DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

МЕРКЕЛЬ (Merkel, Макаровка), ныне с. Макаровка Жирновского района Волгоградской обл., немецкая колония в Правобережье Волги

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Один из немногих сохранившихся домов на территории бывшей немецкой колонии Меркель.

МЕРКЕЛЬ (Merkel, Макаровка), ныне с. Макаровка Жирновского района Волгоградской обл., немецкая колония в Правобережье Волги, у места впадения р. Макаровка в р. Карамыш. Колония находилась в 119 верстах к юго-западу от г. Саратова, в 90 верстах к северу от г. Камышина. С 1871 г. село относилось к Сосновскому колонистскому округу, затем к Сосновской (позже Усть-Золихинской и Олешнинской) волостям Камышинского уезда Саратовской губернии.

После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья село Меркель первоначально относилось к Медведицкому району Голо-Карамышского уезда. С 1922 г. село входило в Каменский кантон Республики немцев Поволжья. В 1923 г. Меркель было выведено из состава Каменского кантона и присоединено к Бальцерскому кантону, а в 1927 г. село было передано из Бальцерского во Франкский кантон, с 1934 г. – снова в Бальцерский и в 1935 г. – вновь во Франкский кантон. Село являлось административным центром Меркельского сельского совета. В 1926 г. в Меркельский сельский совет входило одно с. Меркель.

Немецкая колония Меркель была создана 28 августа 1766 г. как вызывательская колония Дебофа. Свое название колония получила по имени первого форштегера Иоганна Георга Меркеля, хлебопашца католического исповедания, прибывшего в Россию из города Гамбурга вместе с 40-летней женой Анной-Маргаретой и умершего вскоре после избрания форштегером. Вторым форштегером колонии являлся купец Иоганн Генрих Эрнст Бекман из Магдебурга. По указу от 26 февраля 1768 г. о наименованиях немецких колоний, поселение получило русское название Макаровка, которое было дано колонии благодаря одноименной речке, на которой находилось поселение.

Основателями колонии стали 30 семей, выходцев преимущественно из Пруссии, Саксонии и Гамбурга. Анализ списка первых поселенцев позволяет предположить, что Меркель изначально задумывалась как ремесленный центр, а не земледельческая колония. Так, из 49 первых домохозяев всего десять человек являлись хлебопашцами и по роду своих занятий на прежней родине вполне соответствовали основной цели привлечения колонистов – освоение ими земледельческой зоны в пустынных степных окраинах России. Среди остальных домохозяев было шесть ткачей, три садовника, три слесаря, три трубочиста, два купца, два портных, два сапожника, каменщик, мельник, парикмахер, калашник, чеботарь, мастер, кузнец, хлебник, седельник, пуговщик, мясник, столяр, токарь, фельдшер и шляхтич. Однако вне зависимости от прежней профессии все колонисты были обязаны заниматься сельским хозяйством, и в 1769 г. лишь одна семья объявила себя неспособной к хлебопашеству. По состоянию на 1769 г., в селе было построено 36 жилых домов, у колонистов имелись 51 лошадь, 40 коров, 6 овец и 5 свиней.

Не все первые колонисты являлись лютеранами. Колонист Беккер с женой были реформатами. Четыре человека – колонисты Меркель и Фортнер с женами – исповедовали католичество. Они оказались среди представителей других конфессий при погрузке на корабли и распределении по колониям.

Первые годы поселения сопровождались трудностями и невзгодами. В 1774 г. колония подверглась нападению отрядов Е. Пугачева, который прошел через Меркель по пути из Саратова в Камышин. От бесконечных невзгод колонисты бежали из своих поселений в поисках лучшей жизни. Поэтому Контора приняла решение заселить в Меркель около 30 семей из колоний Щербаковка, Водяной Буерак и Верхняя Кулалинка.

Земля вокруг колонии была каменисто-глинистой и солончаковой, вокруг селения располагалось пять оврагов, что затрудняло землепользование. В качестве основных сельскохозяйственных культур преобладали пшеница, рожь, овес, просо. Хлеб вывозили на продажу в русское село Банное. Жители Меркеля выращивали также подсолнечник, ячмень, коноплю, каждый двор имел собственные картофельные и капустные участки. Особое значение в сельском хозяйстве имело бахчеводство. Арбузы, их семена, а также изготовленный арбузный мед колонисты с успехом продавали на рынках в Камышине и окрестных селах.

