ШЕНДОРФ (Schöndorf, Жулидово, Жулидовка, Шамиловка), ныне с. Репное Краснокутского района Саратовской области, немецкая колония в степной части Левобережья Волги, на левом берегу реки Еруслан, в 29 верстах к северо-востоку от Красного Кута. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Верхне-Ерусланскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии.
После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Шендорф являлось административным центром Шендорфского сельского совета Краснокутского кантона. В 1926 г. в Шендорфский сельский совет входило одно с. Шендорф.
Немецкая колония Шендорф была основана в 1855 г. Поселение было создано из колонистов, проживавших ранее в правобережной материнской колонии Побочное (ныне не существует) Ягодно-Полянской волости Саратовского уезда Самарской губернии. Вместе с Шендорфом в эти годы в Верхне-Ерусланской волости Новоузенского уезда было учреждено еще несколько колоний – Шенфельд, Шенталь, Ягодное и др. Основной причиной, способствовавшей созданию дочерних поселений, стало малоземелье колонистов в материнских колониях.
В 1858 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «о наименовании новых колоний Гнаденфель, Розенфельд, Мариенбург, Шенталь, Шенфельд, Шендорф…». Название колонии в переводе с немецкого означало «красивая деревня» и произошло от немецких слов «schön» – «красивый» и «Dorf» – деревня. Названия Жулидовка (Жулидово) и Шамиловка были даны колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.
Колонисты занимались преимущественно хлебопашеством. Поселенцы специализировались на разведении пшеницы, но и посевы ржи составляли примерно 1/3 часть от посевов пшеницы. В 1857 г. в селе проживало 65 семей, владевших 3195 десятинами земли. С 1868 г. в Шендорфе был учрежден окружной приказ. В этом году Контора опекунства приняла решение «о разделении Ерусланского округа на два и образовании из семи колоний, входящих в состав этого округа, и одной колонии Нижне-Караманского округа особого Верхне-Ерусланского округа с учреждением особого окружного приказа в колонии Шендорф». К началу ХХ в. в селе насчитывалось 338 дворов.
Когда в 1891–1892 гг. в поволжских колониях свирепствовал голод, Шендорф, как и многие другие города и села, находился в тяжелейшем положении. Волостной староста Верхне-Ерусланской волости Новоузенского уезда обратился в январе 1892 г. к земскому начальству с просьбой открыть в Шендорфе бесплатные столовые для кормления голодающих, составив списки нуждающихся. В 1892 г. в Шендорфе голодало 57 семей, в которых насчитывалось 286 человек, не считая детей до одного года. Из всех голодающих только 58 человек были трудоспособными лицами мужского пола, остальные 228 являлись неработающими стариками, женщинами и детьми. На каждую семью из пяти человек в среднем приходился один кормилец, лишь 45% семей имели лошадь или корову. Голодные крестьяне бежали из своих поселений в города, надеясь найти там хоть какие-то средства к существованию. В селе среди голодающих и беженцев распространялись анкеты с вопросами, которые давали ясное представление о положении населения: кто из членов семьи какую одежду и обувь имеет и у кого какой нет; где спят; что ели в последнюю неделю; давно ли собирают милостыню; что нужно семье и т. п. Среди беженцев из Шендорфа наиболее характерным был ответ «Ушел из деревни, надеясь найти работу, но ее не нашел и перебиваюсь кое-как».
В годы советской власти в селе было создано сельскохозяйственное кредитное товарищество, была открыта изба-читальня, создан сельский клуб. С началом Великой Отечественной войны население АССР немцев Поволжья активно участвовало в различных акциях по оказанию помощи фронту. В Республике принимались и размещались эвакуированные предприятия и беженцы. На фронте воевало свыше 26 тыс. советских немцев. Более 10 стали Героями Советского Союза, сотни получили ордена и медали. 24 августа 1941 г. газета «Комсомольская правда» под заголовком «Мы отомстим за тебя, товарищ!» рассказала о подвиге красноармейца Генриха Гофмана, призванного в армию из села Шендорф. Этот 20-летний юноша, попав в плен, выдержал ужасающие пытки, но не изменил военной присяге. Газета поместила большой фотоснимок обгоревшего, с пятнами крови комсомольского билета №12535944, принадлежавшего Гофману. Несмотря на подобные примеры героизма, с сентября 1941 г. подавляющее большинство военнослужащих-немцев было отозвано из рядов Красной Армии. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. обвинил немцев в шпионаже. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села.
