DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ПАРРОТ (Parrot) Мориц Федорович (1831–1882), инженер, надворный советник, статский советник

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

ПАРРОТ (Parrot) Мориц Федорович (22 августа 1831, Тарту – 1 января 1882, Петербург), инженер, надворный советник (1868), статский советник (1875). Сын статского советника Иоганна-Фридриха Паррота.

Обучался в Дерптском университете на физико-математическом факультете по разряду математических наук, где получил в 1852 г. золотую медаль за представленное сочинение «Критический обзор теорий, употребляемых со времени путешествия Антркасто и Гумбольдта для определения силы магнетизма». В 1854 г. там же получил звание кандидата.

В 1860 г. сдавал экзамен в Институт корпуса инженеров путей сообщения и был произведен в поручики (инженер 3-го класса), причем назначен репетитором в институте. В том же 1860 г. был определен начальником мастерской Телеграфного управления и оставлен репетитором института. В 1862 г. с разрешения главноуправляющего путями сообщений Парроту поручили чтение специального курса технической телеграфии со званием инспектора классов, учрежденных для лиц, поступающих целенаправленно на службу в Телеграфное ведомство. В 1864 г. в преобразованном Институте инженеров путей сообщения Паррот был назначен преподавателем курса телеграфов и оставлен в должности начальника мастерских. В 1865 г. он был переведен в Телеграфный корпус. В 1866 г. Телеграфное управление преобразовали в Департамент, и Паррота назначили начальником Школы телеграфистов. Но тогда он оставался ведущим лектором курса «Телеграфия» в вузе. Здесь служебные занятия Паррота были весьма обширны как в теоретических исследованиях, так и в практических трудах: он производил опыты по определению сопротивления, встречаемого гальваническим током в проволоке из разных сортов русского и заграничного железа для сравнения единицы Сименса с принятой в России электрической единицей; им же производились исследования действия гальванических батарей Мейдингера, Морзе, Деви и Лекланше. С высочайшего соизволения в 1867 г. Паррот был командирован с директором телеграфов в Париж на Всемирную выставку для составления описания всех усовершенствований и изобретений, связанных с электротелеграфом. Позже, в 1870 г., он в качестве эксперта занимался рассмотрением и обсуждением предметов, относящихся к электротехнике и представленных на всероссийскую выставку 1870 г. Пространная деятельность Паррота заключалась как в устройстве телеграфических линий, так и в их освидетельствовании на предмет ввода в эксплуатацию. В 1865 г. ему был поручен осмотр вновь устроенной телеграфной линии от Новой Ладоги до Тихвина, от Москвы и вдоль Волги; в 1869 г. Паррот участвовал в приеме вновь устроенной телеграфной линии Санкт-Петербург–Либава. В 1868 г. он был командирован для инспекции линий к востоку страны. В 1865 г. он был командирован на Никольские заводы для освидетельствования проволоки, заказанной Телеграфным управлением. Кроме того, участвовал в экспедиции для укладки телеграфного кабеля в Балтийском море для русско-датской телеграфной линии. Вследствие преобразования Телеграфного управления из военного в гражданское Паррот в 1868 г. был произведен в надворные советники, а в 1875 г. получил чин статского советника. В 1870 г. Паррот стал старшим ревизором Департамента неокладных сборов в Министерстве финансов. В 1876 г. перешел в общество Балтийской железной дороги, которое направило его за границу на два месяца для изучения электрической сигнализации, применяемой на иностранных железных дорогах. С 1879 г. был причислен к Министерству путей сообщения, оставался в этой должности до своей кончины.

В «Журнале путей сообщения» («Журнал Министерства путей сообщения») поместил несколько статей, имеющих важное научное значение: «Теория и устройство электромагнитных телеграфов» (1859); «О выгоднейшем употреблении гальванических батарей на телеграфных линиях» (1861); «Исследование гальванических батарей и законов электрического тока» (1864); «Устройство телеграфных станций. Главная станция в Санкт-Петербурге» (1865); «Описание телеграфных аппаратов, употребляемых в России» (1865).

СОДЕРЖАНИЕ

Сочинения

Руководство к изучению теории и устройства электромагнитных телеграфов системы Морзе. – СПб., 1859; Гальванические батареи и законы электрического тока. – СПб., 1864. – Ч. 1: Телеграфы; Телеграфы. В 3 ч. – 1864–1865; Устройство телеграфных линий. Лекции, читанные в 1873–1874 гг. в Институте инженеров путей сообщения. – СПб., [1874] (литографир. издание); Электрические сигналы на железных дорогах. – СПб., 1874.

Литература

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. – СПб, 1890–1907; Житков (Половцов) М. Большая биографическая энциклопедия, 2009; Корнеев Л. У истоков электротелеграфа в России // Октябрьская магистраль. – 2011. – 16 сент. (№36).

Автор: Коробова В.А.

Задать вопрос