ПРЕДРАССУДКИ (СУЕВЕРИЯ) – иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания. У российских немцев были распространены в XVIII–XX вв. Вызваны малограмотностью, сохранением пережитков дохристианских верований, принесенных с исторической родины, влиянием подобных верований инонационального окружения. Обусловлены стремлением защитить свою жизнь, жилище и благополучие хозяйственной жизни от вреда и злых сил. Различного рода приметы и верования сочетались с верой в Иисуса Христа и проявлялись в повседневной жизни, в календарных праздниках, в важных жизненных событиях в виде веры в колдовство, нечистую силу, приведений, ясновидение, различные приметы.
Колдовство олицетворялось в женщине-ведьме или колдунье (Hexe), получившей свои чары от «нечистого» и обладающей способностями стать невидимой, влетать в двери, окна, печные трубы для того, чтобы принести вред людям или домашним животным. Колдуньей обычно считалась независимая по характеру женщина; она якобы каждую ночь вылетала на метле из трубы и летела на шабаш к месту сборищ ведьм и колдуний. Считалось, что если лошадь, собака или корова к утру становились потными, то это колдунья летала на них. Признаками порчи были плач или болезнь ребенка, тяжелая неизлечимая болезнь женщины, плохие удои молока у коровы, появление в молоке крови, катание животного по земле. Зла от колдуньи особенно опасались при появлении новорожденного ребенка или приплода у животных. Для противодействия чарам колдуньи применялись следующие меры: тщательно закрывались окна, двери, трубы; у входа в дом клали веник, который должен был вымести колдунью; прятали метлы, между дверьми и косяком зажимали вывернутую наизнанку женскую рубаху (как бы защемляли ей сердце), переворачивали бороны зубьями вверх, в колыбель клали крест-накрест чулочки.
Также существовало поверье, что если в Страстную пятницу принести в церковь яйцо от черной курицы, то можно увидеть ведьм, сидящих спиной к алтарю; в этом случае яйцо следовало немедленно вынести из церкви и разбить, иначе ведьма могла разбить сердце человека.
Борис Пильняк в «Немецкой истории» писал: «Фрау пфарерша уверилась, что у фрау шульмайстерши черный глаз. Но через несколько дней соседка рассказала пфарерше новую новость о том, что шульмайстерша – колдунья. Пфарерша опять пошла к знахарке. И знахарка дала средство узнать, истинно ли это. Надо было у пойманной в субботу щуки в полночь, с субботы на воскресенье, вынуть икру, сварить ее до третьих петухов и съесть без соли, когда пропоет третий петух, – и утром тогда надо было идти в костел, смотреть не отрывая глаз в купол над алтарем, и если действительно шульмайстерша есть ведьма, тогда она будет видна в куполе, где будет она летать на венике. Пфарерша поступила так, как ей советовала знахарка, – и действительно, в тот момент, когда органист вознес «авэ, Мариа», под куполом появилась в омерзительном виде, голая на метле шульмайстерша фрау Шварцкопф».
Для борьбы со злом приглашали ворожею. На больного человека она надевала рубаху наизнанку, и такой же рубахой растирала больное животное, сопровождая обряд заклинаниями или молитвой. Больного ребенка ворожея носила на руках и встряхивала в каждом из трех углов дома во имя Триединого бога. Все недомогания выгоняли из тела волшебными заклинаниями и магическими действиями. Против желтухи использовали репу, из которой выдалбливали серединку и заполняли мочой трех мальчиков-младенцев, затем подвешивали ее в трубу; по мере высыхания репы, ребенок должен был поправиться.
Колдунье мстили за ее деяния. Например, «испорченную» корову выдаивали с помощью дощечки на сковороду левой рукой, просовывая сосок коровы через отверстие от выбитого в доске сучка. Затем сковороду с молоком ставили на огонь, сварившееся молоко перерезали серпом, как бы перерезая сердце колдуньи. У погибшего животного вырезали сердце, легкое, печень и жарили на сковороде, как бы жаря внутренние органы колдуньи. Она должна была попытаться воспрепятствовать обряду. Колдунью ненавидели всем селом, ее дочерей не брали замуж, а сыновья не находили в селе невест. До середины XIX в. женщин, обвиненных в колдовстве, могли приговорить к телесному наказанию за «порчу» скота и людей.
