DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ПОКРОВСКАЯ СЛОБОДА (Покровск), ныне город Энгельс Саратовской области

Рубрика: Республика немцев Поволжья
г. Энгельс. Здание администрации Энгельсского муниципального района и собрания депутатов. Фото Е. Мошкова. 2011 г.
г. Энгельс. Здание управления культуры и Центра немецкой культуры. Фото Е. Мошкова. 2011 г.
г. Энгельс. Кирпичный дом на ул. Ленина (ранее – Лютеранский переулок). Фото Е. Мошкова. 2010 г.
г. Энгельс. Кирпичный дом на ул. Калинина. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
Покровская слобода. Фото начала ХХ в.

ПОКРОВСКАЯ СЛОБОДА (Покровск), ныне город Энгельс Саратовской области. В 1617−1674 гг. в черте современного города Энгельса (в районе реки Саратовки) находился левобережный город Саратов, впоследствии перенесенный на правый берег реки Волги. Ранее на данной территории располагались кочевья калмыков. Покровская слобода была основана на левом берегу реки Волги, в 7 верстах к востоку от Саратова, напротив него.

В 1851 г. Покровская слобода в составе Новоузенского уезда была передана из состава Саратовской губернии во вновь образованную Самарскую губернию. В 1919 г. город Покровск в составе Покровского уезда был передан из Самарской губернии в состав Саратовской губернии. В 1922–1941 гг. – столица АССР немцев Поволжья, с сентября 1941 г. – город областного подчинения Саратовской области.

Краткая история иностранных поселенцев в Покровской слободе. Покровская слобода была основана в 1747 г. на левом берегу реки Волги, напротив Саратова. Закладка первых соляных магазинов на месте будущей слободы в августе 1747 г. и создание опорных баз на Волге стало следствием издания указа императрицы Елизаветы о начале добычи соли на озере Эльтон. В связи с тем, что местные лошади с трудом справлялись с доставкой по степи соли, в Заволжье были приглашены с волами малороссийские чумаки – возчики соли, которые и стали первыми жителями слободы. В результате широкой пропаганды Манифеста Екатерины II о приглашении иностранных колонистов и активной деятельности вызывателей в 1763–1769 гг. вокруг Покровской слободы, которая стала приемным и перевалочным пунктом для колонистов, было образовано 104 немецких колонии. На основе трех этнических традиций – украинской, русской и немецкой – сформировался этнический облик Покровской слободы. Немецкое население Покровска именовало слободу Казакштадт (Kosakstadt). В 1774 г., как и многие другие населенные пункты, Покровская слобода подверглась нападению повстанческих отрядов Емельяна Пугачева, возглавившего крестьянскую войну против крепостнического гнета (1773–1775). В слободу Пугачев заходил несколько раз, сюда доставлялся награбленный груз, из Покровска его отряды продвигались на юг. 700 украинцев и русских и несколько немцев-колонистов из Покровской слободы присоединились к армии Пугачева.

Падение объемов разработок на озере Эльтон в 1815–1820-х гг. привело к кризису соляной отрасли, и Покровская слобода стала превращаться в земледельческий и ремесленный центр. Со второй половины XIX в. Покровская слобода становится важнейшим центром хлеботорговли в заволжском регионе. К началу ХХ в. хлебная биржа в Покровске занимала второе место в Российской империи по продаже высококачественных сортов пшеницы. К этому времени слобода совершила существенный скачок, выйдя на второе место в Самарской губернии по уровню экономического развития. Именно в Покровской слободе располагались крупнейшие в регионе экономические предприятия, в том числе немецкие – костемольный завод (1889), завод земледельческих машин Д.И. Бартеля, паровая мельница братьев Штоль (1909), мельница (1914) и др. Все эти обстоятельства определили получение Покровской слободой в 1914 г. статуса города.