На близлежащих речках колонисты Меркеля строили собственные мельницы. Так, с 1800 г. на речке Песковатка мельницу имел колонист Гросс, с 1806 г. – колонисты Киммель, Фос и Адам. В 1885 г. общество колонии извлекало постоянные доходы из водяной мельницы на р. Карамыш, двух водяных мельниц на р. Песковатка, впадающей в Карамыш, и еще одной общей с колонией Диттель мельницей на р. Карамыш. В начале ХХ в. в Меркеле имелось четыре мельницы. Кроме того, общество имело водяные общественные мельницы, которыми колонисты пользовались вместе с жителями Диттеля и сдавали их в аренду. Так, с 1820 г. колонист Бангерт из Диттеля по предписанию Конторы опекунства содержал мельницу вместе с колонистами из Меркеля. С колонистами из Диттеля жителей Меркеля связывали как экономические, так и брачно-семейные отношения. Иногда колонисты Меркеля переезжали на постоянное место жительства в Диттель и наоборот (семьи Энгельманов, Дитрихов, Шильдов, Вегелей и др.).

С учетом того, что в первые годы поселения среди колонистов преобладали ремесленники, со временем весьма распространенным в колонии стал сарпиночный промысел. Еще знаменитый российский и немецкий ученый-энциклопедист, академик Петр Симон Паллас, посетивший поволжские колонии в 1773 г., сообщал, что в колонии Меркель поселилось «много отличных ткачей суконных и бумажных материй, высказывавших пожелание открыть здесь ткацкие фабрики». Меркель соседствовал с колониями, которые доминировали среди поволжских немецких поселений в области производства одежды из хлопка. Поэтому и здесь изготовление сарпинки стало весьма популярным. По состоянию на 1894 г., около 100 человек занималось ткачеством сарпинки.

Население колонии и количество дворов в ней постоянно увеличивалось. Если в 1788 г. в селе проживало 26 семей, то в 1816 г. – 41, а в 1857 г. – уже 110 семей. Малоземелье привело к тому, что начались массовые переселения колонистов в другие регионы. В 1861–1879 гг. 224 жителя села переселились в Самарскую губернию; в 1876–1877 гг. 7 человек, а в 1886 г. – 2 человека эмигрировали в Америку. В 1855 г. выходцами из Меркеля в Экгеймской (Нижне-Ерусланской) волости Новоузенского уезда Самарской губернии была основана дочерняя колония Фриденфельд.

В 1862 г. в Меркеле имелось 106 дворов. В 1886 г. в селе насчитывалось 134 жилых дома, из них 58 каменных, 75 деревянных, один мазанковый; 64 дома были покрыты тесом, 70 – соломой. В селе имелось пять промышленных заведений, было построено два запасных хлебных магазина для хранения зерна, работал кабак. У жителей насчитывалось 605 лошадей, 726 коров, 130 волов, 1105 овец, 500 свиней, 300 коз. Поселяне использовали в сельском хозяйстве 159 плугов, одну соху, 36 веялок и одну молотилку. По состоянию на 1891 г., в селе насчитывалось 186 дворов.

В начале 1930-х гг. был организован колхоз имени Розы Люксембур. В середине 1930-х гг. в соседнем селе Диттель появилась машинно-тракторная станция, которая кроме Диттеля обслуживала еще пять колхозов – в селах Меркель, Зеевальд, Кауц, Кратцке и Ротгаммель. В годы сплошной коллективизации и раскулачивания в селе была создана ячейка контрреволюционной организации, которая вела работу по срыву проводимых советской властью мероприятий по хлебозаготовкам и протестовала против изъятия урожая. Члены организации были репрессированы. В сентябре 1941 г. жители были депортированы из села, как и все немцы, проживавшие в кантоне (более 26 700 человек).

