DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ФРИЗЕН Петр Мартин (1849–1914), крупнейший российский меннонитский историк дореволюционного периода, религиозный и общественный деятель

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

ФРИЗЕН (Friesen) Петр Мартин (Мартынович) (1849–1914), крупнейший российский меннонитский историк дореволюционного периода, религиозный и общественный деятель.

Родился в к. Шпаррау на Молочной (ныне с. Долгое Богдановского р-на Запорожской обл.). Окончил сельскую начальную школу, а затем центральное училище в Гальбштадте. Продолжил образование в Швейцарии, а затем в Одессе и Москве, где углублял свои знания в области русского языка.

В 1865 г., в возрасте 16 лет он принял крещение по вере и в 1866 г. вступил в Молочанскую Братскую меннонитскую общину. В 1872 г. в разгар борьбы братских меннонтов за легализацию их церкви участвовал в первой конференции старшин братских общин в к. Эйнлаге Екатеринославской губ., где была составлена специальная «Докладная записка», в которой впервые подробно были изложены причины выхода братских меннонитов из старых меннонитских общин, а также отличия их идеологии и церковной практики от Старой церкви. Фризен вместе с И.И. Вилером перевел текст вероисповедания братских меннонитов, составленного А. Унгером, на русский язык для предоставления в МВД России.

С 1873 по 1886 г. П.М. Фризен преподавал в центральном училище в Гальбштадте, где несколько лет был его директором (1880–1886). По отзывам современников, время его директорства было периодом расцвета училища. Вместе с преподавателем училища И.И. Брулем был одним из активнейших сторонников преподавания русского языка в этом учебном заведении.

В 1882 г. Фризен принимал участие в качестве делегата от Молочанской братско-меннонитской церкви в совместной конференции с русскими баптистами в к. Рюккенау на Молочной, во время которой старался всячески сглаживать возникавшие спорные вопросы. Также он участвовал и во всех ежегодных конференциях старшин меннонитского братства. В 1884 г. Фризен был рукоположен на служение проповедником. В 1886–1888 гг. он проводил проповедническое служение в русских и немецко-баптистских общинах Кубани, Москвы и Одессы. В 1888 г. был приглашен на служение пресвитером немецкими баптистами г. Одессы, обязанности которого исполнял до 1892 г.

Тесно сотрудничал с русскими баптистами и евангельскими христианами, проповедовал в их общинах, защищал от преследований со стороны властей, написав позднее известный памфлет «Конфессия или секта?» [Konfession oder Sekte?]. Фризен был одной из самых влиятельных фигур евангельско-баптистского движения на Юге Российской империи, «известный всем и каждому», как утверждали православные миссионеры. Из-за проблем со здоровьем он вынужден был покинуть Одессу и переехать в г. Севастополь. Почти 13 лет был пресвитером русской Севастопольской общины евангельских христиан и проповедником-блюстителем «Евангелического братства Севастопольской Меннонитской богослужебной общины». В 1903 г. Фризен составил «Краткое вероучение христиан евангельского исповедания», которое легло в основу изложения веры русских евангельских христиан (утверждено как официальное исповедание Русского евангельского союза на съезде в г. Екатеринославе в 1909). В 1904 г. по инициативе Фризена и Г. Фаста была создана так называемая «меннонитская церковь Альянса» [«Альянс-община» (Evangelische Mennoniten Gemeinden)], которая должна была объединить в своих рядах как «старых», так и реформированных меннонитов.

