DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

Театр

Рубрика: Немцы в литературе и искусстве России

Театр. Известно, что организатором первого в России театрального представления в 1672 г. был немец – Иоганн Готфрид Грегори – приходской учитель в лютеранской церкви Св. Михаила в Москве. В середине 1660-х он организовал при кирхе школу для детей, при которой основал домашний театр для представления пьес духовно-нравственного содержания.

В начале петровского правления в России стали появляться на ряду с прочими иноземными комедиантами, приезжавшими из Европы в надежде на заработок у неискушенной русской публики, и выходцы из Германии. Так, в конце 1690-х гг. в Москве подвизался «кукольный игрец» Иоганн Гордон. В 1699 г. давал представления кукольник Готфрит Каулиц. В 1700 г. здесь находились «иноземцы Пруские земли комедианты» Самуель Ейгери, Христофор Герке и Пауль Коцинский, получившие «проезжую грамоту» по городам русским «для показания камедиев». Кроме комедиантов, сначала в Москве, а позднее и в Санкт-Петербурге стали выступать частные немецкие труппы (труппа И. Кунста и О. Фюрста (Фиршта), актеры И. Эккенберг, И. Манн, К. Л. Гофман, К. Нейбер, И. Зигмундт, П. Хильфердинг и др.).

Труппа Иоганна Кунста играла на дому у Лефорта, затем для нее был построен театр на Красной площади. В 1702 г. царь приказал отдать в обучение одному из актеров труппы 12 молодых русских из подьячих и посадских. Он же обучал комедиантскому искусству и учеников корабельного училища, которые представляли свои комедии в Сухаревой башне. Труппа Отто Фюрста была составлена из актеров труппы Кунста, оставшихся в России, и с начала 1704 г. в течение почти трех лет давала представления в «Московской комедийной храмине» (построена по приказанию Петра I). Репертуар составили немецкие переделки иностранных опер и комедий.

В 1719 г. в Петербурге выступала труппа И. К. Эккенберга – «мужа силы чрезвычайной», имевшего при себе «куриозную компанию». Он сочетал в себе искусство циркового артиста (атлета-силача) и исполнителя пьес типа «Haupt und Staatsactionen». Петр выдал Эккенбергу «Патент» – по существу первую привилегию на публичные зрелища «во всех провинциях российского государства». Ему же в 1720 г. Петр поручил собрать за границей и привезти в Петербург «компанию мастеров, которые по веревке танцуют», и в июле 1721-го Эккенберг сообщал, что он «лучших, которых мог достать, собрал <…> и компанию оперистов». В 1723 г. в Петербурге появилась немецкая труппа под руководством И. Г. Манна – «комедианта директора, который приехал с женой его и детьми, и с другими комедианты для играния комедий» (которых, вероятно, ангажировали при содействии Эккенберга). Компания И. Г. Манна включала 24 человека и считалась одной из лучших бродячих немецких трупп того времени.

Таким образом, за первую четверть XVIII в. немецкие актеры самых различных театральных направлений способствовали становлению пока еще не профессионального, но базирующегося на профессиональной основе русского театра.

В 1777 г. немецкий купец-предприниматель Карл Книппер создал в Петербурге Вольный немецкий театр. Сам он служил лекарем Воспитательного дома, но решил устроить общедоступный театр на манер европейских. За короткий срок труппа Книппера дала 27 новых представлений, в том числе 20 зингшпилей, шесть опер-буфф и одну мелодраму. В 1783 г. Екатерина II повелела генералу П. И. Мелиссино, бывшему тогда директором театра, привести «немецкую труппу в лучшее состояние и сокращение». По ее указу с 1783 по 1791 г. труппа стала носить звание императорской. В конце 1784 г. она состояла из 13 актеров и 8 актрис. Центральное место принадлежало немецкому актеру Карлу Фиале, выделялись актеры К. Опиц, Х. В. Кронштейн и Картнер, чета Набель. Один из актеров труппы – Иоганн Карл Зауэрвайд – по завершении сценической карьеры издавал журнал для немцев, живущих в Германии, в нем содержались сведения по истории немецкого театра в России.

