КОНТРПРОПАГАНДИСТСКАЯ КАМПАНИЯ 1941, проводилась руководством СССР в начальные месяцы Великой Отечественной войны в расчете на пробуждение антифашистских настроений среди населения и в вооруженных силах Германии. В кампанию было принудительно вовлечено практически все взрослое немецкое население АССР НП, которое должно было демонстрировать советский патриотизм.
По указанию центрального партийного руководства обком ВКП(б) АССР НП составил специальный план принятия резолюций антифашистских митингов, подписания коллективных патриотических писем и обращений из всех городов и кантонов республики. План намечал точные даты организации тех или иных контрпропагандистских мероприятий. Например, один из самых маленьких кантонов – Эрленбахский – 16 июля должен был представить резолюцию митинга рабочих артели «Цукунфт», 17 июля – митинга рабочих и служащих Розенбергской МТС, 18 июля – митинга колхозников двух передовых колхозов, 19 июля – от интеллигенции кантона. Все резолюции, письма и обращения направлялись в ЦК ВКП(б). Многие из них публиковались в центральных советских газетах, использовались в радиопередачах на Германию, в листовках, сбрасывавшихся с самолетов в расположение германских войск. Все резолюции, обращения и письма составлены по общему шаблону: в них присутствуют рассказы о «зажиточной, культурной и счастливой жизни» немцев Поволжья, о трудовых подвигах во имя социализма, описание нужд и мучений, которые испытывают жители Германии в условиях фашизма, содержится призыв к различным слоям населения (в зависимости от того, какие коллективы принимали резолюции или письма) и солдатам вермахта «повернуть оружие» против Гитлера и переходить на сторону СССР.
Особое место среди документов контрпропагандистского характера заняли обращения к германскому народу председателя Президиума Верховного Совета АССР НП К. Гофмана и председателя Совнаркома АССР НП А. Гекмана. В обращении Гофмана, в частности, говорилось: «С чувством величайшей тревоги мы думаем о вас, страдающих под гнетом гитлеровской шайки жалких выродков, гнусных разбойников и головорезов, затоптавших в грязи и крови все лучшее, что есть в трудолюбивом и культурном германском народе... Солдаты, рабочие, крестьяне, интеллигенция Германии! Не проливайте своей крови во имя разбойничьих целей Гитлера! Поверните ваше оружие против вашего заклятого врага Гитлера и всей его кровожадной банды насильников. Лишь после уничтожения Гитлера и его своры вы можете зажить свободной и счастливой жизнью. Долой кровавый фашизм! Вставайте на борьбу за свободную Германию!» В таких же выражениях выдержано и обращение Гекмана. Основанные на утопической вере в национальную и классовую солидарность, все эти контрпропагандистские документы были обречены на неэффективность. Положение усугублялось и тем, что германские солдаты на протяжении длительного времени подвергались массированной нацистской пропаганде, а в последние два года были опьянены непрерывными победами в Европе. В августе К. к. с привлечением к ней немцев Поволжья начала ослабевать и в конце месяца накануне насильственной депортации немецкого населения сошла на нет.
Герман А.А., Немецкая автономия на Волге. 1918–1941, ч. 2. Автономная республика. 1924–1941, Саратов, 1994; его же, «Поверните ваше оружие...» (Использование поволжских немцев в контрпропаганде на население и вооруженные силы Германии летом 1941 г.). Публикация документов, в кн.: Военно-исторические исследования, вып. 2, Саратов, 1997.