РЕЙНГАРДТ (Reingardt, Рыновка, Осиновка), ныне с. Осиновка Энгельсского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги.

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
с. Осиновка. Деревянные дома. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
с. Осиновка. Деревянный дом начала ХХ в. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
с. Осиновка. Кирпичный дом с карнизом. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
Проект евангелическо-лютеранской церкви в с. Рейнгардт. Архитектор К. Лагус. 1850 г.

РЕЙНГАРДТ (Reingardt, Рыновка, Осиновка), ныне с. Осиновка Энгельсского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги на левом берегу реки Большой Караман. Находилась в 340 верстах от Самары, в 35 верстах от Саратова, в 15 верстах от волостного села Мариенталь (Тонкошуровка). С 1871 г. до октября 1918 г. входила в Караманскую (Тонкошуровскую) волость Новоузенского уезда Самарской губернии.

После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Рейнгардт являлось административным центром Рейнгардтского сельского совета Тонкошуровского (Мариентальского) кантона. В 1926 г. в Рейнгардтский сельский совет входили село Рейнгардт, выс. Мечетка, хуторы Шефер, Базнер, Камер, Арнст. С 1922 г. с. Рейнгардт относилось к Красноярскому кантону Республики немцев Поволжья. В конце 1927 г. в Немреспублике была проведена административно-территориальная реформа и Постановлением ВЦИК РСФСР «Об изменениях в административном делении АССР НП и о присвоении немецким селениям прежних наименований, существовавших до 1914 г.». Красноярский кантон был ликвидирован, а село Осиновка передано в Тонкошуровский (Мариентальский) кантон. В 1935 г. Красноярский кантон был восстановлен.

Немецкая колония Рейнгардт была основана 15 июля 1766 г. Вербовкой колонистов и созданием данной вызывательской колонии занимались частные предприниматели – женевец Пите (Pictet) и француз ле Руа (le Roy). Свое немецкое название колония получила по имени первого старосты Иоганна Кристиана Рейнгардта, 38-летнего купца из Саксонии, прибывшего в Россию вместе с женой Анной Маргаретой, 19 лет. Второе официальное русское название, присвоенное колонии согласно Указу 26 февраля 1768 г. – Осиновка.

Основателями Рейнгардта стали 86 колонистов из Саксонии, Мекленбурга, Бранденбурга, других немецких земель, а также Дании и Швеции. Большинство колонистов являлись лютеранами, лишь трое детей по фамилии Лаубер, в возрасте от 14 до 19 лет, потерявшие родителей и проживавшие в лютеранской семье отчима Пауля Генриха Ролофа, являлись католиками.

Среди первых 33 домохозяев было 22 цеховых ремесленника (так при составлении списков первых поселенцев были записаны в этой колонии представители неземледельческих специальностей), один купец – форштегер колонии и один лютеранский пастор, холостой 26-летний Карл Кристиан Кениг из Саксонии, который в России решил оставить священническую деятельность, нанялся в работники и занялся хлебопашеством.

В первые годы после поселения экономическое положение жителей села было нестабильным. В январе 1769 г. колонисты Рейнгардта и еще 11 колоний вызывателя ле Руа обратились с письмом в Контору с жалобами на дирекцию, по вине которой, по их мнению, они «терпели крайнюю нужду». Положение колонистов еще более усугубилось после нашествия киргиз-кайсаков и армии Пугачева. В 1774–1776 гг. колония несколько раз подвергалась нападению киргиз-кайсаков (так в то время именовалось тюркское племя, сохранившее родовой быт и кочевой образ жизни). Являясь мусульманами, киргиз-кайсаки осуществляли из приволжских степей постоянные набеги на немецкие колонии Левобережья Волги, разоряя христианские церкви, уводя в плен колонистов, сжигая дома, убивая непокорных. Колонисты создавали заградительные отряды, обращались за помощью к императрице Екатерине II, организовывали выкуп пленных, которых, по подсчетам историка Я. Дитца, могло быть около 2500 человек. Русское правительство, осознавая опустошительные последствия набегов, кочевников обнесло колонии рвами, валами и бастионами и создало регулярные отряды для охраны пограничных степных рубежей.

Однако развитие колонии не останавливалось. Далеко за пределами села была известна ветряная мельница, построенная еще в 1770-е гг. Она отличалась от мельниц в остальных колониях наличием четырех колес, каждое из которых было предназначено для определенного вида работ от обмолота до изготовления крупчатки и муки. По сведениям Центрального статистического комитета, в 1859 г. в колонии имелось уже пять ветряных мельниц. Успешное в целом развитие колонии затруднялось отсутствием решения одной из важнейших проблем – малоземелье колонистов. За время между 5-й (1788) и 8-й (1834) ревизиями население колонии увеличилось почти в три раза. По ведомости колоний иностранных поселенцев колонисты были наделены землей в ходе 8-й ревизии 1834 г. по 15 десятин на душу мужского населения. По ревизии 1857 г. количество надельной земли значительно уменьшилось и составляло уже около 6,2 десятин на душу, что отрицательно сказывалось на стабильности колонистских хозяйств.

