DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

КЕМЦ (Kämtz, Kaemtz) Людвиг Мартынович (Людвиг Фридрих) (1801–1867), немецкий и русский метеоролог, геофизик, ординарный академик Петербургской Академии наук по Физико-математическому отделению (физика), директор Главной физической обсерватории

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

КЕМЦ (Kämtz, Kaemtz) Людвиг Мартынович (Людвиг Фридрих) (11 января 1801, Трептов – 8 декабря 1867, Санкт-Петербург), немецкий и русский метеоролог, геофизик, ординарный академик Петербургской Академии наук по Физико-математическому отделению (физика) с 5 ноября 1865 г., директор Главной физической обсерватории.

Сын простого земледельца, родился в Трептове на реке Реге в Штеттинском округе. Крещен по лютеранскому обряду, не принадлежал ни к какой общине, в церковь никогда не ходил.

Учился сначала в местной школе, потом в гимназии Фридриха Вальгельма в Трептове и в Латинской школе в Вейгенгаузе в Галле. В 1819 г. поступил в университет в Галле, где сначала занимался юридическими науками и филологией, но затем пристрастился к математике и намеревался изучить древнегреческих математиков, поэтому перешел к занятиям математическими науками и физикой. С математическим анализом его познакомил И.В.А. Пфафф. Имел обширные математические, естественнонаучные, филологические и исторические познания.

В 1822 г. получил степень доктора философии за сводку исследований об интегралах логарифмов. К концу 1823 г. был назначен приват-доцентом в Галле, в 1827 г. получил звание экстраординарного, а в 1834 г. ординарного профессора в том же университете на философском факультете. По признанию Кемца, положение его там оказалось очень неприятным вследствие того, что физический кабинет оставался в полном, единоличном распоряжении профессора И.С.Х. Швейгера. Поэтому Кемц в 1841 г. принял предложение работать в России.

С 1842 г. до 1865г. Кемц – профессор и член Совета Дерптского университета. С 1858 г. возглавлял Метеорологический комитет, организованный при Российском географическом обществе (РГО). Под редакцией Кемца в 1859 г. при Отделении физической географии РГО начал издаваться первый в мире метеорологический журнал «Метеорологический сборник» („Repertorium für Meteorologie“), под его руководством вышло 10 выпусков, которые составили три тома. Статьи в нем печатались на том языке, на каком они были представлены: русском, немецком, английском, французском и т.д. Содержание журнала было разносторонним. В нем сообщались результаты и выводы из наблюдений, делавшихся по всей империи и, кроме того, помещались статьи зарубежных ученых по общим вопросам метеорологии, климатические очерки зарубежных стран. Журнал имел большой успех, особенно за границей. В сборнике большая часть материалов принадлежит перу самого Кемца. С 1864 г. издание прекратилось из-за финансовых трудностей РГО и возобновилось только в 1869 г.

В 1865 г. был избран ординарным академиком Петербургской Академии наук и тогда же стал директором Главной физической обсерватории (ГФО) в Санкт- Петербурге.

Первый период деятельности Кемца можно назвать «галльским» (1822–1841). В это время началась его преподавательская деятельность «чтением лекций, едва ли не первым в Германии, об исследованиях Френеля». В этот период он издал целый ряд статей по изучению электрических и световых явлений. Первая опубликованная работа относится к 1823 г. Затем он занялся физической географией и вместе с Ф. Гофманом предпринял издание большого географического сочинения. Издание это не состоялось, но упорные труды Кемца в этом направлении не пропали даром.

В течение 1825–1831 гг. написал ряд монографических исследований об изменениях в состоянии барометра, о влиянии луны на барометр, об определении средней температуры суток, о причинах наименьшей температуры перед восходом солнца, о годичных изменениях температуры, о северном сиянии и др. Научные работы этого периода включают в себя вопросы распределения атмосферного давления по отношению к направлению ветра в других местностях, явлений верхних слоев атмосферы, определения элементов земного магнетизма. Особенно интересны его исследования влажности и суточного хода атмосферного давления, теплопрозрачности воздуха. В ежегоднике, выходившем под редакцией И.С.Х. Швейгера, издал ряд статей по метеорологии и несколько переводов статей по физике. С 1828 г до 1841 г. Кемц был одним из редакторов «Allgemeine Literaturzeitung» и редактировал третий отдел энциклопедического словаря Эрша и Грубера, ограничиваясь областью физики и родственными ей отраслями науки, помещал большие статьи физического и метеорологического содержания в этих изданиях, а с 1839 г. и в ежегоднике Шумахера. Удачным оказался опыт Кемца в области учебной литературы; его учебник «Курс опытной физики» был принят за руководство в прусских школах.