Против нечистой силы использовали различные кольца и амулеты, серьги, браслеты, бусы и записки с заклинаниями, которые носили на шнурке на груди, а больному животному записку с тремя крестами клали в хлеб и давали съесть. Повсюду развешивали высушенные щучьи головы. На Рождество елку ставили и в доме, и во дворе, она должна была отгонять злых духов и болезни от людей и скота. Куски хлеба с солью с рождественского стола давали скоту, чтобы отвести болезни и обеспечить хороший приплод. Несколько дней после Рождества следовало воздерживаться от спиртных напитков, азартных игр и сквернословия, после захода солнца не появляться на улицах.
Элементы языческих верований в христианской обрядности. Немцы Поволжья, Кавказа, Украины и Сибири 1 января, в день посещения родственников, перед тем как войти в дом, стреляли в воздух из ружей, стучали палкой в дверь, громко топали для изгнания злых и опасных сил. С 1 по 6 января – «Heilige Zeit», Святки – нельзя было прясть, чинить порванную одежду. Немцы верили, что случившееся в это время может распространиться на весь год, поэтому старались в эти дни не ссориться, не сердиться, дети, боясь наказания, вели себя хорошо. В рождественскую или новогоднюю ночь женщины клали под подушку Библию или Евангелие для защиты от злых сил. В День Богоявления (Праздник трех королей, завершавший зимние праздники), считавшийся у немцев-католиков самым опасным для жилища, совершали магические действия, направленные на защиту на целый год: в ночь на 6 января затыкали печные трубы, на двери изображали крест и цифры нового года, а также первые буквы имен библейских королей – Каспара, Балтазара и Мельхиора. Освященные ветки вербы в Пальмовое воскресенье (Palmsontag) ставили дома и в хлевах, для улучшения плодородия земли четыре ветки втыкали по углам поля. Яйца, снесенные на пасхальной неделе, давали мужчинам от боли в спине и для укрепления мужской силы, а снесенные в Страстную пятницу клали на чердак или в укромное место в доме для защиты от разных несчастий.
Обряд сожжения соломенного чучела Иуды в первый вторник после Пасхи существовал у многих групп российских немцев. Золой удобряли землю, от огня разжигали огонь в печи, угли от костра раскладывали по углам дома и на чердаке, примешивали к семенам посева, ими чертили кресты на дверях дома и хлева. Пасхальную воду из родников или колодцев заливали в бутыль и хранили дома.
Утром на праздник Вознесения женщины и девушки собирали различные травы (например, тимьян) и корни (часто солодки) для чая и лечения от различных недугов в течение года.
Дыму костра тоже приписывались магические свойства. К костру, горевшему в ночь на Ивана Купала (24 июня, Johannistag) подносили детей, проходили сквозь его дым и т.д. Совместные прыжки парня и девушки через костер должны были закрепить их любовный союз.
Венки из купальских трав, имевшие силу оберега, защищали вход в жилище, их раскладывали между рамами окон. Аналогичный венок на чердаке (как зоне, контролируемой нечистой силой) должен был висеть целый год. Если корова плохо доилась, ей на вымя надевали такой венок и доили сквозь него. В этот день целительной водой старались облить друг друга. Во имя счастья, красоты и здоровья девушки рано утром умывались росой.
В день Рождества Богородицы (8 сентября) немцы освящали травы, из колосьев и полевых цветов изготавливали букет (у поволжских немцев назывался «Werzwisch»), который вешали на чердаке. Он служил защитой от злых сил, пожара или удара молнии. Букеты вешали каждый год, и на чердаке их скапливалось по нескольку штук.
На Украине немцы-католики осенью после забоя скота и изготовления колбас набивали мясом желудок свиньи, коптили его и вешали с целью оберега на чердак, где он висел до Пасхи. Немцы Алтая изготавливали для защиты от злых сил венки из колосьев последнего жатвенного снопа и также вешали их на чердаке.