Малоземелье стало причиной стремления ряда колонистских семей к переселению за пределы Рейнгардта и заставило колонистов создавать дочерние колонии. В 1849 г. более 40 семей из Рейнгардта вместе с выходцами из Шефера (Липовки) основали колонию Фрезенталь (Ней-Шефер, Шивское, Ново-Липовка, ныне c. Новолиповка Советского района Саратовской области). Однако и после создания дочерних колоний население колонии постоянно росло. Согласно данным Самарского Губернского Статистического Комитета в 1910 г. в Рейнгардте насчитывалось 218 дворов.

После прихода большевиков к власти размеренная жизнь колоний остановилась. Весной 1921 г. многие немецкие поселения были охвачены восстанием против советского режима. С марта по апрель в руках повстанцев находились Старица, Шульц, Шефер, Зельман, Бальцер, Мариенталь и др. населенные пункты. Штаб восставших голодных крестьян, как он себя называл, издал приказ о мобилизации всех мужчин немецких поселений Осиновка, Липовка, Липов Кут и Луговая Грязнуха и приказал под угрозой расстрела немедленно прибыть в с. Звонарев Кут для организации вооруженного сопротивления красноармейским отрядам. 1 апреля Рейнгардт был захвачен красными отрядами. После подавления восстания, по решению выездной сессии Ревтрибунала, сотни участников движения были расстреляны, а их имущество конфисковано. В годы советской власти в селе имелись кооперативная лавка, сельскохозяйственное кредитное товарищество, работала передвижная библиотека, был создан колхоз «Ротер Кемпфер» («Красный борец»), организована машинно-тракторная станция. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Осиновка.

Школа и обучение детей. В церковно-приходской школе, появившейся в селе с момента основания, обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. До строительства первой церкви в 1809 г. учебные занятия проходили в здании единого школьно-молитвенного дома. По сведениям Центрального статистического комитета, в 1859 г. в колонии имелось две школы, так одна уже не вмещала всех детей в возрасте от 7 до 15 лет, обязанных получить начальное образование.

Церковь уделяла воспитанию и образованию детей особое внимание. Церковные школы, как правило, располагались в едином школьно-молитвенном доме, реже в отдельных зданиях. Обучали в церковных школах чтению молитв, церковному пению и письму. Учителями были кюстеры-шульмейстеры, имевшие навыки учебной работы. На начальной стадии обучения учитель читал материал, а дети повторяли его вслух. Каждый учащийся вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки. Всем учебным предметам придавался религиозный характер, а материалом для чтения служили религиозные книги. Учитель не щадил учеников за ошибки и мог применять к ученикам телесные наказания. К концу ХIХ в. курс обучения в школах постепенно стал расширяться, в него были включены грамматика, арифметика и иные предметы. С 7 лет дети воспитывались в повседневном труде и были обязаны помогать родителям в ремеслах, промыслах и на сельскохозяйственных работах.

Кроме церковно-приходской школы в колонии в конце ХIХ в. действовала земская школа, в которой дети изучали русский язык. Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. более чем из 2000 жителей села 273 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет. В 1906 г. в земской школе обучалось 32 мальчика, 21 девочка и работало три учителя. Обе школы содержались на средства церковной общины. 25 октября 1908 г. сельское общество приняло решение передать церковную школу в ведение земства при условии строительства на средства земства нового школьного здания, так как старая церковная школа находилась в аварийном состоянии. В годы советской власти церковно-приходская и земская школы были закрыты и перепрофилированы в начальную школу.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. До 1820 г. колония Рейнгардт относилась к приходу Розенгейм (Подстепное). С 1820 г. община Рейнгардта стала центром евангелическо-лютеранского прихода Рейнгардт (Осиновка). К приходу Рейнгардт также относились церковные общины немецких колоний Рейнвальд (Старица), Шульц (Луговая Грязнуха), Урбах (Липов Кут), Шефер (Липовка). Рейнгардт не являлся самым крупным селом в приходе, например, община Рейнвальд (Старицкое) по состоянию на 1910 г. насчитывала 5033 прихожан, однако Рейнвальд не являлся центром прихода. Приход Рейнгардт в 1905 г. насчитывал 14 527 прихожан.