В 1922 г. город стал административным центром автономии поволжских немцев, созданной еще в 1918 г. С 1924 г. Покровск получил статус столицы АССР немцев Поволжья. В советский период здесь действовали электростанция, чугунолитейный, кирпично-черепичный, ремонтно-тракторный, ремонтно-механический, костеперерабатывающий и консервный заводы, лесозавод центросоюза, мясокомбинат, беконная фабрика и другие крупные предприятия. В мае 1926 г. значительный ущерб городу и близлежащим населенным пунктам нанесло сильнейшее наводнение. В 1931 г. руководство АССР НП направило в Москву ходатайство о переименовании Покровска в Рот Люксембург, Энгельс или Ленинштадт. 19 октября 1931 г. столица Республики немцев Поволжья была переименована в Энгельс. По состоянию на 1939 г., в городе действовали Немецкий государственный педагогический институт, открытый в 1929 г., Немецкий государственный сельскохозяйственный институт, дошкольно-библиотечный техникум, техникум советской торговли, музыкальное и педагогическое училища, фельдшерско-акушерская, сельскохозяйственная и музыкальная школы. В 1923 г. были открыты Немгосиздат и Центральный архив АССР НП. В 1931 г. в городе появился Немгостеатр, в 1934 г. – Немгофилармония. В Покровске родились многие известные российские немцы, в том числе братья – композитор Альфред Шнитке (1934–1998) и поэт Виктор Шнитке (1937–1994), отец которых, еврей по национальности, был выходцем из Германии, а мать – из немцев Поволжья.

В сентябре 1941 г. все немецкое население Энгельса – более 13 тыс. человек было выселено в Сибирь и Казахстан. После депортации немцев из Энгельса в государственный жилищный фонд «за счет переселенных» было передано 810 «бесхозных» домов. В феврале 1942 г. горисполком Энгельса рассматривал вопрос о мерах по сохранению жилого фонда от расхищения, т.к. «такие случаи были не единичными, более того, они носили систематический характер».

Школа и обучение детей. С появлением немецкой лютеранской и католической общин в слободе были открыты церковные школы. Церковь уделяла воспитанию и образованию детей особое внимание. Церковные школы, как правило, располагались в едином школьно-молитвенном доме, реже в отдельных зданиях. Обучали в церковных школах чтению молитв, церковному пению и письму. Учителями были кюстеры-шульмейстеры, имевшие навыки учебной работы. На начальной стадии обучения учитель читал материал, а дети повторяли его вслух. Каждый учащийся вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки. Всем учебным предметам придавался религиозный характер, а материалом для чтения служили религиозные книги. Учитель не щадил учеников за ошибки и мог применять к ученикам телесные наказания. К концу ХIХ в. курс обучения в школах постепенно стал расширяться, в него были включены грамматика, арифметика и иные предметы. С 7 лет дети воспитывались в повседневном труде и были обязаны помогать родителям в ремеслах, промыслах и на сельскохозяйственных работах. В 1904 г. в слободе были проведены специальные курсы для шульмейстеров немецких церковных школ, учителя которых получили необходимые методические указания по введению в школах русского языка. В начале ХХ в. начальную церковно-приходскую школу при евангелическо-лютеранском приходе посещало около 130 детей. Дети немцев-лютеран и католиков имели возможность выбора и других учебных заведений Покровской слободы, в том числе русских школ и училищ. В годы советской власти церковные школы были закрыты.

Вероисповедание жителей и церковь. Немцы Покровска принадлежали к трем традиционным немецким конфессиям – лютеранству, реформатству и католичеству. В городе официально действовали две церковные общины – евангелическо-лютеранская (2/3 населения) и католическая (1/3 немецкого населения слободы). Небольшая часть немецкого населения приняла православие.

Лютеранская община в Покровской слободе относилась к евангелическо-лютеранскому приходу Саратов. Приход с центром в Саратове был официально образован 12 июля 1790 г., еще до основания лютеранской общины в Покровске. В состав прихода в начале ХХ в. входили общины в Саратове, Покровской слободе и Вольске.

Первый лютеранский школьно-молитвенный дом был построен в Покровске в 1848 г. Он был деревянным и имел статус филиального. В 1866 г. купец Иван Зейферт пожертвовал в пользу колонистов лютеранского вероисповедания один из своих жилых домов, который члены общины решили использовать для нужд церковной общины. Со временем прихожане задумались о необходимости строительства нового молитвенного дома. Старый молитвенный дом стал слишком тесным и был не в состоянии вместить всех молящихся.

Прихожанами был проведен сбор пожертвований, и община подала прошение в Министерство внутренних дел, которое строго следило за проектированием, строительством и перестройкой инославных церквей, а с 1889 г. и молитвенных домов. Если при Николае I (1825–1855) лютеране и католики свободно могли получить разрешение на строительство церквей, а порой правительство даже само проявляло инициативу, то в период правления всех остальных русских императоров, особенно когда в 1880–1905 гг. обер-прокурором Синода стал К.П. Победоносцев, строительство инославных храмов и даже их капитальный ремонт были практически запрещены. Некоторые приходы годами ждали разрешения правительства на строительство. Лютеране Покровска получили такое разрешение 8 февраля 1891 г. и практически сразу приобрели трехэтажный каменный дом у В.А. Лебединской, который уже летом 1891 г. был перестроен по проекту архитектора Салько и освящен. Школьно-молитвенный дом окружали дворовые постройки, во дворе находился колодец. Рядом с молитвенным домом находились кистерат и церковная звонница. Молитвенный дом, который в начале ХХ в. чаще именовался лютеранской церковью, располагался по адресу Лютеранский переулок, дом 10.