В церковной школе, появившейся в селе с момента основания, обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. До строительства кирхи в 1901 г. богослужения и школьные занятия проводились в школьно-молитвенном доме. На рубеже веков церковной общиной было принято решение построить на собственные средства не только церковь, но и новое здание школьно-молитвенного дома. Шендорфцами были выбраны чертежи изящного деревянного здания, имевшего выступающие вперед правый и левый боковые флигели. Парадный вход находился в центре здания. Фасады выступающих частей венчались элегантными резными карнизами. Деревянное здание школы на тот момент являлось одним из самых оригинальных в близлежащих немецких колониях; по тем же чертежам было построено здание в соседнем селе Шенталь.
В конце ХIХ в. в селе была открыта земская школа. В 1900 г. к пробсту луговой стороны Волги И. Эрбесу обратился инспектор народных училищ, который, указав на то, что в Шендорфе на 500 детей приходится лишь один учитель русского языка, порекомендовал увеличить ассигнования на обучение русскому языку и ввести в школе должность второго учителя русского языка. Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 1781 жителя села 305 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В Шендорфе посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной. В 1906 г. в земской школе обучалось 44 мальчика, 17 девочек и работал один учитель; церковную школу посещало 102 мальчика, 142 девочки, в ней работало два учителя. Обе школы содержались на средства церковной общины. В годы советской власти церковная и земская школы были закрыты, а вместо них в селе создана начальная школа.
Особенностью конфессионального состава жителей Шендорфа являлась принадлежность большинства колонистов к реформатской ветви протестантизма. По состоянию на 1905 г., из 1753 жителей села 1028 являлись реформатами, остальные 725 принадлежали к лютеранскому исповеданию.
Евангелическо-лютеранская немецкая община колонии Шендорф с 1864 г. являлась центром прихода Шендорф, основанного 22 июля 1864 г. В 1905 г. приход Шендорф был разделен на два прихода – Шенталь (ныне с. Долина Федоровского района Саратовской обл.) и Гоффенталь (ныне с. Ждановка Краснокутского района Саратовской обл.). Село Шендорф было отнесено к приходу Шенталь, который был утвержден 13 мая 1905 г. В приход Шенталь входили немецкие поселения Шендорф, Шенталь, Шенфельд и Ягодное. По состоянию на 1905 г., приход Шенталь, в который входила община Шендорф, насчитывал 7891 человек.
Почти 50 лет после основания колонии шендорфцы не имели собственной кирхи, и, несмотря на то, что село являлось центром прихода, проводили богослужения в школьно-молитвенном доме. Со временем молитвенный дом перестал вмещать всех членов постоянно увеличивавшейся реформатско-лютеранской общины, и жители села приняли решение о возведении нового храма, размеры которого в два раза превосходили размеры молитвенного дома.
Малочисленность центральной приходской общины и отсутствие в Шендорфе, являвшемся центром прихода, церкви приводили к постоянному соперничеству Шендорфа, Шенфельда и Шенталя за право стать центром прихода и пригласить к себе для постоянного проживания пастора. В Шентале церковное здание было возведено в 1896 г., к 1901 г. церковь появилась и в Шенфельде. Поэтому и центр прихода – Шендорф – был вынужден соответствовать статусу центральной общины. В 1901 г. в Шендорфе была построена первая церковь. При выборе проекта жители села отдали предпочтение традиционному для немецких колоний стилю, предусматривавшему использование элементов классицизма. Кирха была деревянной, имела места для 764 прихожан и типичное двухъярусное построение зала. Кроме церкви в селе имелся и школьно-молитвенный дом.
С установлением советской власти в стране началось проведение комплекса мероприятий, направленных на устранение церкви из сфер гражданской и государственной жизни и прекращение деятельности всех конфессий. Антицерковная политика сопровождалась закрытием храмов и репрессиями священнослужителей. Один из пасторов прихода – Карл Циммер – в 1925 г. эмигрировал в Германию.
