ШЕНТАЛЬ (Schöntal, Шенополь, Долинское, Дольское), ныне с. Долина Федоровского района Саратовской области, немецкая колония в степной части Левобережья Волги.

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Бывшая кирха в с. Шенталь (Долина). Здание не сохранилось. Фото 1950-х гг.
Здание бывшего школьно-молитвенного дома в с. Шенталь (Долина). Ныне не существует. Фото 1950-х гг.
Вид на с. Долина. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
Въезд в село Долина. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
с. Долина. Улица. Фото Е. Мошкова. 2010 г.

ШЕНТАЛЬ (Schöntal, Шенополь, Долинское, Дольское), ныне с. Долина Федоровского района Саратовской области, немецкая колония в степной части Левобережья Волги, на левом берегу реки Еруслан, в 39 верстах к северо-востоку от Красного Кута. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Верхне-Ерусланскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Шенталь являлось административным центром Шентальского сельского совета Краснокутского кантона.

Немецкая колония Шенталь была основана в 1857 г. Поселение было создано из колонистов, проживавших ранее в правобережных материнских колониях Ягодная Поляна (ныне Ягодная Поляна в Татищевском районе Саратовской области), Побочное (ныне незаселенная местность в Татищевском районе Саратовской области), Куттер (Поповка, ныне с. Карамыш Красноармейского района Саратовской обл.), Шиллинг (ныне с. Сосновка Красноармейского района Саратовской обл.). Основной причиной, способствовавшей созданию дочерних поселений, стало малоземелье колонистов в материнских колониях.

В 1858 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «о наименовании новых колоний Гнаденфельд, Розенфельд, Мариенбург, Шенталь…». Название колонии в переводе с немецкого означало «красивая долина» и произошло от немецких слов «schön» – «красивый» и «Tal» – долина. Название Долина, произошедшее от второй части немецкого наименования, было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.

В 1857 г. в селе проживало 162 семьи, владевшие 6405 десятинами земли. Колонисты занимались преимущественно хлебопашеством. Поселенцы специализировались на разведении пшеницы, посевы ржи составляли примерно 1/3 часть от посевов пшеницы. Когда в 1891–1892 гг. в поволжских колониях свирепствовал голод, Шенталь, как и многие другие города и села, находился в тяжелом положении. Волостной староста Верхне-Ерусланской волости Новоузенского уезда обратился в январе 1892 г. к земскому начальству с просьбой открыть в Шентале и других близлежащих селах уезда бесплатные столовые для кормления голодающих. В 1892 г. в Шентале голодало 142 семьи, в которых насчитывалось 760 человек, не считая детей до одного года. Из всех голодающих только 168 человек были трудоспособными лицами мужского пола, остальные 593 являлись неработающими стариками, женщинами и детьми. В этих семьях насчитывалось всего 63 лошади, 57 коров и 5 овец, остальные животные и мелкий рогатый скот были съедены. Таким образом, на каждую семью из пяти-шести человек, проживавшую в Шентале, в среднем приходился один кормилец, только 44% семей имели одну корову и 40% – одну лошадь.

К началу ХХ в. в селе насчитывалось 338 дворов. В годы советской власти в Шентале было создано сельскохозяйственное кредитное товарищество, работала кооперативная лавка, была открыта изба-читальня. В июле-августе 1928 г. в селе была организована тракторная колонна, а в 1930 г. создана машинно-тракторная станция. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села.

Школа и обучение детей. В церковной школе, появившейся в селе с момента основания, обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. С увеличением количества учеников церковная школа получила статус училища. В 1860 г. Конторой опекунства были выделены средства «на покупку для училища дома в колонии Шенталь». До строительства первой церкви в 1897 г. богослужения и школьные занятия проводились в здании этого школьно-молитвенного дома. После строительства церкви, на рубеже веков, церковной общиной было принято решение построить на собственные средства новое здание школьно-молитвенного дома. Шентальцами были выбраны чертежи изящного деревянного здания, имевшего выступающие вперед правую и левую части. Парадный вход находился в центре здания. Фасады выступающих частей венчались элегантными резными карнизами. Деревянное здание школы на тот момент времени являлось одним из самых оригинальных в близлежащих немецких колониях и было построено по тем же чертежам, что и в соседнем селе Шендорф.