Школа и обучение детей. В первый год после основания колонии занятия с детьми школьного возраста проходили на дому у шульмейстера. С появлением в селе отдельного здания школьно-молитвенного дома в нем проводились как учебные занятия, так и богослужения и собрания сельской общины. Имена всех шульмейстеров не сохранились. Известно, что в 1820–1830-е гг. школьным учителем и кистером являлся колонист Эргард.

В 1870-е гг. в колонии была открыта частная товарищеская школа. В отличие от церковной школы дети углубленно изучали здесь русский язык и иные светские предметы. Обучение в школе было платным. По состоянию на 1886 г., из 1176 жителей села грамотными являлись 315 мужчин и 326 женщин. В советское время обе школы были упразднены в связи с созданием единой государственной социалистической школы.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к лютеранскому и реформатскому исповеданию. По переписи 1886 г., в селе проживал один католик, один баптист, все остальные жители были лютеранами.

В первые годы после создания колонии не подчинялись единой церковной организации и не имели общего руководства. В 1767 г. был основан самостоятельный приход Меркель, однако вследствие нехватки пасторов, малочисленности Меркеля и его близости к центру другого прихода – колонии Диттель, приход Меркель был упразднен. Приход Диттель был учрежден, по одним данным, в 1767 г., по другим, – в 1768 г. После объединения приходов Меркель и Диттель к приходу Диттель кроме колонии Меркель относились немецкие поселения Диттель (Олешня), Кауц (Вершинка), Кратцке (Починное), позже Ней-Бальцер и Ней-Денгоф. По состоянию на 1904 г. приход Диттель насчитывал 15 667 прихожан, из них 12 547 лютеран и 3120 реформатов.

Первый школьно-молитвенный дом был построен в селе на следующий год после основания колонии. Первая деревянная кирха, возведенная на средства колонистов, появилась в Меркеле в 1818 г. Проект здания был рассмотрен и одобрен Конторой опекунства. В то время колонисты не придавали особого значения архитектурному стилю: церковное здание было деревянным, небольшим по размерам и достаточно скромным. Через несколько лет здание кирхи пострадало во время пожара, и уже в 1824 г. колонисты начали строительство следующей церкви, возведение которой закончилось в 1826 г., тогда же она была освящена. Церковь также была деревянной на каменном фундаменте, крытая тесом и имела скамьи для 300 прихожан. Кроме церкви в колонии имелся школьно-молитвенный дом, в котором богослужения проводились в холодное время года.

В первые годы после создания колоний серьезной проблемой являлся недостаток в них священников. Община долгое время не имела собственного пастора и была вынуждена довольствоваться проповедниками из соседних приходов – Джанетом и Зейфертом, которые из-за нехватки священнослужителей проводили богослужения во многих протестантских общинах. Еще один пастор Сигизмунд Бергер, выпускник теологического факультета в Виттенберге, прибывший в Россию, официально был назначен дивизионным проповедником Оренбурга, однако часто навещал немецкие колонии Поволжья, не имевшие священников. После жалобы губернатора на деятельность пастора, Бергер был вынужден вернуться обратно в Германию, и приход снова остался без священника. Отсутствие священнослужителей и стало причиной объединения приходов Меркель и Диттель. Многие годы – в 1770–1772 гг., в 1774–1780 гг., в 1782–1793 гг., в 1798–1801 гг. – община вообще не имела пастора. Следующий приходской священник Готтлиб Май, прослуживший в приходе всего два года, предпочел более многочисленную левобережную ремесленную колонию Екатериненштадт, колонисты которой смогли предложить пастору большее жалование.

Пастор прихода Лаврентий Альбаум должен был совмещать работу сразу в двух крупных приходах – Диттеле и Франке, насчитывавших в то время семь общин. Некоторые пасторы не отличались высокой нравственностью, не всегда были подготовлены к духовной деятельности: так, пастор Лаврентий Альбаум, по выражению шульмейстера Бата, «проповедовал заповеди, однако сам их не соблюдал, даже во время конфирмации он был пьян». Другой пастор Карл Якоб Фрюауф, известный как алкоголик и дебошир, запускавший вследствие пьянства церковные дела, был отстранен от должности суперинтендентом И. Фесслером вследствие жалоб прихожан. В 1819 г. он был вынужден уехать из России на родину.

