Музыка. Первые сведения о контактах русской культуры с немецкими музыкантами можно получить из древнерусской литературы: в летописях несколько раз встречается слово «шпильман» (нем. Spielmann – средневековый странствующий актёр-музыкант в Германии, Австрии). Так, в «Кормчей книге» из Рязани 1284 г. есть раздел, направленный против «шпильманов и глумцов». Основная же масса немцев в России появилась в эпоху Петра I и Екатерины II. Иностранцев приглашали на службу при дворе с целью цивилизовать Россию, поставить её в ряд европейских государств не только в экономическом, но и в культурном отношении.
Вероятно, впервые услышать протестантское пение имели возможность жители Москвы – в двух кирхах, построенных в Немецкой слободе еще в конце XVI – начале XVII в. А первый в России немецкий орган зазвучал в московской евангелическо-лютеранской церкви св. Михаила предположительно в 1712 г. Свидетельство о втором органе в России относит его к евангелическо-лютеранской церкви Св. Петра на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Концерт состоялся в кирхе 27 декабря 1737 г.
В XVIII в. в Немецкой слободе проводились первые приватные концерты светской музыки. Здесь давались и первые ассамблеи, звучала академическая музыка европейских композиторов. Частым посетителем Немецкой слободы был Петр I, который не только присутствовал на концертах капеллы герцога К. Ф. Гольштейн-Готторпского, но и «велел капелле один раз в неделю играть при дворе». Капелла, руководимая братьями из Германии Иоганном и Андреасом Гюбнерами, состояла из 12 музыкантов. В 1727 г. братья Гюбнеры перешли на придворную службу, образовав костяк будущей придворной капеллы. В 1730-х гг. императрица Анна Иоанновна установила контакты с музыкантами Дрездена, пригласив труппу Ристори с выступлениями в Москву, а затем и в Санкт-Петербург. Среди исполнителей из Дрездена были приглашены пять певцов и мим, а также оркестранты – исполнители на струнных инструментах, два флейтиста и два трубача.
Много имен немецких музыкантов, получивших признание в России в XVIII в., приводит Якоб Штелин. Среди них певицы Элеонора и Итерштедт, выступавшие при дворе Петра Федоровича; флейтист Фогель; скрипач и инструментальный мастер Иоганн Вильде из Баварии; арфист Лоренц из Силезии, выступавший при дворе в 1742 г.; виртуоз-фаготист Цана; искусный мастер колокольных звонов Иоганн Иосиф Ферстер и др. Сам Штелин был одним из первых историков русского искусства. Он родился в 1709 г. в Саксонии, в 1735 г. был выписан в Петербург. С 1738 г. он профессор «элоквенции и поэзии» и член Российской академии. Кроме научной деятельности, Штелин занимался музыкальным исполнительством, играл на флейте и выступал как дирижер. Одна из его известнейших работ – «Музыка и балет в России XVIII в.». Среди его многочисленных статей в петербургской печати есть несколько и о «Баховских хорах» в Петербурге и Москве, образованных немцами из Германии жившими в России, и об их влиянии на развитие обществ любителей песни в России. С природным трудолюбием немцы помогали обустраивать русскую музыкальную жизнь. Немецкие музыканты, приехавшие в Россию, как правило, писали, что причиной их переселения являлось намерение верой и правдой служить Русскому государству. Поэтому очевидно, что первые немецкие композиторы и музыковеды посвящали свою деятельность почти исключительно русской музыкальной жизни.
Во второй половине XVIII в. выходцы из Германии активно способствуют развитию русского нотного книгопечатания. Владелец книжной лавки и комиссионер Императорского Московского университета Христиан Людвиг Вевер выпускает первые специализированные научно-музыкальное издания и ноты для любителей салонного музицирования (1773-1778). Бернхард Теодор Брейткопф, владелец типографии в Санкт-Петербурге печатает переложения двух балетов петербургского придворного композитора В. Мартин-и-Солера (1792), сборник песен и романсов Д.С. Бортнянского (1793), «Журнал Санкт-Петербургского итальянского театра, содержащего в себе избраннейшие пьесы из представленных на здешнем театре комических опер» (1795-1798) и др. 26 марта 1792 г. в Санкт-Петербурге произошло официальное открытие музыкального издательства Иоганна Даниэля Герстенберга. С 1794 по 1798 гг. им выпускаются «Санкт-Петербургский магазин для клавикордов или пианофорте, посвященный любителям сего инструмента», «Карманные книги для любителей музыки», а также совместно с Ф. А. Дитмаром «Песенник, или Полное собрание старых и новых российских народных и протчих песен для фортепиано».