В 1831, 1832 и 1836 гг. вышло в трех томах капитальное сочинение Кемца «Lehrbuch der Meteorologie» – его знаменитый «Учебник метеорологии», который являлся классическим в области избранной науки. Он представлял не только свод всего сделанного по метеорологии прежде, но ряд специальных самостоятельных исследований по всем частям науки, произведенных по одному общему плану. По мнению непременного секретаря Академии Наук К.С. Веселовского, учебник метеорологии Кемца «не только доставил ему славу, но и составил эпоху, с которой может считать свое начало современная метеорология». Веселовский указывал на удивительную начитанность и трудолюбие автора, особенно выделил замечательный ряд остроумных и интересных самостоятельных вычислений и ряд прекрасных наблюдений и опытов. Он отмечал ясность изложения и стройность общей системы, обилие собственных исследований Кемца, которыми дополнены разные части метеорологии.

Изданное самим Кемцем сокращенное изложение его книги – «Vorlesungen über Meteorologie» (1840), было переведено в скором же времени на русский язык профессором М. Спасским («Чтение о метеорологии»), французский, английский и итальянский языки. Кемц, однако, критически оценивал свою работу: «Если бы мне пришлось теперь опять приняться за эту работу, я бы не только изменил некоторые из моих заключений, но и совершенно изменил бы весьма несовершенный план всей книги».

С 1841 г. года Кемц жил и работал в России. В 1841 г. он стал кандидатом на кафедру физики в Дерптском университете. Заместитель декана физико-математического факультета А. Гебель, представляя Кемца, указывал на особенно ценные для профессора физики качества Кемца, такие как чрезвычайная ясность изложения, широкий кругозор, основательность, удача в экспериментировании, обширная преподавательская практика и, наконец, умение заинтересовать слушателей, стекавшихся к нему в большом числе. Кемц был единогласно избран и факультетом, и советом университета и был утвержден в должности ординарного профессора теоретической и практической физики Дерптского университета с 30 декабря 1841 г., но официально вступил в должность 31 августа 1842 г. Наступил «дерптский» период его жизни и деятельности. Он старался добросовестно выполнять свои обязанности по отношению к новой родине и помимо основных работ по должности занимался подробным изучением физической географии, метеорологии и земного магнетизма в Российской империи. Результат этих занятий – длинный перечень трудов и исследований, богатейший материал наблюдений, из которых напечатана лишь небольшая часть. Некоторые семестры Кемц по два часа в неделю читал лекции специально по физической географии России, при этом тщательно подбирал материалы. Для этой цели познакомился с русским языком и составил целый том записок по этому предмету. В научном отношении в это время Кемц отчасти представил готовыми, отчасти оставил в рукописи обширные и серьезные научные работы. Одна из них посвящена ежедневной температуре в Петербурге, выведенной им из 51-летнего ряда наблюдений. Интересен также его труд «Распределение ветров на северных берегах старого света», в котором впервые доказано существование муссонов на северных берегах Европейской России и Сибири. Среди рукописей имеются три сочинения, которыми Кемц занимался с особенной любовью. Это «История физики» в 4-х томах, «Всеобщая физическая география» во многих томах и «Физическая география Российской империи» в одном томе. В 1848 г. написана любопытная статья «Об успехах землеведения в первой половине XVIII столетия».

В Дерпте Кемц вел скромную и уединенную жизнь, редко показывался в кругу профессоров, но и не чуждался их, и все время, свободное от обязанностей по занимаемой в университете должности, посвящал научным трудам и регулярным инструментальным наблюдениям. Там он заслужил благодарную память в сердцах не только учеников, но и сограждан тем, что устроил похоронную кассу (кассу вдов и сирот), выработал ее устав, все время был бухгалтером, и кассиром, и директором.

Кемц сроднился с Дерптом. На первое сделанное ему предложение – занять в Академии наук место ординарного академика и директора ГФО – он ответил отказом и рекомендовал вместо себя директора Бернской обсерватории Г.И. Вильда.