После прихода к власти большевиков, согласно Декрету СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23 января 1918 г., все церкви и все имущество общин принадлежали государству. Инструкцией от 30 августа 1918 г. по проведению в жизнь Декрета об отделении церкви от государства было особо отмечено, что протестантская церковь с ее исповеданиями подходит под действие данного Декрета. Бесчеловечные методы антицерковной политики большевиков сопровождались репрессиями священнослужителей. Последний пастор общины – Иоганн Фридрих Мельманн (1855 – после 1936), являвшийся с 1914 г. пробстом Правобережья Волги, – официально являлся пастором общины до 1918 г., а затем проживал в Бальцере, но все же навещал свою общину с проповедями. В 1933 г. он был осужден по обвинению в антисоветской деятельности и отправлен в лагерь в Сибири.

В 1931 г. в Президиум ЦИК АССР НП были направлены секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе Меркель насчитывалось 836 верующих, из них 4 человека были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). В 1930-е гг. борьба с религией превратилась в одну из форм социалистического соревнования, обычно приуроченного к какому-либо религиозному празднику. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии церкви в Меркеле 11 марта 1934 г., так как из 616 членов общины 547 высказались за ликвидацию кирхи. Верующим в пользование был оставлен молитвенный дом, однако уже в июне 1934 г. Президиум АССР немцев Поволжья получил сообщение от местных органов власти, что и молитвенный дом в Меркеле перешел к сельсовету «юридически и фактически», а в августе 1934 г. он был переоборудован в сельский клуб, именовавшийся народным домом.

Список пасторов. Пасторы прихода Диттель (Олешня), служившие в общине Меркель. 1769–1770 гг. – Сигизмунд Израэль Бергер/Берген (Sigismund Israel Berger/Bergen). 1770–1772 гг. – приход не имел пастора. 1772–1774 гг. – Готтлиб Май (Gottlieb May). 1774–1780 гг. – приход не имел пастора. 1780–1782 гг. – Лаврентий Альбаум (Laurentius Ahlbaum). 1782–1793 гг. – приход не имел пастора. 1793–1798 гг. – Иоганн Генрих Бук (Johann Heinrich Buck). 1798–1801 гг. – приход не имел пастора. 1801–1815 гг. – Карл Якоб Фрюауф (Karl Jakob Frȕauf). 1815–1819 гг. – приход не имел пастора. 1819–1835 гг. – Андреас Гааг (Andreas Haag). 1835–1862 гг. – Готтхард Алексис Марпург (Gotthard Alexis Marpurg). 1863 г. – колония не имела пастора. 1864–1880 гг. – Эрнст Готтфрид Карролиен (Ernst Gottfried Carrolien). 1880–1887 гг. – приход не имел пастора. 1887–1892 гг. – Август Юлиус Тидеманн (August Julius Tiedemann). 1893–1927 гг. – Иоганн Фридрих Мельманн (Johann Friedrich Mȍllmann).

Численность населения. В 1767 г. число колонистов в Меркеле составляло 110 человек, в 1773 г. их насчитывалось 141, в 1788 г. – 166, в 1798 г. – 213, в 1816 г. – 361, в 1834 г. – 606, в 1850 г. – 1010, в 1859 г. – 1236, в 1886 г. – 1176 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Меркеле проживало 1208 человек, из них 1195 немцев. По состоянию на 1904 г., в селе насчитывалось 2137 человек, в 1911 г. – 2469 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Меркеле проживало 1301 человек. На численности населения поволжских колоний сказались последствия голода начала 1920-х гг. В 1921 г. в селе родились 78, а умерло 64 человека. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Меркеле проживало 1212 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., село насчитывало 1437 человек, из них 1435 были немцами. В 1931 г. в Меркеле проживало 1664 человек, все они были немцами.

Село сегодня. Ныне с. Макаровка Жирновского района Волгоградской области. Наблюдая за жизнью этого села, можно сделать печальный вывод, что оно находится на грани исчезновения, и скоро уже не будет значиться на карте Волгоградской области. С каждым годом сокращается количество жителей и число домов. В современной Макаровке сохранилось менее 10 строений, более половины из которых пустует. Все сохранившиеся дома немецкой постройки, один из них – из красного кирпича. В настоящее время селе проживает всего несколько семей.