Ведущими были позиции немцев и в производстве музыкальных инструментов. Известно имя первого мастера, изготовлявшего клавикорды и клавицимбалы на продажу, – Иоахим Бернард Вильде, о чем свидетельствовало объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях» в 1760 году. С 1771 г. в продаже появились фортепиано. В России XVIII века немецкие мастера изготовляли не только клавишные инструменты, но и всевозможные духовые (деревянные и медные), рожки, колокола и органы, гусли, арфы, гитары, виолончели и скрипки. Перечислим фамилии мастеров: Альберт, Бер, Бетге, Брауншвейг, Вильде, Габрань, Гилот, Гинц, Ганц, Енгоф, Зин, Каликс, Утгоф, Ферстер.
Во второй половине XVIII в. в Россию приезжают на службу немецкие композиторы. Наиболее ранними примерами немецкого композиторского творчества в России следует считать клавирные опусы Петра Бирона (1724–1800) и Иоганна Готфрида Вильгельма Пальшау (1741–1815). Первый – активно разрабатывал жанр обработок народных песен и создавал циклы вариаций на них (например, вариации на тему песни «Чем тебя я огорчила», «То теряю, что люблю»). Второй – проживал в России с 1770-х гг. и был известен как концертирующий пианист, композитор и педагог. Создавая клавирные вариационные циклы на темы популярных русских народных песен, В. Пальшау способствовал становлению камерно-инструментальной музыки в России.
Значимый вклад внесли немецкие композиторы и в процесс становления и развития российской оперы XVIII в. И. В. Полозова отмечает двух музыкантов, создавших очень популярные и знаковые для XVIII в. оперные сочинения. Создателем одной из первых в России опер на русском языке был Герман Фридрих Раупах (1728–1778), который в 1758 г. написал оперу «Альцеста» на русский текст А. П. Сумарокова. После премьеры автор получил место придворного композитора. При российском дворе Раупах прослужил до 1777 г., после чего стал преподавать в музыкальных классах Академии художеств. Живя в России, композитор пытается внедрить в свои оперные опусы немецкий национальный певческий материал, что делает его оперы весьма популярными. Другой немецкий композитор, работавший в оперном жанре, – Матиас Стабингер (1750–1815) – с 1780-х гг. проживал в Москве. Он получил большую популярность по всей стране, а его оперы «Баба-Яга» и «Счастливая Тоня» имели постоянный успех у публики. Кроме оперных сочинений известны его произведения и в других жанрах. В сочинениях Стабингера, так же, как и Раупаха, прослеживается стремление к синтезу классических традиций немецкого оперного письма с русской национальной основой.
Таким образом, немецкие музыканты, работающие в России в XVIII в., активно способствовали знакомству местного населения с немецкой культурой, инициируя вокруг себя, по выражению И. В. Полозовой, функционирование просветительских очагов. К таковым можно отнести лютеранские кирхи, где систематически звучали произведения немецких музыкантов. Так, в 1730-40-х гг. в школьных концертах при кирхе Св. Петра и Павла в Санкт-Петербурге звучали «Te Deum» К. Г. Грауна и Пассионы Г. Ф. Телемана. Во второй половине XVIII в. в этом же храме во время Великого поста проводились еженедельные концерты по образцу немецких духовных концертов с исполнением музыки немецких композиторов. Другим источником ознакомления с немецкой музыкой были придворные концерты и концерты в домах влиятельных аристократов. Концертная жизнь охватывала и сеть воспитательных учреждений, которые, в отличие от придворных и домашних концертов, нередко носили публичный характер и имели большой общественный резонанс. На этих концертах также звучала музыка немецких композиторов: сонаты соло, трио, концерты Телемана, Кайзера, Хассе, Шульца, Фукса и др. знаменитых в то время в Германии композиторов. На разных сценических площадках в конце XVIII столетия выступал скрипач-виртуоз и композитор Антон Фердинандт Тиц (1742–1810). В своем исполнительском творчестве он одним из первых знакомит отечественную публику с квартетами Й. Гайдна и В. Моцарта.
