БЕНУА Алексей Леонтьевич (1838–1902), архитектор, художник, автор проектов и строитель «многих красивейших зданий» в Туркестанском крае.

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

БЕНУА Алексей Леонтьевич (21 июня 1838, Санкт-Петербург – 25 мая 1902, Красноводск), архитектор, художник, автор проектов и строитель «многих красивейших зданий» в Туркестанском крае. Внук Леонтия (Луи-Жюль-Сезар-Огюст) Николаевича Бенуа (1770–1822), придворного метрдотеля императора Павла I и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, основоположника русской ветви талантливых архитекторов, художников, писателей, музейных работников, купцов. По приезду из Франции в 1794 г. Л.Н. Бенуа женился на фрейлине Екатерине (Анне-Катерине) Андреевне Гропп из многочисленной немецкой семьи лейб-медика. Племянник Николая Леонтьевича (Людовиковича) Бенуа (1813–1898), профессора архитектуры, главного архитектора Петергофа, строителя Фрейлинского дома в нем, где сейчас находится «Музей семьи Бенуа». Отец – Леонтий Леонтьевич (Людовикович) Бенуа (1801–1885), чиновник Общества Царскосельской железной дороги, старший брат Николая Леонтьевича. Римско-католического вероисповедания. После окончания немецкой школы при лютеранской церкви Святых Апостолов Петра и Павла (Петришуле), затем Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (12 сентября 1865) в звании «свободного художника с правом производить строения и вступления на службу, какую пожелает», обратился с просьбой к императору Александру II «об определении его на службу в распоряжение Туркестанского генерал-губернатора». Просьба была удовлетворена. Ректор Академии художеств А.Р. Ремизов рекомендовал его с «отличной стороны, как хорошего художника, знающего дело архитектора и честного человека». С 20 июня 1874 г. приказом (№ 177) по военно-народному управлению Туркестанского генерал-губернаторства определен на службу в распоряжение Туркестанского генерал-губернатора. Тем же приказом от 8 февраля 1875 г. (№ 23) был назначен членом Сырдарьинского строительно-дорожного комитета, где была «сосредоточена деятельность по руководству застройкой Ташкента», с зачислением в этой должности с 1 ноября 1874 г. С 8 мая 1875 по 1877 г. был прикомандирован в распоряжение военного губернатора Семиреченской области: занимался аранжировкой Казенного сада и участвовал (совместно с военным инженером С. Янковским и архитектором П. Гурле) в строительстве мужской гимназии в г. Верном (Алматы), строил дома в Ауле-Ата (Тараз), проводил районную планировку селения Казанско-Богородское на р. Узун Агач, строил в нем церковь, сельское училище, дома переселенцев, проектировал часовню на братской могиле павшим воинам в Узунагачском сражении 1860 г., занимался строительством мостов, впервые осуществлял противоселевые мероприятия: возводил дамбы, строил укрепления на берегах горных рек. Приказом от 1 апреля 1877 г. (№ 133) зачислен младщим архитектором Сырдарьинского областного управления в составе создававшихся под эгидой военных инженеров строительных отделов. Совместно с инженером Белохой занимался (1877) переустройством интерьера «Белого Дома» (здание Сената на площади Мустакиллик), места пребывания и резиденции туркестанстанских генерал-губернаторов: им создан парадный Георгиевский зал, позднее в 1883–1884 гг. он обогатил фасад этого одноэтажного здания резным деревянным декором в русском стиле. Однако некоторая амбициозность характера и житейские пристрастия порою определяли, как свидетельствует из рапорта военного губернатора Сырдарьинской обл. от 15 августа 1878 г., «неаккуратное исполнение возложенных на него поручений». Туркестанский генерал-губернатор К.П. фон Кауфман покровительствовал А.Л. Бенуа и предложил, «если он будет уволен, то может быть принят по вольному найму чертежником». 7 октября 1878 г. был назначен чертежником в строительный комитет при Туркестанском генерал-губернаторе, затем 31 октября 1878 г. временно направлен в распоряжение Туркестанского генерал-губернатора, но 28 апреля 1879 г. уволен, согласно прошению, по собственному желанию из «списка служащих лиц». Работал по частному найму. В конце 1882 г. вновь зачислен на государственную службу в строительный отдел Зеравшанского округа в должности самаркандского городского архитектора. 7 января 1885 г. начальник Зеравшанского округа ходатайствует о представлении его к производству в первый классный чин, но документы не были оформлены. После 1887 г. принят в строительный комитет при Туркестанском генерал-губернаторе. Последние годы жизни служил архитектором Туркестанского таможенного округа в г. Красноводске, в котором им было построено прекрасное в мавританском стиле здание вокзала. Но служебные обязанности тяготили художника, он «не задерживался подолгу на одном месте», отдавая предпочтение работе «по частному найму». Им были спроектированы и построены жилые дома в Ташкенте и других городах, здания почтово-телеграфных станций и православных церквей во многих сельских районах края, церковному зодчеству придавал большое значение (церковь Рождества Богородицы в с. Вревское, храмы в с. Тоболино, Обручевка, Ванновка, Балыкчи, Высокое, Белые Воды и др.). «Проектировал много, – как отмечал ведущий специалист научно-исследовательского института по консервации и реставрации памятников архитектуры Узбекистана Э.Жданов, – от дворцов, которые украшают край и ныне, до сторожевых караулок и пометочных столбов на мостах шоссейных дорог». В Ташкенте принимал участие в строительстве мужской и женской гимназий (1878–1883, проект С. Янчевского). Был автором проекта дворца опального великого князя Константина Николаевича Романова, построенного в 1889–1891 гг. под руководством гражданского инженера В.С. Гейцельмана в романском стиле и имевшего в плане силуэт двухглавого орла (Дом приемов Министерства иностранных дел Республики Узбекистан). В 1881 г., победив в конкурсе, подготовил, используя элементы прибалтийской готики, первый проект евангелическо-лютеранской кирхи, работал над ее архитектурным планом до 1896 г. Строительство завершено в 1899 г., но здание кирхи по его замыслу осталось недостроенным: в пояснительной записке (сентябрь 1891) Бенуа пишет о том, что в архитектурном плане заложен дополнительный запас прочности, чтобы позднее «вместо звонницы на нем построить приличную колокольню», но из-за нехватки средств этот вопрос с годами был снят сам собой. В 1881–1887 гг. участвовал в перестройке жилого дома полковника Тартарковского в учительскую семинарию, в 1898 г. Е.П. Дубровин пристроил при ней по проекту А.Л. Бенуа домовую пятиглавую церковь им. св. Александра Невского (снесена в 2009). Он автор проектов городской думы (1898) и коммерческого банка. Особым объектом творчества художника была сельскохозяйственная, научная, художественная и кустарно-промышленная выставка в Ташкенте в 1890 г., устроенная в честь 25-летия присоединения Ташкента к России. Для нее им были спроектированы и построены несколько павильонов и ворота в городской сад, выполненные в традиционном русском московском стиле XVII в. Срочной телеграммой инженера Х. Гельмана от 9 ноября 1893 г. был приглашен для составления проекта и сметы на постройку дворца бухарских эмиров в Новой Бухаре (Каган) и оформления некоторых частей его декора, 25 ноября прибыл в Бухару, 16 декабря представил эмиру эскиз проекта дворца (одобрен эмиром и возвращен А.Л. Бенуа 27 декабря 1893). По его проекту загородный дворец эмира Сейид Абд ал-Ахада Бахадур-хана (правил 1885–1910) построен к началу 1898 г. в мавританском, с элементами барокко, ампира, псевдорусского модерна архитектурном стиле, с редким по красоте и стилю декором, исполненным также по эскизам Бенуа. Ныне дворец бухарских эмиров в Кагане, расположенном на расстоянии 16 км от Бухары, в бывшем поселке железнодорожников Закаспийской железной дороги и дипломатических сотрудников Политического агентства России в Бухаре, является наиболее примечательной его постройкой. Его проекты отличались не только особой изящностью и утонченностью. Он имел обыкновение оформлять их в красках. Они представляли собой всегда оригинальное художественное произведение. Исследователь градостроительства Туркестана В.А. Нильсен отмечал: «Обычно небольшие по формату проекты А.Л. Бенуа были красиво прорисованы и покрашены акварелью в чистых, ярких тонах в общей зелено-коричневой гамме и наглядно свидетельствовали о том, что их делал большой художник». Стиль жизни «свободного художника», особенности его непростого характера «позволяют предполагать», что, несмотря на разностороннюю одаренность, природный талант, трудолюбие, высокий профессионализм, красоту фантазии, широту знаний и душевную доброту, он был «скорее одинок, чем обладал большим количеством друзей», – отметит В.А. Нильсен. Газета «Русский Туркестан» № 114 за 1902 г. опубликовала крохотную заметку: «25 сего мая скончался один из старых туркестанских деятелей, архитектор Туркестанского таможенного округа А.Л. Бенуа. Туркестанцы знакомы с личностью покойного Алексея Леонтьевича по тем постройкам, которые возведены по его проектам и отличаются художественностью и оригинальностью замысла» (некролог об умершем купце, помещенный в том же номере занимает почти половину газетного листа).