Католическая община Покровской слободы являлась филиалом римско-католического прихода Саратов, основанного в 1803 г. Собственного храма католики Покровской слободы долгое время не имели, а посещали кафедральный собор в Саратове. В 1897 г. при участии декана саратовского деканата, графа Шембека был приобретен участок под строительство каменной церкви, однако достаточных для ее строительства средств у покровской католической общины не было. С увеличением числа лиц католического вероисповедания (на 1913 – 576 чел.) в слободе появился католический молитвенный дом, получивший статус филиального. Он был открыт в 1912 г. в частном доме на улице Камышинской (ныне ул. Тельмана).

С приходом советской власти были проведены различные мероприятия, устранявшие влияние церкви на все области гражданской жизни. Были изменены церковные и устаревшие названия улиц, населенных пунктов, местностей на новые, «отражающие идеи и чувства революционной трудовой России». Лютеранский переулок в Покровской слободе стал улицей Ленина в городе Энгельсе.

В 1920-е гг. лютеране города еще могли вести достаточно активную религиозную жизнь. В сентябре 1927 г. в Покровске под руководством пастора А. Клюка состоялось заседание комиссии по делам кюстеров-шульмейстров, в ходе которого были определены обязанности и права лютеранских кюстеров Поволжья. В декабре этого же года в «Немгосиздате» Покровска был издан «Календарь для евангелическо-лютеранских общин в России на 1927 г. после рождения Христова». Тираж Календаря составил 5000 экземпляров. Календарь содержал статью о семинарии проповедников, текст церковного Устава, список пасторов и округов Евангелическо-лютеранской церкви в СССР с указанием адресов приходов.

Лютеранская община Покровска по состоянию на февраль 1929 г. объединяла 706 верующих, что составляло 11% от числа всех верующих города. По социальному составу 186 верующих лютеран являлись рабочими, 39 крестьянами, 339 кустарями и домохозяевами. Церковный совет состоял из 11 человек, особо активными его членами являлись Ф. Реклинг, И.А. Рейс, Вагнер и А. Квеснер. Церковь имела имущества на 8000 рублей.

В начале 1930-х гг. церкви массово отбирались у верующих и использовались для «общественных и культурно-просветительных нужд». Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии храма 15 апреля 1930 г. На заседании Президиума Покровского горсовета 23 апреля 1930 г. был решено передать здание Лютеранской церкви под клуб политпросвета, для чего было выделено 567 рублей. Отмечалось, что поскольку кирха располагалась в обычном здании, на ее перестройку не требовалось выделения специальных средств. Прихожане, не желавшие лишиться церковного здания, обратились с жалобой в Постоянную комиссию по вопросам культов в Москве. Комиссия отменила постановление Президиума ЦИК АССР немцев Поволжья о закрытии кирхи в Покровске с 1 августа 1930 г. Секретарь ЦИКа указал Покровскому горсовету: «на закрытие евангелическо-лютеранского молитвенного дома санкции со стороны Президиума ВЦИК не получено». Церковь была оставлена в пользовании верующих, однако ненадолго. Уже через несколько лет молитвенный дом в Покровске был преобразован в центральную библиотеку, позже здание было передано музыкальному училищу, а в начале Великой отечественной войны стало филиалом эвакогоспиталя № 1113. В послевоенные годы здание было разрушено, а Лютеранский переулок стал началом улицы Ленина.