Итак, на протяжении всего XVIII столетия имел место процесс влияния немецкой музыкальной культуры на становление и развитие российской профессиональной музыки. К XIX в. реалии в России были таковы, что почти каждый образованный человек неизбежно соприкасался с пространством немецкой культуры в разных ее проявлениях. Уникальность ситуации в том, что в России постоянно присутствовали все социальные слои немецкого общества (со свойственной им культурой) – от персон самого высокого происхождения до обедневших крестьян, искавших лучшей доли в России. Так же широко немцы были представлены и в своем профессиональном статусе. «Природные русские» имели возможность контактировать с немецкой музыкальной культурой независимо от своего социального положения – и на профессиональном уровне, и на бытовом.
Эти процессы продолжились и в XIX столетии. В основанной ещё в XVIII веке Академией наук газете «Санкт-Петербургские ведомости» и ее аналоге на немецком языке «St.Petersburgische Zeitung» только за период с 1826 по 1840 годы было опубликовано 175 статей на музыкальные темы. В 1822 г. Ф. Заценхофен основывает музыкальный журнал «La Harpe du Norde». Существовали частные типографские и издательские предприятия, они же занимались и продажей книг. С 60-х годов издательские предприятия выходят на промышленный уровень. Самые известные имена нотоиздателей в XIX веке – Юргенсон (35 000 названий нот), Бессель, Циммерман.
Уже в начале XIX столетия появляются фабрики по изготовлению фортепиано Шанца, Тишлера, Миллера. Популярны были «венские фортепиано» Людовика Кестера. Первая фабрика по производству пианино и роялей появилась в Петербурге в 1810 г., ее организовал Фридрих Дидерихс. Фирма в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде получила высшую награду – Государственный герб, а в 1900 году на Всемирной промышленной выставке – Гран-при. Вторая фабрика, Иоганна Шрёдера, возникла в 1818 г., к 70-80 гг. она стала лидирующей. Рояли марки «C.M. Schröder» отличались полным, красивым звуком, певучим тоном, тщательностью отделки. На них играли братья Рубинштейны, Лист, Гофман и другие прославленные исполнители. В 1841 г. открылась фабрика Якоба Беккера, ее известность со временем перешагнула границы России. Инструменты высокого качества выпускали также Лихенталь и Мюльбах. Открывал отделения своей фабрики в Европе (Лейпциг, Лондон) и в России (1883) Юлий Циммерман, происходящий из рода потомственных немецких музыкальных мастеров.
К началу 20-х гг. XIX столетия в русском сознании профессия учителя музыки прочно связывалась с немцами, причем независимо от того, приехали они из Германии, или родились в России. В семьях, обладавших хотя бы средним достатком, считалось хорошим тоном пригласить немецкого музыканта для занятий с детьми. Этому во многом способствовала популярность педагогов из Германии – их успехи делали своеобразную рекламу всей немецкой педагогике. В окружении каждого русского музыканта всегда оказывалось несколько немцев. Первым русским композитором-профессионалом, работающим в области светской музыки принято считать М. И. Глинку. Его первая учительница музыки – В. Ф. Кламмер, «гувернантка, выписанная из Петербурга». В пансионе учителя-музыканты Глинки – Цейнер и К. Мейер. Глинка вспоминает и других преподавателей: «Профессора старших классов были люди с познаниями, образованные и большей частью окончившие воспитание в германских университетах».
Именно участию немецких педагогов обязаны своим появлением первые русские консерватории (Санкт-Петербург, 1862 г.; Москва, 1866 г.). Основателями системы специального (в том числе высшего) музыкального образования в России по праву можно назвать Карла Альбрехта и Николая Губерта, Вильгельма Фитценхагена и Альберта Цабеля, Пауля Пабста и Отто Найтцеля, Вильгельма Вурма и Теодора Рихтера.
