальных типов населения России должно соответствовать множество типов школ, выступал за обучение учащихся на их родном языке. Резко критиковал Положение о начальных народных училищах 1874 г., не предусматривавшее вариативности типов начальной школы.

Деятельность Корфа вызывала враждебное отношение как со стороны местного дворянства, так и со стороны властей (с 1870-х гг. Министерство народного просвещения стало ограничивать самостоятельность земств в вопросах организации школьного дела). В 1872 г. Корф был забаллотирован на земских выборах и, несмотря на избрание его гласным на трех крестьянских съездах, отказался от земской деятельности и уехал в Швейцарию, где основал русскую семейную школу для девочек, преподавал в ней; по результатам работы написал книгу «История Востока, Греции и Рима для обучения и самообразования». Публиковал статьи по вопросам народного образования (в журналах «Вестник Европы», «Народная школа», «Неделя» и др.).

Вернувшись в 1880 г. в Россию, Корф занимался практическими вопросами народного образования в Мариупольском и Александровском уездах, в первую очередь – проблемой устранения неграмотности. Для достижения этой цели разработал тип повторительных воскресных школ, в задачу которых входило закрепление знаний бывших учеников начальной школы, и активно пропагандировал необходимость их создания; составил «Руководитель для воскресных повторительных школ», включавший программы и методические рекомендации для учителей. Перевел на русский язык «Руководство к начальному обучению» немецкого педагога Ф.Г. Гердера.

Одним из первых в России Корф занялся изучением «читателя из народа». В 1883 издал типовой «Каталог народной библиотеки», который использовался земствами при организации народных библиотек и читален (многие идеи Корфа реализованы кружком харьковских педагогов во главе с Х.Д. Алчевской). В 1883 г. московский городской голова Б.Н. Чичерин предложил Корфу пост заведующего городскими училищами Москвы, однако кампания, развернутая против Корфа «Московскими ведомостями» и «Новым временем», вынудила его снять свою кандидатуру.

Корф – почетный член Петербургского педагогического общества (1870), Московского комитета грамотности (1871), награжден золотой медалью Петербургского комитета грамотности (1873), почетный член Женевской академии наук.

Сочинения

Земский вопрос. (О народном образовании), СПБ, 1867; Из пережитого. Записки..., «Русская старина», 1884, № 3–5.

Литература

Семенов Д.Д., Педагогические очерки школ Александровского уезда, «Народная школа», 1871, 1872; [Некролог], «Вестник Европы», 1883, № 12; Песковский М.Л., Барон Н.А. Корф, его жизнь и общественная деятельность, СПБ, 1893; его же, Барон H.A. Корф в письмах к нему разных лиц, СПБ, 1895; Пискун Г.В., Барон Н.А. Корф и его педагогическая деятельность, Н. Новгород, 1914; Алчевская Х.Д., Воспоминания о бароне Корфе (1870–1883), «Русская школа», 1916, № 7–9; Струминский В.Я., Н.А. Корф. Справочная книга учителя начальной школы, М., 1941; Бендриков К.Е., Н.А. Корф – выдающийся организатор русской народной школы (1834–1883), «Народная школа», 1945, № 12; Михайлова Л.П., Педагогические взгляды Н.А. Корфа, «Ученые записки Ишимского педагогического института», 1958, т. 2; Смирнов В.З., H.A. Корф, в кн.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 2-я половина XIX в., М., 1976, К 150-летию Н.А. Корфа, «Советская педагогика», 1984, № 8. * Педагогическая энциклопедия, т. 1, М., 1993; Брокгауз-Ефрон; БСЭ-3.

Авторы: Бобылева С.И., Савчук В.

Задать вопрос