Жена Наталия Николаевна (урожд. Эйлобке, 1850–?), дочь отставного коллежского регистратора, православная, венчание проходило в Петербурге во Введенской церкви лейб-гвардии Семеновского полка 6 ноября 1874 г. Поручителем жениха были студент Петербургского университета Петр Иванович Храбро-Василий и коллежский советник лекарь Петр Александрович Загорский; со стороны невесты – петербургский купец Александр Александрович Бенуа и коллежский советник Юлий Юльевич Эйхтор. По состоянию на 1882 г., детей не было. Дальнейший состав семьи не выяснен (17 июня 1887 в Ташкент из Петербурга была послана телеграмма с просьбой сообщить, где находится архитектор Алексей Леонтьевич Бенуа, так как «семья с ноября без известий»).

Архивы

ЦГА РУз. Ф. И–1. Оп. 1. Д. 462. Л. 8–10, 12–16; Оп. 20. Д. 9084; Оп. 28. Д. 35. Л. 507; Оп. 31. Д. 47. Л. 20; Оп. 33. Д. 203. Л. 52, 367–369; Ф. И–3. Оп. 1. Д. 76. Л. 1–17; Ф. И–5. Оп. 1. Д.1150. Л. 19; Ф. И–17. Оп. 1. Д. 517, Д. 34944. Л.1–8, 12об. Д. 38122. Л. 1–3; Ф. И–18. Оп. 1. Д. 11080. Л. 3.

Литература

Туркестанские ведомости. 1879. №19; 1902, № 144; Елгин Ю.А. Православное церковное зодчество юга Казахстана (ХIХ – начало ХХ вв.) // К истории христианства в Средней Азии. – Ташкент, 1998. –С. 65–87; Нильсен В.А. У истоков современного градостроительства Узбекистана (ХIХ – начало ХХ вв.). – Ташкент, 1988. – 208 с.; Жданов Э.Г. «Туркестанский» Бенуа // Наше Наследие. 2011. № 98; Голендер Б.А. Мои господа ташкентцы. – Ташкент, 2007. 

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Подняться вверх