При формировании штатов первых русских консерваторий часть педагогов приглашалась из Германии для работы по контракту, например, Карл Клиндворт (пианист, один из основателей Берлинской консерватории), Александр Винтербергер (пианист, ученик Листа), Ида Эйхенвальд (берлинская арфистка, гастролирующая по Европе), Макс Эрмансдёрфер (дирижёр, выпускник Лейпцигской консерватории), Теодор Бубек (органист и композитор, окончивший консерваторию в Штутгарте), Бернард Косман (виолончелист, работавший в Гевандхаузе и Лондонском симфоническом оркестре) и многие другие. Но в значительной мере штаты консерваторий составлялись из немецких музыкантов, уже длительное время работающих в России и завоевавших авторитет в качестве исполнителей и педагогов. Среди них – пианист из Ревеля Теодор Штейн, упоминавшийся петербургский пианист Николаус Губерт, дирижер и композитор Карл Альбрехт (пятеро сыновей которого, также стали музыкантами), Карл Лютш – один из лучших преподавателей-методистов XIX века, Александр Винклер (ученик Лешетицкого, преподавателя фортепиано и композиции). Некоторые кафедры были целиком укомплектованы немецкими педагогами, например, кафедра духовых инструментов в Московской консерватории. Здесь работали музыканты из оркестра Большого театра: Ф. Бюхнер (флейта), Э. Медер (гобой), В. Гут (кларнет), Г. Эдер (фагот), Э. Бартольд и М. Роте (валторна), Ф. Рихтер (труба), Х. Борк (тромбон), А. Кегель (литавры).
Активное участие принимали немцы и в созданном в 1859 году Русском музыкальном обществе. «На момент образования первой русской консерватории <…> в Петербургском отделении РМО немцы составляли 37% (142), а к 1866 г. <…> в Московском отделении РМО <…> – 41% (146)». Были распространены частные школы. Самые известные – Музыкально-драматические курсы Е. П. Рапгофа (1882-1919), Музыкальная школа с музыкально-педагогическими курсами (для взрослых) В. В. Кюнера (с 1892 г.), Музыкальная школа С. Ф. Шлезингера (1888-1917), Музыкальная школа К. И. Даннемана (с 1883).
Представителей музыкальной жизни (музыкантов, композиторов, педагогов, издателей) немецкого происхождения современные исследователи делят на три группы: 1) приглашенные в Россию членами царской семьи или богатыми представителями дворянства в качестве учителей, музыкантов, композиторов, часть из которых уехала назад в Германию или в другие страны Запада; 2) немцы, оставшиеся в России, на Украине, различных окраинах Российской империи, пополняя музыкальную культуру европейской техникой композиции; 3) специалисты, родившиеся и получившие образование в России, то есть российские немцы, в музыкальной культуре которых ощущается, связь как с немецкой, так и с русской музыкой. Среди последних необходимо упомянуть Николая Федоровича Финдейзена, родившегося в 1868 г. в Петербурге, проработавшего там до конца дней, посвятив свою жизнь прежде всего русской музыкальной культуре. В его творческом наследии есть статьи и о немецких композиторах, работавших в России. Так, в «Русской музыкальной газете» от 1899 г. была опубликована его статья о композиторе Адольфе Гензельте, переселившемся в Россию и проработавшем там до конца своей жизни. Павел Александрович Ламм – родился в 1882 г. в Москве. В историю музыки он вошел как «русский-советский музыковед, текстолог и пианист». П. А. Ламм был с 1912 г. художественным руководителем Русского музыкального издательства, профессором Московской консерватории, доктором искусствоведения. Он восстановил в подлинном виде оперу «Борис Годунов» Мусоргского (изд. 1928 г.), руководил изданием полного собрания его сочинений.
Среди выдающихся представителей российской музыкальной культуры XX в. мы по-прежнему встречаем имена немцев – это известные музыканты и педагоги Александр Гедике, Николай Метнер, Теодор Мюллер. В середине XX в. гордость русской пианистической школы составили Генрих Нейгауз, Святослав Рихтер и Рудольф Керер. В эпоху тоталитаризма эти выдающиеся музыканты разделили участь всего российского населения. Рудольф Керер был выслан. Генрих Нейгауз не избежал тюремного заключения. Святослав Рихтер испытывал немалое давление со стороны властей в течение долгих десятилетий. Им удалось выжить во многом благодаря своей известности, чего не скажешь о множестве других, менее известных этнических немцах, среди которых – потомки «петровских» и «екатерининских», которые были расстреляны или погибли в тяжелых условиях ссылок и лагерей.