Вера в приведения и духов. Считалось, что души умерших посещали родственников, души убитых или замученных приходили к своим мучителям в дом и плевали в них из-за угла.
Привидениями выступали убийцы, воры, самоубийцы, добровольно отдавшие свои души дьяволу. В наказание за свои грехи они должны были определенное время блуждать по темным закоулкам, могилам, оврагам.
Кладоискательство было также мистифицировано немецкими крестьянами. Клад можно было извлечь из земли только в ночь на Ивана Купала. Под страхом смерти во время поиска клада нельзя было останавливаться, оборачиваться, разговаривать. Верили, что навстречу кладоискателю сначала попадался старик с огненными глазами, затем мчащаяся черная карета, запряженная тройкой вороных коней, по обе стороны дороги стояли ряды хрюкающих свиней, и всякая нечисть стучала молотками по железным листам. Над головами летали совы и коршуны – все они стремились не пустить к кладу. Его нужно было найти и извлечь между 23.00 и 24.00 часами ночи, иначе кладоискатель мог провалиться в преисподнюю. Как только клад был выкопан, всякая нечисть должна была исчезнуть.
К услугам многочисленных ворожей, гадалок, ясновидцев и снотолкователей обращались и неграмотные крестьяне, и интеллигентные люди.
Приметы. По датам рождения определялось, будет человек счастлив в жизни или нет. Пасмурная погода в Страстную пятницу указывала на неурожай.
Небесные светила предвещали наиболее важные события: необычно красное небо являлось предвестником кровопролитной войны, солнечное или лунное затмение – эпидемии или неурожая; красные звезды – восстания или революции, мерцание звезды – смерти выдающегося человека.
Способностями оракула наделяли птиц. Кукушка весной предсказывала, сколько суждено прожить человеку. Крик ночной птицы вел к несчастью, слет на дом стаи сорок – к покойнику.
Поведение птиц и животных определяло погоду: ласточка летает низко – к дождю, высоко – к хорошей погоде, курица не прячется в начале дождя, а ходит по воде – к трем дням дождя подряд; если быки бегут, задрав хвосты, – к дождю, собака на спине валяется – к метели и ветру. Кошка перебежит дорогу – к несчастью; черная собака роет яму и воет – к покойнику; кошка умывается – к гостям, паук спускается – к письму.
Новогодняя ночь определяла характер наступающего года: первой встретил женщину – год будет плохой, мужчину – хороший. Если в обычные дни колонисту, ехавшему на деловую встречу, попадалась женщина, он возвращался домой, распрягал лошадь и лишь через некоторое время опять отправлялся в путь.
Всякого рода случайности также служили приметами: посуда бьется к счастью, падают на пол нож и вилка – к гостям, чешется левая ладонь – получать деньги, правая – отдавать. Звенит в левом ухе – кто-то хвалит, в правом – ругает. Выметать вечером сор – выметать счастье. Сор необходимо смести, а вынести утром. Уродливое маленькое куриное яйцо есть нельзя, его нужно перебросить через левое плечо. Если сбросить гнездо ласточки, коровы вместо молока дадут кровь. Для того, чтобы было хорошее масло, под маслобойку клали гребень.
На Святки гадали о будущем. Девушка бросала туфлю к воротам; если носок указывал в сторону ворот, девушка выйдет в новом году замуж, если нет, то придется подождать год. В воду лили воск или расплавленный свинец, по застывшим очертаниям пытались определить, что ожидает в следующем году.
В купальскую ночь девушки пускали по воде венки. Уплывший венок означал скорую свадьбу, утонувший – откладывал замужество как минимум на один год. При забое свиньи украинские немцы тщательно рассматривали ее внутренности; если на селезенке четко видны очертания гроба, то в следующем году умрет кто-то из родственников.
