DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

Проблема привлечения советских немцев к воинской обязанности 1939-1941 гг.

Рубрика: Республика немцев Поволжья

Проблема привлечения советских немцев к воинской обязанности 1939-1941 гг.

Развитие военной техники и изменение военно-политической обстановки в мире к середине 1930-х гг. потребовали новых преобразований в Вооруженных силах. Государству была необходима массовая армия, построенная по кадровому принципу и комплектуемая экстерриториальным способом, что привело к существенным переменам. В первую очередь это коснулось национальных формирований: они не соответствовали общегосударственной системе строительства единых вооруженных сил.

В ноябре 1938 г. на заседании Главного военного совета Красной Армии заместитель народного комиссара обороны СССР Л. З. Мехлис сообщал, что ликвидация национальных формирований прошла успешно.

Обстановка подозрительности заставляла командиров РККА избавляться от потенциальных «предателей» и «шпионов», находившихся в армейских рядах еще до начала войны. К 1 июля 1938 г. по решению Главного военного совета Красной Армии из Белорусского особого военного округа были уволены в запас 870 человек и представлены к увольнению 980 человек, 302 человека командно-начальствующего состава «западных» национальностей переведены во внутренние округа.

В этом же году по всем Вооруженным силам были уволены в запас 4800 человек командно-начальствующего состава (немцы, поляки, латыши, эстонцы, корейцы, финны, литовцы, турки, румыны, венгры и болгары).

В 1938 г. военно-политическим руководством государства было принято решение не призывать в РККА военнослужащих из числа финнов, поляков, немцев, латышей, эстонцев, литовцев, болгар, греков, турок и румын, проживавших в г. Ленинграде, Ленинградской, Мурманской, Калининской, Смоленской, Витебской, Гомельской, Минской, Полесской, Могилевской, Каменец-Подольской, Житомирской, Винницкой, Киевской, Черниговской, Николаевской, Одесской, Читинской, Иркутской областях и Еврейской автономной области, Карельской, Молдавской, Крымской и Бурят-Монгольской АССР и областях Дальнего Востока, общей численностью 28 000 человек.

В ходе подготовки к принятию закона о всеобщей воинской обязанности (1939 г.) была предпринята попытка не призывать ряд национальностей в Красную Армию, в том числе и советских немцев. Решение по этому вопросу было принято на совещании Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров (СНК) СССР в 1939 году.

Все советские немцы были разделены на три группы: первая – немцы Поволжья, вторая – немцы, проживавшие в приграничных областях и районах европейской части СССР, третья – все остальные немцы, проживавшие на территории Советского Союза. В зависимости от принадлежности к одной из групп им «разрешалось» или «запрещалось» с оружием в руках служить в РККА. В постановлении совещания Комитета обороны при СНК СССР указывалось: «Призывников по национальности: немцев (уроженцев АССР НП) и карел призвать на общем основании». Общая численность призывников-немцев из АССР НП определялась в количестве 4086 человек. Далее в постановлении говорилось: «Призывников следующих национальностей: финнов, поляков, немцев (кроме уроженцев АССР НП), латышей, эстонцев, литовцев, болгар, греков, турок и румын, проживающих в пограничных районах и областях Союза ССР, в РККА не призывать, а брать их на особый учет. Призывников этих же национальностей, родившихся и проживающих в других районах и областях Союза ССР, призвать в кадры РККА и направить в пехотные и другие части внутренних округов».

1 сентября 1939 г. был принят Закон о всеобщей воинской обязанности, который коренным образом изменил порядок прохождения воинской службы. Этот закон снимал имевшиеся ранее классовые ограничения по призыву в армию и закреплял кадровый принцип строительства Вооруженных сил. По новому закону сроки действительной службы рядового и сержантского состава сухопутных войск и авиации увеличивались до трех лет, а на флоте – до пяти. Пребывание в запасе устанавливалось до 50-летнего возраста. Значительно увеличивались сроки учебных сборов: для рядовых – до полутора лет, сержантов – до двух и для начальствующего состава – до трех лет в течение всего времени нахождения в запасе. В докладе «О призыве в РККА, РККФ и Войска НКВД в 1939 г.» народный комиссар обороны отмечал: «Все округа (армии) должны были быть укомплектованы экстерриториально». Таким образом, нарушалась устоявшаяся схема призыва и прохождения воинской службы на территории Автономной республики немцев Поволжья. Поволжские немцы вынуждены были проходить воинскую службу наравне с остальными призывниками. Такое положение было принято практически для всех «призывников не русской национальности, уроженцев союзных и автономных республик и автономных областей».

С начала призыва из национальных республик и областей по новому закону от 1939 г. командирам частей пришлось столкнуться с определенными сложностями в связи со слабым знанием призывниками русского языка. Еще в ноябре 1938 г. заместитель народного комиссара обороны СССР Л. З. Мехлис на заседании Главного военного совета РККА обращал внимание на то, что «националы требуют помощи в изучении русского языка». Командование Красной Армии обратило серьезное внимание на недостатки в работе с военнослужащими не русских национальностей лишь спустя год после начала Великой Отечественной войны

Несмотря на возникшие трудности, красноармейцы-немцы, в большей части из Поволжья, с честью и достоинством выполняли воинский долг перед Родиной. Многие из них служили на ответственных должностях и были командирами отделений и помощниками политруков. С момента призыва по экстерриториальному принципу советские немцы в кадровых частях не ощущали каких-либо притеснений на национальной почве.

В частности поволжские немцы наряду с другими военнослужащими Красной Армии принимали участие в советско-финской войне. За отвагу и мужество, проявленные во время советско-финской войны, лейтенант 426-го стрелкового полка Карл Яковлевич Бараул был награжден орденом Красного Знамени. В советско-финской войне также принимал участие младший командир 21-го артиллерийского полка В. А. Герберг. В момент конфликта на р. Халхин-Гол на советско-маньчжурской границе служил командир отделения Б. А. Шехтель.

Автор: Шульга И.И.

Задать вопрос