В 1791 году из-за нехватки государственных средств труппа Немецкого театра была распущена. С 1799 г. судьба немецких актеров оказывается в руках частного антрепренера, приглашенного из Риги Иозефа (Иосифа) Мире – уроженца Страсбурга, фейхтмейстера, машиниста и штукаря, объездившего почти все города Европы в качестве постановщика пьес с так называемым великолепным спектаклем, то есть сражениями, эволюциями, пожарами, наводнениями и землетрясениями. Предприимчивый антрепренер, имевший опыт не только театрального директора, но и содержателя кофейного дома, а также загородного вокзала в Риге, убедил перейти к себе актеров из труппы К. И. Рундталера, дававшего представления на сцене театра в здании Академии наук на Васильевском острове. Немецкий театр Мире открылся 20 февраля 1799 г. торжественным стихотворным прологом Г. Рейнбека в исполнении актрисы Ш. Мюллер, а также пьесой Ф. В. Циглера «Величие государя». Для полноценного функционирования труппы Мире организовал подписку денежных средств, в которой принял участие великий князь Константин Павлович и члены Немецкого купеческого общества, в результате чего удалось собрать 10 000 рублей. Представления антрепризы Мире давались в здании Манежа на Дворцовой площади. Территориальная близость к Зимнему дворцу, расположение в самом центре проживания немецкой публики способствовали популярности этого театра, а во времена руководства театром Августом Фридрихом Коцебу отчасти определяли его близость императору и русскому двору.

А. Ф. Ф. фон Коцебу – драматург, писатель, поэт, общественный деятель, журналист, издатель. Период рубежа XVIII – XIX вв. исследователи называли «Эпохой Коцебу». Уроженец Веймара, проведший юность в «немецких Афинах» рядом с Гете, Виландом, Ленцем и Клингером, он страстно увлекался театром. Впервые попав в Россию в 1781 г. в качестве личного секретаря генерал-инженера Бауэра, получив в 1795 г. русское дворянство, в 1800 г. Коцебу был назначен директором Немецкого театра. С 1 сентября 1800 г. по указу Павла I театр стал Императорским. Коцебу обогатил репертуар Немецкого театра за счет собственных пьес, многие из них впервые ставились сначала на русской, а уже позднее на немецкой и других европейских сценах.

На рубеже веков значительное место в театральной драматургии занимает творчество Эрнеста Раупаха. Он родился в Силезии, учился в Галле. Приехав в Россию, был преподавателем философии и истории в частном доме, а с 1816 по 1822 г. – профессором педагогического института. Написал большое количество пьес: драмы и комедии, фантастические пьесы, трагедии с сюжетами, взятыми из истории, прозаические и стихотворные произведения. Ему принадлежит одна из первых драматических обработок «Песни о Нибелунгах» («Nibelungenhort») и трагедии из русской истории («Die Furstin Chawansky», 1818) и жизни («Isidor und Olga», 1826).

На сцене Немецкого театра в Петербурге играли актеры, которые приезжали в столицу Российской империи из Прибалтики, Германии, Австрии. Многие из них надолго оставались в России, принимая российское подданство. Среди них выделяются яркие комедийные актеры К. Л. Линденштейн и К. Штейнсберг, впоследствии переехавший в Москву, драматические актеры Ф. Гебгард, К. Борк, Ф. Эвест, И. К. Каффка, актриса и певица К. Бауэр, Л. Миллер-Бендер, певец, композитор и издатель нот Ф. Затценговен, декоратор, актер и певец К. Сабат, оперные режиссеры Б. Цейбиг и А. Цилиакс и мн. др. В 1800 году в связи с приходом на должность директора музыки капельмейстера А. Калливоды начал формироваться музыкальный репертуар немецкой труппы. Впоследствии многие оперные певцы Немецкого театра с успехом участвовали в концертной жизни Российской столицы.

После 1819 г. Немецкий театр давал свои представления в Малом театре, в Большом каменном и Таврическом, с 1833 г. – в Михайловском театре. Труппа Немецкого театра насчитывала в начале XIX в. уже около 100 человек, включая оркестр, драматическую, оперную и балетную труппы. На сцене этого театра, который носил также названия «Новый», «Театр в доме Молчанова», «Театр в доме Главного штаба», «Кушелевский», ставились оперы Моцарта, Бетховена и Вебера, прозаические переделки Шекспира, пьесы Коцебу и Иффланда, немецкие зингшпили и французские водевили. Значительно раньше, чем на русской сцене, здесь были сыграны «Коварство и любовь», «Разбойники», «Мария Стюарт» Шиллера. Иногда немецкие актеры исполняли короткие пьесы или отдельные фрагменты на русском языке.