Для пробуждения, сохранения или усиления чувства любви известны были так называемые капли любви (Lipmanstrobe). Их состав установить не удалось. Силу или власть над другим можно получить, предложив человеку попить из своей чашки или поесть своей ложкой, которая уже была использована. В таком случае человек привораживается к загадывающему и начинает по нему «сохнуть, бегать за ним» (muzem nouchlawe).
Девушкам нельзя сидеть на углу стола, иначе в течение семи лет не видать жениха.
Во время свадьбы девушка защищалась от духов предков, поскольку она покидала отчий дом и лишала свой род наследника. Среди защитных средств были шум на вечеринке перед свадьбой, стрельба в течение всего времени с момента помолвки до дня свадьбы, плач невесты, переодевание, вуаль, смена фамилии. Для защиты от злого духа в туфельку невесты клали что-нибудь из ценных вещей (Wärtswisch), невеста должна была надеть крестик либо повесить монетку (Pening) или амулет (Amledjr) из двух мешочков 5х5 или 5х7, куда вшивалась часть освященного венка, свечка или ценный предмет.
Если в день обручения идет дождь, женщине предстоит пролить много слез.
Кто первый из молодых после венчания поднимался с колен или доходил до алтаря, тот и будет главой семьи. Упадет невеста на свадьбе – муж долго не проживет. Если в церкви погасла свеча, то первым умрет тот, на чьей стороне она стоит.
Беременная женщина не должна мыть что-то, высоко поднимая руки, смотреть сквозь щель или замочную скважину и т.п., иначе дитя будет косым. Она не должна перелезать через забор или штакетник, иначе ребенок будет иметь какое-нибудь уродство. Она не должна проползать под чем-нибудь снизу, иначе переплетется пуповина. Юбку следует снимать через голову, иначе в голову кровь бросится. Если беременная женщина ударится какой-либо частью тела, то на этой же части тела дитя останется след, поэтому нужно сразу ухватиться за ягодицу, чтобы пятно перешло на ягодицу ребенка. Нельзя смотреть на людей с уродствами и т.п. Все прихоти беременных нужно удовлетворять, в противном случае можно нанести вред какой-либо части тела ребенка. Акушерку по дороге к роженице нельзя отвлекать и заговаривать, ибо роженица умрет. Роженице расплетают косу и все, что завязано. Тряпочку, пропитанную водкой и желтым мылом, кладут на живот. Ребенка на уродца мог поменять незнакомый человек, который заходил в дом, если с него не снять шапку, или ведьма, если после родов в доме три ночи не горит свет. До крещения ребенка в детскую колыбель и под подушку роженицы клали мужские брюки. Если крестная или крестный по пути в церковь помочатся, то ребенок будет страдать недержанием мочи. В крестильную распашонку девочки прятали несколько иголок, чтобы девочка хорошо шила. Дети, рожденные в ночь на среду, будут несчастливы, а дети, родившиеся накануне первого воскресения после Пасхи, – глупыми.
Из хозяйства, где находится роженица, нельзя ничего одалживать, особенно острые предметы, иначе у нее пропадет молоко. До года ребенку ногти можно только откусывать. Волосы (вычесанные или обстриженные) и детей, и взрослых нужно сжигать.
Нельзя перешагивать через ребенка, иначе он не вырастет. Если пришел в дом с новорожденным, нужно ненадолго присесть, чтобы дитя не плакало. Если колыбель не покрывают одеялом, ребенок худеет. Против судорог ребенку клали под голову Евангелие, давали сок красной свеклы, пеленали в крестильную рубаху крестного, чтобы облегчить болезнь или смерть. Против кошмаров (Alp) применялись пентаграммы на двери и на колыбели, под голову клали острый нож и смазывали соски калом. Роженице 8–15 дней разрешали пить только степной чай. 9 дней нельзя было причесываться. Если у кормящей матери не было молока, то нужно поесть из одного корыта со свиньей или положить свежий свиной навоз в два белых мешочка, один повесить на груди, второй – на спине.
Часть предрассудков в той или иной степени сохранились до сегодняшнего дня.
Подпись под фото. Семья поволжского немца. С. Лауве, 1928 г.. На здании дома висит оберег от злых сил из пучка заговоренной травы