Прихожане католической общины Покровска по состоянию на февраль 1929 г. составляли 1,4% от числа всех верующих города. В июле 1929 г. инспекция административного надзора НКВД потребовала от прихожан католической общины составить список верующих с указанием их адреса, возраста, социального положения, сословной принадлежности до революции, имущественного положения и времени присоединения к культу. В список было включено 96 человек: 46 взрослых и 50 детей возрасте от 12 до 18 лет. По состоянию на 25 апреля 1930 г., в приходе числилось уже 92 человека, 11 из них являлись лишенцами. Согласно сведениям НКВД, в 1930 г. в общине уже не было ни священника, ни шульмейстера, прихожане обслуживались самими членами религиозного общества. Решение о закрытии католического молитвенного дома было принято 29 января 1930 г. (постановление Президиума ЦИК АССР немцев Поволжья, протокол № 1). Местные органы власти подтвердили решение о закрытии молитвенного дома 1 августа 1930 г. Отмечалось, что поскольку молитвенный дом располагался в обычном здании, на его перестройку не требовалось выделения специальных средств, и он мог быть изъят у общины без лишних трудностей. Прихожане, не желавшие лишиться церковного здания, обратились с жалобой в вышестоящие органы. Постоянная Комиссия по вопросам культов в Москве отменила постановление Президиума ЦИК АССР немцев Поволжья о закрытии католического молитвенного дома в Покровске. Секретарь ЦИКа указал Покровскому горсовету, что «на закрытие католического молитвенного дома санкции со стороны Президиума ВЦИК не получено». Однако молитвенный дом так и не был оставлен в пользовании верующих. При закрытии верующим объявили, что в нем разместится детский сад, но и этого не произошло. В своем письме в Постоянную комиссию по вопросам культов Военная инспекция горсовета г. Энгельса в 1937 г. сообщила, что католический молитвенный дом не действует с 1931 г., а используется под жилые квартиры.

Список пасторов прихода Саратов, служивших в общине Покровской слободы. 1773–1786 гг. – Лаврентий Альбаум (Laurentius Ahlbaum). 1803–1816 гг. – Иоганн Готтфрид Германн (Johann Gottfried Herrmann). 1816–1820 гг. – Карл Лиммер (Karl Limmer). 1819–1832 гг. – Игнатий Аурелий Фесслер (Ignatius Aurelius Fessler). 1820–1822 гг. – Адам Кристиан Пауль Кольрайф (Adam Christian Paulus Kohlreiff). 1823–1834 гг. – Иоганн Самуэль Губер (Johann Samuel Huber). 1835–1853 гг. – Иоганн Гросс (Johann Gross). 1855–1865 гг. – Константин Фердинанд Буцке (Konstantin Ferdinand Butzke). 1866–1888 гг. – Карл Фридрих Вильгельм Коссман (Karl Friedrich Wilhelm Kossman). 1883–1887 гг. – Густав Шомбург (Gustav Schomburg). 1888–1912 гг. – Густав Адольф Томсон (Gustav Adolf Thomson). 1901–1925 гг. – Либориус Герборд Бенинг (Liborius Herbord Behning). 1905–1906 гг. – Феликс Коулин (Felix Coulin). 1914–1918 гг. – Вольдемар Ланкау (Woldemar Lankau). 1915–1918 гг. – Эрхардт Торинус (Erchardt Torinus). 1916–1918 гг. – Артур Юлиус Клюк (Arthur Julius Kluck). 1918–1925 гг. – Эдуард Зайб (Eduard Seib). 1926–1931 гг. – Христфрид Мартин Вагнер (Christfried Martin Wagner). 1934 г. – Эмиль Пфейфер (Emil Pfeiffer).

Список некоторых священников прихода Саратов, служивших в общине Покровской слободы. 1790-е гг. – А. Фукс (A. Fuchs). 1803–1809 гг. – Алоис Ландес (Aloysius von Landes). 1809–1820 гг. – Иоганн Мейер (Johannes Meyer). 1820-е гг. – супериор Путсковский (Putskowsky). 1831(?)–1837 гг. – декан Карл Яцковский (Carl Jazkovsky). 1837–1855(?) гг. – декан Викентий Снарский (Vicenty Snarsky). 1851–? гг. – Антоний Барановский (Antony Baranovsky). 1879–1893 гг. – декан Рафаэль Флек (Raphael Fleck). 1893–1901 гг. – декан Георг Шембек (Georg Schembeck). 1897–1898 гг. – Михаил Берлис (Michael Berlis). 1898 г. – Франц Лоран (Franz Loran). 1898–1903 гг. – Георгий Байер (Georg Baier). 1899–1913 гг. – Ксаверий Климашевский (Xaverius Klimaschewski). 1901–1903 гг. – Эммануель Штанг (Emmanuel Stang). 1905 г. – Петер Дигрис (Peter Dygris). 1909–1911 гг. – Готлиб Бератц (Gotlieb Beratz). 1910–1912 гг. – Иосиф Лазовский (Joseph Lasowski). 1911–1912 гг. – Августин Баумтрог (Avgustin Baumtrog). 1914–1918 гг. – декан Владислав Потоцкий (Wladislaus Potocki). 1917–1920 гг. – Ксаверий Климашевский (Xaverius Klimaschewski). 1917–1921 гг. – Рафаил Дитрих (Raphael Dietrich). 1921–1931 гг. – Адам Деш (Adam Desch). 1926–1930 гг. – Августин Баумтрог (Avgustin Baumtrog). Список некоторых священников Покровской слободы. 1910–1918 гг. – Андреас Зевальд (Севальд) (Andreas Seewald).