Фризен неоднократно выступал ходатаем по делам разрешения построения и работы молитвенных домов братских меннонитов (в родной к. Шпаррау на Молочной в 1887, в к. Шпат в Крыму, в Заградовском меннонитском поселении Херсонской губ. в 1894). В 1904 г. был вынужден покинуть г. Севастополь и переехать в Москву, где в то время была штаб-квартира Русского евангельского союза. Здесь его московская квартира стала местом проведения молитвенных собраний студентов-меннонитов. В конце 1905 г. основатель евангельско-христианского движения в России И.С. Проханов создал либерально-буржуазную партию «Союз свободы, правды и миролюбия», центральное бюро которой располагалось в Севастополе. В своей программе эта партия приближалась к конституционным демократам. В 1906 г. Фризен активно поддержал идею создания И.С. Прохановым Русского евангельского союза. В 1909 г. принимал участие как представитель Меннонитского братства на съезде русских баптистов и евангельских христиан г. Ростова-на-Дону. В 1909 г. он преподавал на нелегальных библейских курсах, организованных в с. Гальбштадт при «Меннонитском обществе юношей» для подготовки новоменнонитских проповедников. В 1910 г. участвовал в работе общеменнонитской конференции в к. Шензее на Молочной, главной задачей которой была выработка мер, которые бы смогли приостановить начавшиеся с того года дискриминационные мероприятия правительства в отношении религиозных прав меннонитов.

Фризен был очень одаренным и красноречивым оратором. Его выступления были актуальными и острыми, однако в силу исключительной толерантности его характера, его высказывания не принадлежали к числу тех, которые бы больно задевали чувства других. Фризен был также известным среди российских меннонитов памфлетистом и религиозным писателем. На конференции меннонитского братства в 1885 г. в к. Рюккенау (посвященной 25-летнему юбилею братства) ему было поручено написать очерк истории Меннонитской братской общины. Все были уверены, что Фризен быстро справится с этим поручением. Однако его работа растянулась на долгие 25 лет, и результатом ее стал поистине фундаментальный труд «Старо-евангельское Меннонитское братство в России (1789–1910) в рамках общеменнонитской истории» [«Alt-Evangelische Mennonitische Bruederschaft in Russland (1789–1910) im Rahmen der mennonitischen Gesamgeschichte»], который был издан в 1911 г. меннонитским издательством «Радуга» в Гальбштадте.

Последние годы жизни, почти полностью потеряв зрение, Фризен провел в к. Тиге на Молочной (ныне с. Орлово Молочанского района Запорожской области).

СОДЕРЖАНИЕ

Архивы

Госархив Одесской области. – Ф.2, оп.1, д.1725, л.1–11; Российский государственный исторический архив – Ф.821, оп.5, д.940, л.203–206; д.1026, л.1–1об; Центральный государственный исторический архив Украины в г. Киеве. – Ф.442, оп.690, д.315, л.22–22об; Протокол конференции баптистов в колонии Рикенау Таврической губернии, 20 мая 1882 г. //Алексий (епископ) Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на Юге России во второй половине XIX ст. – Казань, 1908. – С. 558, 562, 564.

Сочинения

Friesen P.M. Alt-Evangelische Mennonitische Bruederschaft in Russland (1789–1910) im Rahmen der mennonitischen Gesamgeschichte. – Halbstadt: Raduga, 1911= Friesen P.M. The Mennonite Brotherhood in Russia (1789–1910). – /Trans. from the German. /2 revised edition. – Board of Christian Literature; General Conference of Mennonite Bretheren –Churches. Fresno, California, 1980.

Литература

The Mennonite Encyclopedia. A Comprehensive Reference Work on the Anabaptist-Mennonite Movement. – In 4 Vols. – Mennonite Publishing House, Scottdale, Pa., 1955. – Vol.II. – P.405–406; Prizkau J. Geschichte der Baptisten in Sued-Russland. – Odessa, 1914. = Prizkau J. Geschichte der Baptisten in Sued-Russland. – Lage: Logos Verlag, 1996. – S.172; Алексий (епископ) Религиозно-рационалистическое движение на Юге России во второй половине XIX ст. – Казань, 1909. – С. 233; История евангельских христиан-баптистов в СССР. – М.: ВСЕХБ, 1989. – С. 439, 551; Кальнев М. Немцы и штундобаптисты. По поводу найденного протокола одной из конференций штундистов, состоявшейся 21–23 мая 1882 г. в немецкой колонии Рюккенау Таврической губ. – М., 1894. – С. 16, 29–30; Кривохатський М. Меноніти на Україні. – Харьків, 1930. – С.5–6.

Автор: Безносова О.

Задать вопрос