ГАМЕЛЬ (Hamel) Иосиф Христианович (30 января 1788, Сарепта Царицынского у. Саратовской губ. – 10 сентября 1862, Лондон), химик-технолог, ординарный академик Петербургской АН (1829).
Родился в семье полицмейстера в городе Сарепта Царицынского уезда Саратовской губернии, где и получил первоначальное образование. В 1807 г. Иосиф Христианович был зачислен в студенты Медико-хирургической академии (МХА). Окончив в 1811 г. полный курс обучения в МХА с золотой медалью, он был определен на службу при той же академии, которая поручила ему повторение гальвано-химических опытов Г. Дэви. В 1809 г., будучи еще студентом, Иосиф Христианович был избран корреспондентом Вольного экономического общества, а в 1813 г. – членом-корреспондентом Петербургской АН и членом-корреспондентом МХА. Вскоре после этого он был причислен к Министерству внутренних дел и направлен для продолжения образования в Великобританию. Оказавшись за границей, И. Х. Гамель установил личные контакты с представителями мировой научной элиты – Г. Дэви, В. Алленом, Л. Ж. М. Дагером, он усердно штудировал прикладные науки, производил различные технические опыты. Здесь же ученый познакомился с системой взаимного обучения, разработанной английскими педагогами А. Беллом и Дж. Ланкастером, которой впоследствии посвятил книгу, вышедшую сначала на немецком языке, а затем – в русском и французском переводах. В 1819 г. он посетил Парижскую промышленную выставку; ознакомился с химическим производством Франции, Италии, Швейцарии и Германии.
Вернувшись в Россию, Иосиф Христианович приступил к изучению отечественной мануфактурной промышленности. Плодотворным результатом этого увлеченного занятия явилась его диссертация «О выделке в России железа в исторических и технических отношениях», успешная защита которой состоялась в 1833 г. В следующем году Иосиф Христианович активно содействовал Герстнеру в получении им разрешения на строительство Царскосельской железной дороги.
В 1839 г. неутомимый исследователь вновь отправился в Великобританию, где знакомился с историей и производством дагерротипов, после чего составил подробное описание способа Дагера. Следует заметить также, что И. X. Гамелем передано в Петербургскую АН обширное собрание документов по истории фотографии, полученное им в Париже от сына изобретателя процесса гелиографии Ж. Н. Ньепса.
Работая в музее Ашмоля в Оксфорде, ученый обнаружил рукопись с описанием путешествия по России в 1618 г. посланника сэра Дэдли Дигтса, отправленного английским королем Яковом I к царю Михаилу Федоровичу. И. Х. Гамель прислал в Петербургскую АН гипсовые отливки и несколько костей вымерших пород птиц «Динорнис гигантус», найденных в Новой Зеландии, и «Дидус», а также часть ихтиолитов, обнаруженных им самим на севере Шотландии.
По возвращении с Парижской выставки 1844 г. он участвовал в устройстве мануфактурной выставки в Санкт-Петербурге (1849), после чего был назначен членом мануфактурного совета (1849) и членом Лондонской выставки (1850). В 1851 г. он посетил Лондонскую всемирную выставку, затем выставки в Дублине и Нью-Йорке. По инициативе И. X. Гамеля, Лондонская комиссия о патентах отправила в Россию полную коллекцию патентованных в Великобритании изобретений с 1617 г.
С 1856 г. ученый занялся историей телеграфа, утверждая, что электромагнитный телеграф являлся изобретением российского подданного барона П. К. Шиллинга.
Именно И. Х. Гамелю, его неистощимой любознательности и жизненной энергии мы обязаны появлению целой серии исторических сочинений: «История железного производства в России» (1833), «Обзор торговых и политических сношений Англии и России в XVI–XVII в.» (1865 и 1869), «Описание путешествия на Кавказ, предпринятого в 1628 г. по приказу царя Алексея Михайловича, для отыскания серебряной руды» (М., 1855) и многих других.
В разные периоды ученый состоял членом Вольного экономического общества, Общества истории и древностей российских, Московского общества испытателей природы, Московского общества сельского хозяйства.
Сообщая о кончине 10 сентября 1862 г. «…в Лондоне, после кратковременной болезни, ординарного академика по части технологии И. Х. Гамеля», К. С. Веселовский отмечал: «Посвятив всю свою жизнь историческим разысканьям о разных изобретениях и открытиях в технических искусствах, он особенно любил пребывание в Англии, как классической стране всякого рода изобретений и применений науки к житейским потребностям». Находясь на очередной всемирной выставке в Лондоне, «…с целью собрать там запасы наблюдений для разного рода изысканий, он с самого открытия […] и до 23 августа ежедневно посещал выставку, так что и первые приступы болезни, которая его сразила, не могли удержать его дома, до тех пор, пока наконец усилившаяся слабость не заставила его слечь в постель, с которой он уже более не встал».
После смерти ученого значительная часть его состояния перешла по завещанию сарептской школе. А в 1863 и 1868 гг. его племянник и единственный наследник В. Гамель передал большинство собранных им документов по истории фотографии в библиотеку Петербургской АН, чем навсегда увековечил память о своем прославленном родственнике.
[Веселовский К. С.] О жизни и трудах И. Х. Гамеля // Зап. ИАН. СПб., 1863. Т. 3; РБС: В 20 т. Т. 5: Г–Грибович. М., 1999; РБС ИРИО: В 25 т. / Под. ред. Половцева А. А. Т. Гааг–Гербель. СПб., 1914; Хартанович М. Ф. Ученое сословие России. Императорская Академия наук второй четверти XIX века. СПб., 1999; Мягкая В. Гамель (Hamel) Иосиф Христианович // НРЭ. Т. 1. М., 1999.