БЛЮМЕНТРОСТ (Blumentrost) Иван Лаврентьевич (Иоганн Деодатус) (5 августа 1676, Москва – 11 марта 1756, С.-Петербург), доктор медицины. Архиатер (1722–1730). Руководитель Медицинской канцелярии (1721–1730). Лютеранин. Сын придворного врача Л.А. Блюментроста от его второго брака с дочерью офицера русской службы Василисой (Цецилией) Берман.
В январе 1698 г. за счет государства был отправлен для получения медицинского образования в Европу. Первоначально обучался в университете в Кенигсберге, где в 1700 г. подготовил и издал на латинском языке труд по военной медицине – «Exercitatio practica sistens medicum castrensem exercitui Moscovitarum prarfrctum («Практический опыт, делающий полкового врача руководящим лицом в Московском войске)». Сочинение считается первым печатным трудом по военной медицине в России, который содержит описание различных характерных для армии болезней, их возникновения и профилактики. О значимости этой работы говорит тот факт, что она активно использовалась при подготовке Воинского устава 1716 г.
Медицинское образование завершил в Галльском университете, где в 1702 г. получил диплом доктора медицины за диссертацию «Pulsuum theorea et praxis» («Теория и практика пульса»), написанную под руководством профессора Ф. Гофмана. В том же 1702 г. вернулся в Россию и стал работать медиком при царском дворе. Сопровождал в походах и поездках Петра I, затем стал лейб-медиком царицы Екатерины Алексеевны. Наблюдал за здоровьем детей Петра I, во время отсутствия которого письменно докладывал царю и царице о их самочувствии. Контролировал также здоровье старшего сына Петра I – царевича Алексея. По рекомендации Блюментроста летом 1714 г. царевич отправился для лечения минеральными водами в Карлсбад. Пользовался покровительством главы медицинской службы того времени Р.К. Арескина. После смерти последнего в 1718 г. исполнял обязанности руководителя Медицинской канцелярии, которую официально возглавил в феврале 1722 г., получив должность архиатера. В 1719 г. разработал «Регламент о госпиталях», который совершенствовал медицинскую службу на военно-морском флоте. В 1721 г. выступил с проектом реорганизации Медицинской канцелярии и создания особого ведомства – «Коллегиюм Медикум», который, однако, был отклонен Петром I из-за нехватки средств. Как глава медицинского ведомства пытался подчинить госпиталь в Москве, находившийся в ведении Синода, которым руководил Н. Бидлоо. Последний отказался подчиняться Блюментросту, и госпиталь остался в ведомстве Синода. В марте 1728 г. был инициатором создания лечебницы для приходящих больных при Московской придворной аптеке – прообраз современной поликлиники. Выполнял массу поручений Петра I, включая контроль за здоровьем привезенных в Россию экзотических животных. Занимался осмотром больных и раненых офицеров, солдат и матросов. 10 февраля 1721 г. получил распоряжение Петра I лечить «всякого чина людям» переломы, вывихи «или протчия подобныя незапно приключаютца кому болезни ″без всякой платы″». Привлекался к лечению влиятельных придворных – А.Д. Меншикова, М.Д. Олсуфьева и др. В 1722 г. сопровождал Петра I в Каспийском походе.
Судя по отзывам современников, отличался «домовитостью» и «хозяйственными способностями», был «человеком весьма благоразумным и рассудительным, характера кроткого» и все годы царствования Петра I пользовался его доверием и находился у него в «большой милости». Петр I посещал дом Блюметроста.
Руководил лечением Петра I, Екатерины I, Петра II. После кончины последнего фактически был обвинен в профнепригодности и 14 сентября 1730 г. отстранен от должности архиатера и отправлен в отставку. Отстранение от должности было связано и с рядом упущений Блюментроста как руководителя Медицинской канцелярии. В частности, речь шла «о многих непорядках…при…аптеке» и финансовых нарушениях. В итоге Блюментросту не заплатили причитающееся жалование, не назначили пенсии и даже отобрали часть прежних пожалований – в том числе Гатчинскую мызу. В 1737 г. ходатайствовал о выдаче ему невыплаченного при отставке жалования. Просьба была удовлетворена, и были выданы 4842 рубля 75 копеек. Остаток жизни провел в нужде, потеряв дом и имущество в Москве после пожара. Был похоронен в С.-Петербурге возле храма Самсона Странноприимца на Малой Невке, могила до наших дней не сохранилась.
В Москве владел двумя дворами: на Мясницкой улице и в Немецкой слободе. В С.-Петербурге проживал в собственном доме в Большой Немецкой слободе, который был куплен у вице-адмирала К.И. Крюйса в 1709 г. Также имел дом в Москве.
Был дважды женат. Первая супруга (брак был заключен в 1714 г.) – дочь московского купца Агата (Агафья) Вестова (Поппе). Вторая жена – Шарлотта-Магдалина Струве (?–?). От второго брака имел дочь Марию-Елизавету (?–?). Воспитывал пасынка – Петра Клема, служившего с 1721 г. врачом при Медицинской канцелярии.
Рихтер В.М. История медицины в России. Часть 2. М., 1822. С. 252 – 256. Часть 3. М., 1822. С. 108–112.
Уманский А.М. Блюментросты // Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). Т. III. СПб., 1892. С. 417–436.
Морохин А.В. К истории опалы лейб-медиков И.Л. и Л.Л. Блюментростов // Окно в Европу. Сборник памяти доктора исторических наук Татьяны Александровны Лаптевой (1955–2018). М., 2021. С. 215–235.
Морохин А.В. Архиатер И.Л. Блюментрост: страницы биографии // Петровское время в лицах – 2021. К 300-летию заключения Ништадтского мира и создания Российской империи (1721–2021). Материалы научной конференции. (Труды Государственного Эрмитажа. Т. CIX). СПб., 2021. С. 211–216.
Dumschat S. Ausländische Mediziner im Moskauer Rußland. Stuttgart, 2006. S. 568–569.
Приезд в Россию доктора Блюментроста сына Ивана // РГАДА Ф. 150. Оп. 1. Д. 5 (1702 г.); Черный апшит уволенного от российской службы архиатера Ивана Блюментроста // РГАДА Ф. 154. Оп. 2. Д. 446.