В конце ХIХ в. в селе была открыта земская школа, которая являлась начальной и находилась в ведении земства. Земская школа имела трехлетний срок обучения и являлась двухкомплектной. Земская школа отличалась лучшей постановкой учебно-образовательной работы по сравнению с церковно-приходской школой. В ней изучались закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение. Учителя давали учащимся элементарные сведения по природоведению, географии, истории, широко использовались наглядные пособия.

Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 2866 жителей села 500 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В отличие от других немецких поселений, в Шентале посещаемость школы детьми школьного возраста была стопроцентной. В 1906 г. в земской школе обучалось 90 мальчиков, семь девочек и работало два учителя; церковную школу посещало 152 мальчика, 251 девочка, в ней работало два учителя – шульмейстер и учитель русского языка. Обе школы содержались на средства церковной общины. С 1910 г. в церковной школе появился второй учитель немецкоязычных предметов – Иоганн Вайсс. В годы советской власти церковная школа была закрыта, а вместо нее в селе была создана начальная школа.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. По состоянию на 1905 г. из 2728 жителей села 2423 являлись лютеранами, а 305 реформатами. С 1864 до 1905 г. евангелическо-лютеранская немецкая община колонии Шенталь входила в состав прихода Шендорф (ныне с. Репное Краснокутского района Саратовской обл.), основанного 22 июля 1864 г. С 1905 г., когда приход Шендорф был разделен на два – Шенталь и Гоффенталь (ныне с. Ждановка Краснокутского района Саратовской обл.), село Шенталь стало центром прихода. Приход Шенталь был утвержден 13 мая 1905 г., в него кроме Шенталя входили немецкие поселения Шендорф, Шенфельд и Ягодное. По состоянию на 1905 г., приход Шенталь насчитывал 7891 человека.

В течение сорока лет после основания колонии богослужения проводились в здании школьно-молитвенного дома. 5 августа 1896 г. община Шенталя получила разрешение министра внутренних дел на строительство собственной кирхи. Строительство деревянной церкви началось в 1896 г. на месте старого молитвенного дома. Фундамент здания был выложен из обожженного красного кирпича и природного камня. Здание кирхи имело 42,6 м в длину, не считая крыльца. В 1897 г. здание было полностью достроено и освящено. Храм, построенный в классическом стиле, бесспорно, являлся гордостью колонистов и украшением округи. Современники не случайно считали его одним из самых красивых в близлежащих немецких колониях – Шендорфе, Шенфельде и Ягодном, где, по состоянию на 1897 г., существовали только молитвенные дома. Кирха восхищала своими размерами, формами, удачным соотношением объемов. Ее стены были построены из соснового теса. Над притвором возвышалась башня высотой 44,7 м. Церковь имела скамьи для 1000 молящихся. Архитектурными особенностями шентальской церкви в отличие от кирх в других лютеранских колониях было отсутствие колонн со стороны боковых фасадов здания. В иконостасе находились три масляные картины – «Рождество», «Воскресение» и «Вознесение Спасителя». На церковной площади была установлена деревянная звонница, недалеко от церкви находилось кирпичное здание школьно-молитвенного дома.

Церковное здание в Шентале появилось раньше, чем во всех близлежащих колониях. В селах прихода Шендорф, к которому относилась колония Шенталь, в это время не было других церквей. Центром прихода являлось село Шендорф, в котором в 1905 г. проживало 1753 человека, а в Шентале – 2728 человек. Малочисленность центральной приходской общины и наличие в Шентале церкви давали общине шанс стать центром прихода и пригласить к себе для постоянного проживания пастора, что и произошло в 1905 г.

С установлением советской власти в стране началось проведение комплекса мероприятий, направленных на устранение церкви из сфер гражданской и государственной жизни и прекращение деятельности всех конфессий. Антицерковная политика сопровождалась закрытием храмов и репрессиями священнослужителей. Один из приходских пасторов – Карл Циммер в 1925 г. эмигрировал в Германию. Архивные документы свидетельствуют о том, что, следующий пастор – Георг Шварц – с конца 1920-х гг. находился под постоянным наблюдением органов советской власти. Так, в отчете региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов он был назван «лишенцем» и «злостным неплательщиком церковного налога». Согласно спискам служителей культов и членов церковных советов, составленным на основании Циркуляра НКВД АССР НП от 13 декабря 1929 г., по состоянию на 15 апреля 1930 г., в Шентале насчитывалось 457 членов религиозной общины, которые еще пользовались церковью по договору. Особо активными членами церковного совета являлись прихожане И.Г. Кром, И.Ф. Мюллер и П. Штукерт. Число верующих с каждым днем неумолимо сокращалось, деятельность общины находилась под постоянным контролем со стороны органов власти.

