DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ВРЕЕХ (Врех, Wreech) Курт Фридрих фон, капитан шведской армии, педагог, пиетист

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

BPEEX (Врех, Wreech) Курт Фридрих фон, капитан шведской армии, педагог, пиетист. Сын немецкого генерала, родом из Старгарда. Участник военных действий против России во время Северной войны 1700–1721 гг. будучи капитаном шведского Альбедильского драгунского полка, попал в плен под Полтавой (1709). Как военнопленный участвовал в «триумфе», организованном Петром I в Москве. В феврале 1710 г. сослан в Вятку, а весной 1711 г. – в Сибирь. В Тобольск прибыл в августе 1711 г.

Находясь в плену, познакомился с учением пиетистов и его сторонниками в Москве, сам стал его последователем. По дороге в Сибирь, из-за отсутствия пастора, проповедовал идеи пиетизма своим товарищам. Состоял в переписке с одним из основоположников пиетизма, профессором университета в Галле А. Г. Франке. Основал в Тобольске немецкую школу. Использовал в преподавании принципы пиетизма и опыт Франке, который в 1700 г. разработал новую концепцию воспитания и образования; организовал в школе богослужение на немецком языке, которое проводил трижды в неделю.

Заниматься с первым тобольским учеником Вреех начал в сентябре 1711 г. весной 1712 г. было уже три ученика и два учителя, в конце 1721 г. – 23 ученика и 20 воспитателей и учителей. Среди первых учителей были корнет Паули, полковой квартирмейстер Иоганн Христоф фон Руден, Иоганн Габерман. Школа имела шесть зданий, сад, конюшню, интернат, столовую, больницу. В 1714 г. Вреех разработал устав школы и программу обучения по примеру школы Франке. Основная задача: воспитание благочестия при помощи изучения Катехизиса, чтения Библии, заучивания молитв и гимнов, ведения нравоучительных бесед во внеурочное время. Для учеников 5 класса преподавались геометрия, география, латынь, французский язык и рисование. 11 октября 1714 г. состоялся первый школьный экзамен. Прием и размещение учеников осуществлялись вне зависимости от материального положения их родителей. Детей привозили из Верхотурья, Соликамска, Епанчина. Среди учащихся преобладали дети военнопленных немецких офицеров, жителей Тобольска, были шведы, несколько русских, эвенков, монголов. Школа существовала на пожертвования (деньгами, книгами, медикаментами) немцев Москвы и Германии; в 1714–1718 гг. для нужд военнопленных было отправлено, кроме книг и лекарств, 2196 руб. 79 коп. Благодаря авторитету Врееха через него в Томск и другие города направлялась благотворительная помощь из Москвы и Германии. Некоторую помощь школе оказывали местные жители, часть детей обучалась платно. После прекращения занятий школьные здания были куплены губернатором для гарнизонного лазарета.

Материалы о школе, переписка пленных опубликованы в Германии анонимно, либо под псевдонимами в 1718–1720 гг. Вреех – автор книги о тобольской школе и пребывании пленных в Сибири; посвящение книги шведской королевской чете датировано 8 декабря 1724 г. (1 изд. – 1725, 2 изд. – 1728, Германия). После заключения Ништадтского мира (1721), завершившего Северную войну 1700–1721 гг., в конце ноября 1721 г. закончились занятия в школе, в январе 1722 г. Вреех покинул Тобольск с последней группой военнопленных и в сентябре 1722 г. вернулся в Германию. По возвращении из плена занимался воспитанием сына графа фон Промница из Сорау.

Имел жену и сына. Во время отсутствия главы семьи они проживали у родственников в Лужицкой земле (Niederlaussitz).

Сочинения

Wahrhafte und umständliche Historie von denen Schwedischen Gefangenen in Rußland und Siberien, I Aufl., Sorau, 1725, II. Aufl., Sorau. 1728.

 

Литература

А.Ш. Шведская школа в Тобольске в царствование Петра Великого, «Тобольские губернские ведомости», 1857, № 30, с. 290–301; Пекарский П.П., Наука и литература в России при Петре Великом, т. 1, СПБ, 1862; Гинзбург Д., Начало просвещения в Сибири, «Журнал Министерства народного просвещения», № 9, 1905, с. 58–61; Черказьянова И.В. Школа пленных шведов в Тобольске: опыт культурных контактов в Германии и России // Немцы в России: российско-немецкий диалог. СПб., 2001. С. 155–168; Шебалдина Г.В. Шведские военнопленные в Сибири. Первая четверть XVIII века. М., 2005; Браун М. Личность // «Aus Sibirien–2011»: Научно-информационный сборник (к 75-летию А. В. Христеля). Тюмень, 2011. С. 46–47; Alethophilus (Eberhardt С), Der innere und aeusere Zustand derer Schwedischen Gefangenen in Russland, durch ihre eigene Brieffe, Francfurth-Leipzig, 1718; [Anonym]. Der allerneuste Staat von Siberien, Nürnberg, 1720, Glaubrесht O., Die sibirische Schule, Darmstadt, 1855; Winter E., Halle als Ausgangspunkt der deutschen Rußlandkunde im 18. Jahrhundert, Berlin, 1953. * Брокгауз и Ефрон.

Автор: Черказьянова И.В.

Задать вопрос