Пик антирелигиозной политики пришелся на период после принятия постановления ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» в 1929 г., которое ввело ряд ограничений на деятельность религиозных обществ. Согласно спискам служителей культов и членов церковных советов, составленным на основании Циркуляра НКВД АССР НП от 13 декабря 1929 г., по состоянию на 15 апреля 1930 г., община еще пользовалась церковью по договору. В данном отчете пастор Георг Шварц был назван «лишенцем» и «злостным неплательщиком церковного налога». Архивные документы свидетельствуют о том, что пастор постоянно находился под наблюдением советских органов. Число верующих с каждым днем неумолимо сокращалось. В январе 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья вновь получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в церковной общине насчитывалось 400 верующих, из них 21 человек были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав).
Президиум ЦИК предложил рассмотреть вопрос о скорейшем закрытии церкви. 19 апреля 1931 г. Президиум Краснокутского кантисполкома принял постановление «за неплатеж коллективами верующих налога со строений расторгнуть договор с коллективом верующих с. Шендорф с изъятием имущества». Органы власти обратилась к религиозной общине с предложением в недельный срок оплатить долги и налог со строения за последние пять лет и получить затем церковь в свое распоряжение. Но необходимых средств у общины не было, так как ставка налога составляла до 8% стоимости здания в год. Оставшиеся прихожане обратились с жалобой в Комиссию по вопросам культов и просили оставить церковь в их распоряжении. Дело об официальном закрытии церкви затянулось на несколько лет. 65-летний пастор Шварц, опасаясь преследований, в 1932 г. прекратил служение в приходе. Согласно сведениям, представленным Комиссией по вопросам культов в Президиум АССР немцев Поволжья, по состоянию на 1 июня 1934 г., церковь еще находилась в распоряжении верующих, хотя многие остальные богослужебные здания Краснокутского кантона уже были закрыты. Однако уже через несколько месяцев и прихожане Шендорфа лишились своей церкви.
Пасторы прихода Шендорф. 1865–1904 гг. – Николай Рейнгольд Шпрекельзен (Nikolai Reinhold Sprekelsen). Пасторы прихода Шенталь, служившие в общине Шендорф. 1906–1908 гг. – Андреас Ге(о)рне (Andreas Gö(o)rne). 1908–1911 гг. – Карл Циммер (Karl Zimmer). 1912–1932 гг. – Иоганн Георг Шварц (Johann Georg Schwartz).
В 1859 г. в Шендорфе проживало 434 человека, в 1883 г. их насчитывалось 890, в 1889 г. – 1012 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Шендорфе проживало 1350 человек, из них 1332 были немцами. По состоянию на 1905 г., в селе проживало 1753 человека. В 1910 г. в селе насчитывалось 1938 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Шендорфе проживало 1647 человек, все они были немцами. В 1921 г. в селе родилось 57, а умерло 214 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в селе насчитывалось 1194 человека. По переписи населения 1926 г. общее количество населения составляло 1031 человек, 1030 из них были немцами. В 1931 г. в селе проживало 1256 человек, из них – 1240 немцев.
Ныне с. Репное Краснокутского района Саратовской области. В настоящее время немецкий облик бывшего Шендорфа заметно изменился. О том, что населенный пункт когда-то был немецким, напоминает только деревянное здание бывшей церковно-приходской школы, по-прежнему сохранившей изящные резные карнизы и большие окна. Бывшая школа и сегодня является самым большим зданием в селе. В Шендорфе практически не сохранилось других типичных немецких построек ХIХ – начала ХХ вв., связанных с историей существования здесь немецкого поселения. Большинство частных домов перестроены и уже утратили свой прежний облик. На месте, где стояла деревянная лютеранская кирха 1901 г. постройки, сегодня находится репновский сельский клуб, библиотека и магазин послевоенной постройки. На входе в магазин явственно видны остатки прежнего кирпичного фундамента кирхи, о чем жители села совершенно не подозревают.
Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. – Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Савченко И.А., Дубинин С.И. Российские немцы в Самарском крае. Историко-краеведческие очерки. – Самара, 1994; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988.
Архив: ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 321, 588; Ф. 637. Оп. 19. Д. 135; Ф. 852. Оп. 1. Д. 137. Л. 1; Д. 148. Л. 45; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 71, 81; Д. 890. Л. 36; Д. 934. Л. 210; Оп. 3. Д. 206. Л. 2; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 289. Л. 38; Д. 299. Л. 53.