В течение XIX века вплоть до официального закрытия в 1890 г. Немецкий театр переживал творческие подъемы и спады. В его труппе играли и постоянные члены, и известные европейские актеры-гастролеры, заключавшие контракты с дирекцией императорских театров на несколько лет. Таким образом, Немецкий театр в Санкт-Петербурге сыграл важную роль в становлении и развитии театрального искусства Российской империи. С одной стороны, он служил интересам петербургских немцев, составлявших особую часть сложной этнической структуры многонациональной столицы, Немецкий театр связывал их с родиной с помощью родного языка, драматургии, особенностей менталитета. С другой, он воспитывал российского столичного зрителя, с пиететом принимавшего гастрольные выступления Ф. Гаазе, Л. Барная, Э. Поссарта, театра герцога Мейнингенского и др. В Москве гастролеры часто выступали в антрепризе немецкого актера и антрепренера Г. Парадиза.

В театральной жизни России ХIХ в. интересна и важна деятельность А.-Л. Роллера (прозывавшегося в России Андреем Ивановичем Роллером) – живописца перспективных видов и театральных декораций. В 1833 году он был приглашен в Санкт-Петербург на должность декоратора и главного машиниста дирекции императорских театров. Занимал эту должность до начала 1879 г. В период пребывания в России написал декорации и спроектировал машины более чем для 200 театральных пьес и поставил около тысячи живых картин, им написано несколько театральных занавесов. Как опытный техник по строительно-механической части, он участвовал в перестройке петербургского Большого театра в 1836 г. и Зимнего дворца в 1838 г., производил исправления сцены и машин в Эрмитажном театре в 1856 г. и исполнял некоторые другие подобные работы в театрах и зданиях дворцового ведомства. В 1839 г. Императорская Академия Художеств присудила Роллеру звание академика, а в 1856 г. – профессора.

В период рубежа ХIХ – ХХ вв. и на протяжении всего XX в. немцы также продолжали играть значительную роль в российском театральном пространстве. В 1882 г., после отмены монополии императорских театров в Москве, антрепренер Федор Адамович Корш, происходивший из семьи обрусевших московских немцев, основал свой частный театр, существовавший в 1882 – 1932 гг. Театр Корша открылся 30 августа в Газетном переулке спектаклем «Ревизор». Стремясь расширить зрительскую аудиторию, Корш придумал и первым ввел утренние спектакли, в которых играли те же актеры, что и в вечерних, но цены на билеты были гораздо дешевле. Это позволило привлечь в театр новую публику: студентов, гимназистов, мелких чиновников, служащих. Еще одним нововведением Корша были еженедельные премьеры по пятницам – когда пьесы, как правило, новинки, ставились на сцене после буквально 3-4 репетиций. За «поточный» метод создания спектаклей Корш даже получил от критиков прозвище «театрального фабриканта». Корш славился тем, что все европейские театральные новинки появлялись именно в его театре: пьеса еще не переведена и не издана, а уже идет у Корша. Вместе с ассистентами он посещал все модные премьеры в театрах Европы, стенографировал во время спектакля, переводил текст на русский и делал постановку.

Выдающейся персоной в истории русского театра начала XX в. является Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Она происходила из семьи обрусевших немцев, ее предки приехали в Россию в начале XIX столетия из Вестфалии. О. Л. Книппер поступила в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (1898), окончив которое, сразу же была принята в только что созданную труппу Московского Художественного театра, став вскоре партнершей Станиславского. Обладая своей неповторимой индивидуальностью, Ольга Леонардовна исполняла ведущие роли во всех основных пьесах Чехова: «Чайка» (1898, Аркадина), «Дядя Ваня» (1899, Елена Андреевна), «Три сестры» (1901, Маша) и др.

Исключительный явлением в русском театре стал Всеволод Эмильевич Мейерхольд – режиссер, актер, педагог, основатель и руководитель театра в Москве, народный артист России, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы реформирования театрального дела «Театральный Октябрь». Всеволод Мейерхольд (настоящее имя Карл Казимир Теодор Майергольд) родился в Пензе в 1874 г. в лютеранской немецкой семье. После Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. В 1923 г. был создан Театр имени Вс. Мейерхольда – ТИМ (с 1926 г. – ГосТИМ), просуществовавший до закрытия в 1938 г. 20 июня 1939 г. Мейерхольд был арестован в своей квартире на Карповке. Погиб в застенках Лубянки. В 1955 г. Всеволод Мейерхольд был посмертно реабилитирован. Актером и режиссером театра имени В. Э. Мейерхольда был Штраух Максим Максимович – народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий Славу и популярность ему принесла роль Ленина, которую он сыграл во многих кинокартинах.