В 1865 г. Кемц был назначен на должность директора Главной физической обсерватории и переехал в Санкт-Петербург. Петербургский период его работы был самым коротким. Кемц стал преемником А. Купфера, создавшего в России первую в мире постоянно действующую геофизическую сеть магнитных и метеорологических наблюдений, и ГФО руководила ею. Для изучения погоды, климата и решения других прикладных и научных задач требовалось расширение этой сети. Кемц, однако, считал, что прежде чем приступать к дальнейшему развитию метеорологической сети, необходимо обработать имеющийся материал, затем привести в порядок существующие станции, поскольку они были плохо оборудованы, а методика и качество наблюдений желали лучшего. Приступив к своим обязанностям, Кемц лично занялся вычислением некоторых метеорологических данных, которые были необходимы для будущей системы телеграфных сообщений о погоде, потратил много времени на приведение в порядок собрания инструментов и библиотеки, на хлопоты, начатые еще Купфером, по передаче обсерватории в ведение Академии наук. Составной частью Академии наук ГФО стала в марте 1866 г., и расширились обязанности ее директора, в ведении которого находились также Магнитная обсерватория при Горном институте и Пекинская магнитно-метеорологическая обсерватория. Ему же препоручались и учрежденные в 1865 г. станции Министерства народного просвещения. С его участием Тифлисская обсерватория была переименована из магнитно-метеорологической в физическую, были значительно увеличены штаты и средства ее, а также усилена связь с ГФО и Академией наук. Занимался Кемц и подготовкой ГФО для работы в городской телеграфной сети по приему и передаче телеграфных сообщений о погоде. Но в это время прекратились штормовые оповещения в Англии, что снизило интерес к этому предприятию в Морском министерстве. И Кемц считал преждевременным введение такой системы без правильной сети метеостанций. Служба погоды, полностью подготовленная еще Купфером, была введена в действие с 1(13) января 1872 г., руководил ею М.А. Рыкачев.

Считается, что в ГФО Кемц успел мало сделать по организации учреждения из-за краткости времени своего управления. При нем М.А. Рыкачев был назначен помощником директора обсерватории, в обсерватории работали В.П. Кеппен и А.И. Воейков.

По мнению К.С. Веселовского, в течение двухлетнего заведывания обсерваторией Кемц был «неутомимым работником с пером в руке». Его многолетней привычкой было читать лекции или работать в кабинете. В силу своего возраста и устоявшихся привычек он «проводил целые дни за вычислениями метеорологических наблюдений, чем он особенно любил заниматься, а о столь необходимом оживлении деятельности Обсерватории, о поднятии ее до значения центра, из которого развивалась бы стройная система органов для климатологического изучения России, Кемц и не решался начинать действовать. Может быть, тут сказалась старческая усталость и недостаток энергии для почина в деле новом и сложном».

Кемц много путешествовал. Находясь в Дерпте, он почти ежегодно предпринимал в летнее время поездки для своих физико-географических и, в частности, магнитных изысканий.

Первым путешествием Кемца был переход из Штеттина в Каммин на небольшом судне в 1825 г. Два путешествия в Швейцарию в 1832 и 1833 гг. привлекли его внимание к явлениям в верхних слоях атмосферы. В 1847 г. он совершил поездку в Финляндию для определения элементов земного магнетизма. В 1849 г. с той же целью отправился в Норвегию через Финляндию, а оттуда морем в Архангельск и Петербург. С 1855 г. и почти до конца жизни он ежегодно совершал путешествия с научной целью, преимущественно в Альпы, для изучения вопроса о происхождении ледников. Целью путешествий на остров Эзель в 1848 г., в Гельсинфоргс в 1853 г., в Либаву в 1854 г., в Швейцарию в 1855 г., а затем летом 1867 г. в западные губернии России, а также в Австрию, Италию, Германию и Францию, были магнитные и метеорологические наблюдения. Собранный им богатый материал был лишь отчасти обработан. Наблюдения он вел до 22 ноября 1867 г.

Вернувшись в Петербург, Кемц пользовался для своих магнитных наблюдений немногими наиболее светлыми часами суток, а остальную, большую часть дня проводил за вычислениями, работая по 10–14 часов в сутки. На Рыкачева он оставил «неизгладимое впечатление своим добродушным юмором, всегда хорошим расположением духа, всегда являясь живым, остроумным собеседником. Он с видимым удовольствием делился своими познаниями со всеми, которые к нему обращались, или желали заниматься в Обсерватории, в особенности с молодыми людьми, обнаруживавшими интерес к науке». Он очень сожалел о своем переселении в Петербург, так как был оторван от общественной жизни. Он привык, проведя целый день за кабинетной работой, отдыхать вечером за кружечкой пива. Петербургские академики его очень уважали, высоко ценили его прямодушие, открытый благородный характер, но не разделяли его несколько плебейских вкусов.