Пик антирелигиозной политики пришелся на период после принятия постановления ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» в 1929 г., которое ввело ряд ограничений на деятельность религиозных обществ. В январе 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в Шентале на тот момент времени в селе имелось 2150 верующих лютеран, из них 58 человек были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). Президиум ЦИК предложил рассмотреть вопрос о скорейшем закрытии церкви. В августе 1934 г. органы власти вновь получили секретные сведения, согласно которым в Шентале на тот момент времени церковь еще не была закрыта. Президиум ЦИК предложил рассмотреть вопрос о скорейшем закрытии церкви. В начале 1935 г. Комиссией по вопросам культов были представлены списки верующих Шенталя с подписями тех, кто был согласен закрыть в селе церковь. 26 апреля 1935 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья вынес решение закрыть церковь в с. Шенталь и рекомендовал использовать здание под культурные нужды.

Список пасторов. Пасторы прихода Шендорф, служившие в общине Шенталь. 1865–1904 гг. – Николай Рейнгольд Шпрекельзен (Nikolai Reinhold Sprekelsen). Пасторы прихода Шенталь. 1906–1908 гг. – Андреас Ге(о)рне (Andreas Gö(o)rne). 1908–1911 гг. – Карл Циммер (Karl Zimmer). 1912–1932 гг. – Иоганн Георг Шварц (Johann Georg Schwartz).

Численность населения. В 1859 г. в Шентале проживало 873 человека, в 1883 г. их насчитывалось 1453, в 1889 г. – 1652 человека. В 1877 г. 49 жителей села выехало в Америку на постоянное место жительства. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Шентале проживало 2037 человек, из них 1996 были немцами. По состоянию на 1905 г. в селе проживало 2728 человек. В 1910 г. в селе насчитывалось 2897 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Шентале проживало 2573 человека, все они были немцами. В 1921 г. в селе родилось 106, а умерло 367 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в селе насчитывалось 1990 человек, а в 1923 г. всего 1708. По переписи населения 1926 г., общее количество населения составляло 1981 человек, 1956 из них были немцами. В 1931 г. в селе проживало 2498 человек, из них – 2444 немца.

Село сегодня. Ныне с. Долина Федоровского района Саратовской области. Современное село Долина немногочисленно по сравнению с дореволюционным периодом своей истории. Значительно сократилась и занимаемая селом площадь. Несмотря на то, что в Долине сегодня достаточно сложно отыскать строения, типичные для немецкого зодчества, здесь сохранилась прежняя немецкая поквартальная планировка. В селе еще есть несколько деревянных домов с вальмовыми крышами, построенных в начале ХХ в. Остальные немецкие жилые строения давно снесены или обложены кирпичом и перестроены.

Здание церкви до настоящего времени не сохранилось. На месте центральной площади, где ранее находились кирха и пасторат, с 1980 г. разместилось типовое здание средней общеобразовательной школы с. Долина. Школа рассчитана на 624 посадочных места. В 2011–2012 учебном году в школе обучалось 159 учеников и работало 17 учителей. Долина – одно из немногих бывших немецких сел, где усилиями жителей, духовенства, меценатов и строителей возрожден христианский храм. Строительство храма во имя архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, святителя Николая в с. Долина было начато осенью 2010 г. Чин основания храма был совершен 12 мая 2011 г. 

Архивы

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 321, 340; Ф. 852. Оп. 1. Д. 137. Л. 18; Д. 148. Л. 45; Ф. 637. Оп. 38. Д. 66; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 71, 81; Д. 890. Л. 36; Оп. 3. Д. 206. Л. 2; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 54.

Литература

Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Савченко И.А., Дубинин С.И. Российские немцы в Самарском крае. Историко-краеведческие очерки. – Самара, 1994; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Deutsche Volkszeitung. – 31. Oktober 1910. – №114.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Подняться вверх