В XX в. на театральных подмостках и в кино своими яркими образами запомнилась зрителям Татьяна Ивановна Пельтцер, народная артистка СССР. По отцовской линии семья Пельтцер происходила из российских немцев. Основатель династии, Наполеон Пельтцер, в 1821 году девятнадцатилетним юношей пришел пешком в Россию из Рейнской области (Германия). Татьяна родилась в семье режиссера и актера, широко известного еще до Октябрьской революции. Иван (Иоганн) Пельтцер для дочери был не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания. До начала Великой Отечественной войны в семье говорили исключительно на немецком языке. От депортации, которой подверглись живущие в Союзе немцы, Татьяну спасли коллеги Рина Зеленая, Борис Андреев и Мария Миронова, сумевшие убедить чиновников Министерства культуры в благонадежности артистки. Признание к Татьяне Пельтцер пришло в 70-е годы, когда ей было почти 50 лет.

В современном российском театральном пространстве заметное место занимает актриса театра и кино, директор Культурного фонда Валерия Золотухина Ирина Линдт. Ирина Линдт родилась в Алма-Ате, ее отец – российский немец. Долгое время она являлась частью труппы Театра на Таганке. В настоящее время актриса активно сотрудничает с Международным союзом немецкой культуры.

Отдельно необходимо упомянуть фамилии российских немцев, внесших большой вклад в развитие музыкального театра в России в XX в. Среди них – Вилль Эльза Ивановна – классическая танцовщица лирико-комедийного амплуа, Заслуженная артистка РСФСР (1924). В 1900 – 1928 работала в Мариинском театре. Гельцер Екатерина Васильевна – крупнейшая «звезда» советского балета 1920-х гг., артистка Большого театра, народная артистка России, лауреат Гос. премии СССР, Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Кригер Викторина Владимировна – балерина, заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств России, артистка Большого театра, лауреат Гос. премии СССР. В 1929 В. В. Кригер организовала труппу «Московский художественный балет», была ее художественным руководителем и главной исполнительницей. Владимир Павлович Бурмейстер – народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, с 1941 по 1971 г. был главным балетмейстером Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Особо следует остановиться на феномене собственно Немецкого театра в России XX в. как отдельной профессиональной организации, продолжающей традиции театрального искусства предыдущих столетий. Первая попытка создания Немецкого театра в XX столетии произошла в 1929 г. в главном городе АССР Немцев Поволжья Энгельсе (бывшем Покровске). Правда, это был не профессиональный театр, а, скорее, любительский, национальный. Труппа театра была собрана из молодых немцев, участников художественной самодеятельности, так называемых музыкально-драматических кружков.

В начале 30-х гг. в Москве появился штаб МОРТ (международное объединение революционных театров), ставший крупным центром немецкой эмиграции. Его главной задачей была организация профессиональных художников всех стран для борьбы с фашизмом. Во главе этой организации встал Эрвин Пискатор – театральный режиссер. В 1934 году по заданию Коминтерна Э. Пискатор приехал в АССР НП. Поволжские Советы обратились к нему с предложением создать программу для культурного развития населения. Э. Пискатор увидел в ней совершенно невероятные возможности. Речь шла о создании антифашистского культурного центра с базой в городе Энгельсе. Ядром мыслился театр, вокруг которого должны группироваться все творческие силы эмиграции. Курсы при Малом театре, приглашенные режиссеры, актеры из эмигрантов значительно подняли уровень Немецкого театра. Спектакли шли с аншлагами. В июле 1937 года прошли последние трехнедельные гастроли по кантонам Зельман и Бальцер, затем немецкий театр был закрыт.

Воссоздание Немецкого театра в СССР стало возможным только спустя 40 лет. Его открытие состоялось 26 декабря 1980 г. в казахстанском городе Темиртау. Для формирования труппы театра в Московское Театральное училище имени Щепкина при 2 Малом театре дважды принимали на обучение молодых российских немцев (1975, 1983). Кроме художественных задач, которые приходилось решать режиссерам и актерам труппы, театр оказался во главе национального движения за восстановление государственности российских немцев: каждый спектакль завершался зрительской конференцией, на которой собирались подписи под письмами в различные инстанции. Большим успехом немецкого театра стало проведение Фестивалей немецкой культуры и искусства, где имели возможность выступить немецкие самодеятельные коллективы. В 1989 г. Немецкий театр был переведен в Алма-Ату. В 90-е гг. волна эмиграции сильно затронула труппу театра – многие актеры, закончившие в свое время первые две немецкие студии, покинули страну. Костяк театра конца 90-х годов составили молодые актеры, получившие образование в Театральной Академии Алматы. Немецкий театр, выросший в период с 1980 по 1992 гг. в Национальный театр, преобразовался в конце 90-х в интернациональный театр, перед которым встали другие задачи.