Численность населения. В 1889 г. в Покровской слободе проживало 20 462 человека, из них 625 немцев, в 1904 г. их насчитывалось 27 500, в т.ч. 4125 немцев. По данным на 1910 г., в слободе проживало 29 600 человек, из них 3316 были немцами. По состоянию на 1913 г., в Покровске насчитывалось 33 867 человек, в т.ч. 3892 немца, 3094 из которых были лютеранами, 222 – реформатами и 576 католиками. В 1923 г. в Покровске проживало 30 025 человек, в т.ч. 3256 немцев, в 1926 г. – 34 245 человек, в т.ч. 4133 немца. 1933 г. в Покровске умерло 5219 человек, что составляло 8,9% населения. В 1933 г. население составляло 58 400 человек, в т.ч. 14 590 немцев. По данным на 1935 г., в Покровской слободе проживало 57 078 человек, в 1939 г. – 73 240 человек. В 1941 г. из 73 200 жителей немцы составляли 13 458 человек.

Евангелическо-лютеранский приход Саратова вошел в историю Евангелической церкви как один из самых многочисленных в России. В 1905 г. приход насчитывал 16 400 верующих, из них 12 500 человек в Саратове, 3500 – в Покровской слободе и 400 человек – в Вольске.

Энгельс сегодня. Современный город Энгельс – это крупнейший центр Саратовского Заволжья, в котором, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., проживало 202 401 человек. В настоящее время Энгельс – административный центр Энгельсского муниципального района и муниципального образования город Энгельс, которое помимо города Энгельса включает также поселки Плодосовхоз и Прибрежный. Администрации Энгельсского муниципального района и Собрание депутатов размещаются в бывшем здании ЦИК и СНК АССР немцев Поволжья.

5 марта 1989 г. при отделе культуры администрации города Энгельса Саратовской области было создано любительское объединение «Neues Leben» («Новая жизнь»), перерегистрированное в 1991 г. как Центр немецкой культуры. Это было первое официально зарегистрированное в СССР объединение российских немцев. По данным на 1989 г. в городе проживало 1094 немца. В начале 1990-х гг. с возрождением идей автономистского движения количество немцев постоянно возрастало. В 1991 г. в Энгельсе проживали 3260 российских немцев, а в Энгельсском районе – 1200 человек. С 1990-х гг. в Энгельсском краеведческом музее действует постоянная экспозиция, посвященная немцам Поволжья. В городе имеется дом-музей писателя Л.А. Кассиля. 26 августа 2011 г. во дворе Государственного исторического архива немцев Поволжья был открыт Памятник поволжским немцам, депортированным в 1941 г. В настоящее время Лютеранский переулок, где располагался школьно-молитвенный дом, представляет собой отрезок улицы Ленина до угла улицы Коммунистической (бывшей Кобзаревой).

Многие промышленные предприятия Энгельса известны как в России, так и далеко за ее пределами: троллейбусный завод, OAO «Роберт Бош Саратов», выпускающий свечи зажигания, ЗАО «ХенкельРус» по производству моющих средств, ОАО «Завод металлоконструкций», ЗАО «ПОШ-Химволокно» и др.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Ерина Е.М. Документы Государственного исторического архива немцев Поволжья о депортации по Указу 28 августа 1941 г. // Начальный период Великой Отечественной войны и депортация российских немцев: взгляды и оценки через 70 лет. Материалы конференции. – М., 2011; Ерина Е.М. Здесь был Лютеранский проезд // Покровск. № 42 (142). – 14 октября 1994; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII–ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. – Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине ХVIII в. – М., 1998; Stumpp К. Verzeichnis der evangelischen Pastoren in den einzelnen deutschen und gemischten Kirchspielen in Russland bzw. der Sowjetunion, ohne Baltikum und Polen // Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. – Bearbeitung J. Schnurr. – Stuttgart, 1978. – Evangelischer Teil.

Источники

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 493. Л. 234; Оп. 3. Д. 69; ГИАНП. Ф. 162. Оп. 1. Д. 117; Ф. 243. Оп. 1. Д. 1–10; Ф. 849. Оп. 1. Д. 835. Л. 8; ЦДНИСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. Д. 1673. Л. 84; . 2031. Л. 15; Д. 2661(б). Л. 154.

Задать вопрос