Основными чертами характера Кемца, по определению А. Гебеля, были строгая честность и беспощадное правдолюбие. Добросовестность и крайняя справедливость руководили всеми его поступками. Он требовал справедливости и свободы, как в обществе, так и в науке, в политических и религиозных убеждениях. Он был противником популяризации науки и не терпел научный дилетантизм. Тех, кто в естествознании не опирается на математику, физику или химию, Кемц причислял к плебеям науки. Изумительным называли и его трудолюбие. Об этом свидетельствует оставленное им наследие. Труды Кемца охватывают разные отрасли физики и естественных наук. Они относятся к теории электромагнитных сил, электричеству, поляризации звука, теории света, светящимся метеорам и пр. Список трудов содержит 85 названий, из них 66 по метеорологии, 9 по земному магнетизму и 10 по физике. Первая работа издана в 1823 г «Dissertatio de legibus repulsionum electricarum mathematicis» (Halae), последняя – в 1870 г., уже после смерти автора «Jährlicher Gang der Temperatur in St. Petersburg», v.j. Rernet (Wild, Repert. Meteorol., 1).

По желанию его жены и дочери, А. Гебель пересмотрел все рукописи Кемца, оставшиеся в неопечатанной части ГФО, и был поражен оставленным громадным материалом. Все свои рукописи Кемц распорядился на словах передать Берлинской академии наук.

Еще в Дерпте он любил ежедневно гулять пешком по 2 часа, причем, надеясь на свое крепкое здоровье, очень легко одевался. При сильных ветрах он неоднократно сильно простужался. Во время одной из таких прогулок в Петербурге он простудился и умер 8 ноября 1867 г. Похоронен Кемц на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге (могила не сохранилась).

По справедливости Кемц считается отцом метеорологии и, в частности, русской метеорологии. А. Гебель сказал, что к Кемцу применимы вполне слова Араго: «Гений – это прилежание».

«В Купфере, Бэре и Кемце вы имеете трех метеорологов, которым может позавидовать государства Западной Европы», – писал А. Гумбольдт в своем письме Е.Ф. Канкрину 1 ноября 1842 г. «Своим двулетним директорством в Обсерватории он не преумножил своей ученой славы, но оказал науке великую услугу тем, что открыл двери Обсерватории Вильду». (Рыкачев).

СОДЕРЖАНИЕ

Сочинения

Кемтц Л.Ф. Наблюдения над магнитным наклонением, произведенные по усовершенствованному способу во время путешествия в Италию Л.Ф. Кемцем, по оставшимся рукописям пополнил и изготовил к печати М. Рыкачев. – [Санкт-Петербург], [1870]. 201–252 с. (Отт. из: Метеорол. сборник. 1870. Тетр. 2). Kämtz L. F. Der jährliche Gang der Temperatur in St. Petersburg / Nach den hinterlassenen Manuscripten des Herrn Dr. L. F. v. Kämtz; Zusgest. von J. Pernet // Repertorium für Meteorologie. 1870. Bd. 1. H. [2]. S. 97–148; Kämtz L. F. Inclinations-Messungen nach verbes serter Methode auf einer Beise nach Italien / Von Dr. L. E. von Kämtz; Nach den hinterlassenen und für den Druck redigirt von M. Rikatscheff // Repertorium für Meteorologie. 1870. Bd. 1 H. [2]. S. 201–252; Repertorium für Meteorologie, herausgegeben von der Kais. geographischen Gesellschaft redigirt von Ludw. Fr. Kämtz / Ludw. Fr. Kämtz; Kais. geographischen Gesellschaft. – Dorpat, 1859–1864.

Литература

Рыкачев М.А. Исторический очерк Главной физической обсерватории за 50 лет ее деятельности. 1849–1899, ч. 1. СПб., 1899; Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Юрьевского, бывшего Дерптского университета за сто лет его существования (1802–1902), т. 1 / Под ред. Г.В. Левицкого. Юрьев, 1902. С. 414 – 418; Нездюров Д.Ф. Очерки развития метеорологических наблюдений в России. Л., 1969. C. 61–64; Брокгауз и Ефрон; РБС; Кароль Б.П. Академик Г.И. Вильд. Л.: Гидрометеоиздат, 1988; Беспалов Д. П. Павловская магнитно-метеорологическая обсерватория (к 125-летию со дня открытия) // Метеорология и гидрология. 2003. № 8; Беспалов Д. П., Кондратюк В. И. Российской метеорологической науке 170 лет // Эмитент. Существенные факты. 2005. № 26.

Автор: Коробова В.А.

Задать вопрос