Однако история Немецкого театра на этом не закончилась. В 1995 году МВД Германии выделило небольшой стартовый капитал для открытия своей сцены в городке Нидерштеттен (Баден-Вюртемберг). Через год на ней был показан первый спектакль – «Соотечественники», по мотивам рассказов В. Шукшина, поставленный при помощи режиссера-педагога Театрального училища имени Щепкина Л. Новиковой. Спектакль, который играли на диалекте российских немцев, с успехом шел не только в Германии, но также на гастролях в Новосибирске и Омске. В настоящее время в Немецком театре в Германии продолжают свою профессиональную деятельность российские немцы – Мария и Петер Варкентин (Фитц).

В России сегодня театральное движение российских немцев организуется Творческим объединением российских немцев и активно поддерживается Международным союзом немецкой культуры: проводятся десятки творческих молодежных академий, театральных мастер-классов, фестивалей и постановок. В создании спектаклей принимают участие не только российские представители, но и коллеги из Германии – опытные профессионалы, посвятившие свою жизнь немецкому театру.

Литература

Асписова О.С. Раупах и Геббель: новая историческая драма // Непропавшее эхо: воспоминания, статьи, письма памяти А. В. Карельского (1936-1993). М.: Культурная революция, 2018. С. 150-161.

Балет: энциклопедия. / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. 623 с.

Бекжанова Н.В., Кирюхина Л.Г., Мельникова С.И. Немецкая печать, литература и театр // Немцы в России историко-документальное издание. СПб.: Лики России, 2004. С. 206-225.

Большая советская энциклопедия / гл. ред. О. Ю. Шмидт. М.: Советская энциклопедия. Т. 29. 1978. 640 с.

Вестерман В.С. Три великие старухи. Фаина Раневская, Рина Зеленая, Татьяна Пельтцер. М.: Зебра Е., 2017. 544 с.

Иноземцева Г. В. Владимир Бурмейстер. М.: ТЕН-Видео, 2001. 304 с.

История немцев России: учебное пособие / Научн. ред. докт. ист. наук, проф. А. А. Герман. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МаВи групп, 2019. – 624 с.

Ломтев Д. Театр // Немцы России: энциклопедия. Т. 3. П-я / Редкол.: О. Кубицкая (пред. редкол.) и др. М.: ЭРН, 2006. С. 523-525.

Мельникова С. И. Август фон Коцебу в России: к проблеме русско-немецких театральных связей: автореф. дис. … д-ра иск-ведения. 17.00.01 – Театральное искусство. СПб., 2004. 368 с.

Огородникова О. А. Русско-немецкие культурные связи в конце XIX - начале XX в: Дисс…канд.ист.н. 07.00.02 – Отечественная история. М., 2000. 268 с.

Осиночкина Н. В. Судьбы немецких театральных деятелей в СССР (1930-Е ГГ.) // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. № 1 (15). С. 84-102.

Русский балет: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997.  632 с.

Старикова Л. М. Панорама театрально-зрелищной жизни русских столиц в петровскую эпоху // Вопросы театра. 2017. № 1-2. С. 141-169.

Старикова Л. М. Театрально-зрелищная жизнь российских столиц в эпоху Елизаветы Петровны. Императорские труппы // Вопросы театра. 2018. № 3-4. С. 199-244.

Телятник М. А. Фельетон Леонида Андреева о спектакле по пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак» в русском драматическом театре (театре Корша) // Филология и человек. 2010. № 4. С. 7-19.

Фитц А. Театр нашей памяти и надежды // Сайт «Новый континент». URL: https://nkontinent.com/teatr-nashey-pamyati-i-nadezdy/ (дата обращения 10.07.2020).

Фокин П., Князева С. Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX-XX веков. В 3 томах. Том 2. М.: Амфора, 2007. 635 с.

Штейнмарк Р. «Театр – место, где учатся умирать…». Штрихи к истории Немецкого Драмтеатра (Темиртау/Алма-Ата, 1980 – 1992 гг.) // Сайт "Geschichte der Wolgadeutschen". URL: https://wolgadeutsche.net/rd/steinmark_3.htm (дата обращения 10.07.2020).

 

Задать вопрос