Исследователи взаимодействия немецкой и русской культур обращают внимание на тот факт, что образ жизни немцев в России никогда не замыкался в этнической диаспоре, русские немцы включались в обычную российскую жизнь, плоды их творчества входили в самою ткань русской культуры. Немцы легко роднились с русскими и представителями других наций, результатом смешанных браков оказывались часто талантливые потомки, не обязательно носившие немецкие имена. Таковыми являются крупнейшие композиторы второй половины XX столетия, родившиеся на берегах русской реки Волги, – Альфред Гарриевич Шнитке и Елена Владимировна Гохман, ставшие носителями кровей разных национальностей. О себе А. Г. Шнитке говорил так: «Сам я зачислил бы себя скорее в русские композиторы, хотя во мне нет ни капли русской крови. И я знаю почти так же хорошо немецкий язык, как русский … Я начал говорить по-немецки, а потом по-русски. Но вся моя жизнь прошла в России, и поэтому, независимо от всего остального, я ощущаю себя русским».
Немцы, оставшиеся в России навсегда, со временем не только обрусели этнически, но и, попав в среду талантливых русских музыкантов, прежде «обрусели профессионально». Поэтому говорить о профессиональной музыкальной культуре российских немцев в собственном смысле этого слова весьма затруднительно. Однако сегодня российские немцы, получившие профессиональное музыкальное образование, как и в предыдущие столетия, являются активными участниками просветительского движения в области немецкой музыкальной культуры. В рамках учрежденного Ассоциацией общественных объединений «Международный союз немецкой культуры» Творческого объединения российских немцев сегодня функционируют музыкальный клуб «Антология звуков», проект «Звуки музыки», ансамбль «Лорелея» (руководитель – Наталья Краубнер (Уральская)); народный коллектив «Мы вместе» (руководитель Александр Михель, заслуженный работник культуры России, лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» в номинации в области искусства (2014)) и др. Широко известен народный артист России, баянист, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие имена немцев России» в номинации в области искусства (2016) Фридрих Липс. С 2012 г. проводится Всероссийский фестиваль-конкурс искусств имени М. М. Вернера, зародившийся в Кемеровской области. Конкурс проходит среди российских немцев – учащихся детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, участников коллективов самодеятельного народного творчества. Главная цель конкурса – развитие межкультурного и межнационального диалога на основе пропаганды лучших произведений немецкой культуры и искусства.
Глинка М. Литературные произведения и переписка. Т. 1. М.: Музыка,1973. 483 с.
История немцев России: учебное пособие / Научн. ред. докт. ист. наук, проф. А. А. Герман. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МаВи групп, 2019. – 624 с.
Ломтев Д. Г. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий. М.: Преет, 1999. 208 с., ил.
Ломтев Д. Г. Первые немецкие музыкальные издатели в России // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2009. № 5. С. 092-099.
Ломтев Д. Г. Россия органная: заказчики и производители инструментов // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2010. № 15 (58). С. 211-223.
Музыкальный Петербург, 1801-1917: энциклопедический словарь-исследование. Т. 10, кн. 1: А-Л / И. Ф. Петровская; Российский ин-т истории искусств. Санкт-Петербург, 2009. 573 с.: портр.
Петри Э. К. Пути взаимодействия русской и немецкой музыки в процессе исторической революции: вокальные и хоровые жанры: дис. на соискание учен. степени док. искусствоведения: 17.00.02. Нижний Новгород, 2018. 415 с.
Полозова И. В. Россия и Германия: к вопросу о взаимодействии культур в процессе становления и развития отечественного музыкального искусства в XVII–XVIII веках // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 22-27.
Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. Т. 4. С – Я. 1999. 800 с.
Федорова Е. С. Поверх барьеров: музыка – средство невербальной коммуникации // Коммуникология. 2015. Т. 3. № 4. С. 117-131.
Шваб А. Историография музыкальной культуры российских немцев // Российские немцы. Историография и источниковедение. М.: Готика, 1997. С. 86-95.
Шнитке Альфред: «Во мне нет ни капли русской крови, но композитор я русский» // Russian Bazaar. № 38 (386), интервью, данное композитором в 1993 г. (см. интернет-версию: http://www.russian-bazaar.com/ru/content/3544.htm).
Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л.: Тритон, 1935. 190 с.