Сочинения

Die Letten, vorzüglich in Liefland, am Ende des philisophischen Jahrhunderts. Leipzig, 1797 (Russische Ausgabe – ЧОИДР (ChOIDR), 1870. Bd. 1; lettische Ausgabe – 1905); Hume’s und Rousseau’s Abhandlungen über den Urvertrag nebst einem Versuch über die Leibeigenschaft, den Liefländischen Erbherren gewidmet. Leipzig, 1797; Die Rückkehr ins Vaterland. Ein Halbroman. [Kopenhagen], 1798; Supplement zu den Letten, oder Erklärung über die im zehnten Stück des Intelligenz-Blattes der allgemeinen Literatur-Zeitung erschienene Anfrage des Herrn von Brasch, nebst einer Urkunde von G. Merkel. Weimar, 1798; Die Vorzeit Lieflands. Ein Denkmal des Pfaffen- und Rittergeistes. Bd. 1–2. Berlin, 1798–1799 (lettische Ausgabe – 1906); Wanem Imanta. Leipzig, 1802; Ist das stete Fortschreiten der Menschheit ein Wahn? Riga, 1810; К жителям Остзейских Провинций России // Вестник Европы, 1812. Ч. 64. С. 306–309; Положение Европы в Декабре 1812 года // Там же. Ч. 65–66; То же // Сын Отечества, 1813. Ч. III-V; Нынешние замыслы Наполеона (Из Зрителя) // Там же. Ч. V. С. 211–215 – An die Bewohner der Ostseeprovinzen von Russland // Europakurier, 1812. Teil 64. S. 306–309; Lage Europas im Dezember 1812  // Ebenda. Teil 65–66; Dasselbe// Sohn des Vaterlandes, 1813. Teil III–V; Aktuelle Absichten Napoleons (Aus dem „Zuschauer“) // Ebenda. Teil V. S. 211–215; Ein Bewohner Moskwa’s an seine Landsleute. Im Oktober 1812. Spb.: gedrukt bei Drechsler // Aufsätze während des Krieges geschrieben. Heft 1. Riga, 1813. S. 9–10; Жизнь и военные подвиги генерала Моро. Рига, 1814; Доказательства, что наполовину дешевле есть землю возделывать наемными работниками, нежели крепостными // Труды Вольного экономического общества, 1814. Т. 66. С. 106–127 – Leben und Kriegserrungenschaften des Generals Moreau. Riga, 1814; Beweise, dass es halb um die Hälfte billiger ist, die Erde durch Leihkräfte, als durch Leibeigene Bauern zu bestellen // Werke der Freien wirtschaftlichen Gesellschaft, 1814. Bd. 66. S. 106–127; Über Deutschland, wie ich es nach einer zehnjährigen Entfernung wieder fand. Bd. 1–2. Riga, 1818; Die freien Letten und Esthen. Eine Erinnerungsschrift zu dem am 6 Januar 1820 in Riga gefeierten Freiheitsfeste. Riga, 1820; Darstellungen und Charakteristiken aus meinem Leben. Bd. 1. Lepzig, 1839; Bd. 2. Riga-Mitau, 1840; Izlase. Rīga, 1969.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. – Часть I; Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды: Камышинский и Царицынский. Лит. Л–Ф. Печатан под наблюдением С. А. Щеглова. Саратов: Тип. Губ. земства, 1901. Приложение к Трудам Саратовской Ученой Архивной Комиссии; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Petri H. Kirche und Schule in den ersten Jahrzehnten evangelischer wolgadeutscher Gemeinden // Ostdeutsche Wissenschaft. Jahrbuch des Ostdeutschen Kulterrates. Band VII. München, 1960; Pallas P.S. Reise durch verschiedene Provinzen des Rußischen Reichs in den Jahren 1768–1773. – 3 Bd. – СПб., 1771–1776.

Источники

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 2684, 4187, 4854, 9011, 9298, 10081, 13630, 14592; Ф. 637. Оп. 2. Д. 3769; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 107; Д. 890. Л. 28, 34; Д. 1062. Л. 173; ГАВО. Ф. 221. Оп. 1.

Автор: Лиценбергер О.А.

Задать вопрос