Первая деревянная церковь в Рейнгардте была возведена в 1809 г. До ее строительства колонисты проводили богослужения в едином школьно-молитвенном доме, появившемся в селе в год основания колонии. В 1820 г. после решения Саратовской консистории о том, что Рейнгардт становится центром вновь созданного прихода, прихожане всерьез задумались о необходимости соответствия сельской церкви статусу приходской. Однако сразу перестроить старую кирху не удалось из-за отсутствия средств, затем приход столкнулся с проблемой отсутствия собственного священнослужителя и в течение четырех лет вынужден был решать проблему поиска собственного пастора, а не строительства нового богослужебного здания. После появления в селе приходского священника необходимо было задуматься о строительстве для него нового пастората, работы по возведению которого завершились в 1838 г.

Лишь в 1849 г. старая церковь, ставшая теперь приходской, была несколько перестроена и немного увеличена в размерах. Однако колонисты, учитывая конкуренцию с соседними общинами, понимали, что их кирха, имея статус приходской, должна ему соответствовать, и уже с 1851 г. начался сбор средств на строительство новой церкви. Процесс строительства церквей в колониях – от принятия общиной решения до освящения церкви был достаточно длительным и порой занимал десять лет и более. В Государственном архиве Саратовской области хранится дело «О постройке евангелическо-лютеранской церкви в колонии Осиновка Самарской губернии», датированное 1863–1868 гг. Согласно материалам дела, проект осиновской церкви был разработан архитектором Саратовской Конторы опекунства иностранных Фердинандом Лагусом. Проект был утвержден общим присутствием Саратовской губернской строительной и дорожной комиссии 9 февраля 1850 г. Однако закладка первого камня в основание церкви была произведена только 12 октября 1863 г. В 1864 г. община Рейнгардта заключила договор на изготовление для строящейся церкви алтаря и церковной кафедры с известным саратовским мастером И. Бадровым.

Только к концу 1865 г. на месте старой маленькой церкви была построена новая кирха. Она также была деревянной, но стояла на высоком каменном фундаменте. Ее торжественное освящение состоялось 8 декабря 1865 г., однако в течение нескольких лет после освящения продолжались заключительные отделочные работы. Лишь 2 декабря 1868 г. был составлен акт освидетельствования построенной церкви. Новое церковное здание было довольно просторным по сравнению со старым и имело скамьи для 800 молящихся. Недалеко от церкви находились деревянная звонница, каменный молитвенный дом, колодец, вокруг церкви был разбит небольшой сад. Церковная община имела в собственности конюшни и погреб для хранения сельскохозяйственных продуктов.

Первым пастором прихода являлся Людвиг Гельм из Мекленбурга, изучавший теологию в Ростоке и ординированный в 1736 г. В 1766 г. он присоединился в Любеке к первым колонистам и после прибытия в Россию служил в приходе в 1767–1785 гг. Время от времени между духовенством и колонистами возникали конфликты. В 1776 г. пастор Гельм обратился с жалобой на колонистов в Контору опекунства. По словам священника, колонисты его прихода «духовныя учреждения пренебрегают», не следят за сохранностью церковных строений и не производят их ремонт. Контора распорядилась о «понуждении» колонистов к посещению богослужений.

Влияя на духовное развитие колоний и их внутреннюю организацию, лютеранская церковь регулировала и другие стороны жизнедеятельности паствы. В первой половине ХIХ в. была утверждена инструкция колонистскому духовенству, с содержанием которой оно было обязано ознакомиться при вступлении в должность. Священникам вменялось в обязанность не только, например, вести метрические книги, но и заниматься хлебопашеством, а также разводить тутовые деревья и тутового шелкопряда.

В начале ХIХ в. и в 1826–1830 гг., после смерти пастора Гастхоффера, два прихода – Рейнгардт и Неб (Рязановка), созданные в 1820 г., были объединены под руководством одного пастора Давида Флиттнера. Причиной этому являлась нехватка священников в немецких колониях Поволжья. Несмотря на сокращение числа общин в приходах, проведенное суперинтендентом Саратовской консистории Игнатием Аурелием Фесслером, положение в лютеранских общинах оставалось далеким от идеала. Чтобы проповедовать во всех общинах прихода пастор был вынужден проходить не менее 225 верст по 6–7 раз в год.

Малочисленность центральной приходской общины и наличие в Рейнгардте небольшой деревянной церкви приводили к постоянному соперничеству Рейнгардта с другими общинами прихода, в частности с Шефером и Рейнвальдом за право стать центром прихода и пригласить к себе для постоянного проживания пастора. В 1905 г. в Шефере была построена самая большая среди поволжских лютеранских колоний кирха. Она сохранилась по настоящее время. Количество мест в ней (четыре тысячи) более чем в два раза превышало количество населения в селе. В 1913 г. кирпичная лютеранская кирха, также сохранившаяся по настоящее время, была возведена в Рейнвальде. Однако революционные события 1917 г. прервали ход истории лютеранства в Поволжье.

Последний пастор прихода – Вильгельм Миллер в 1921 г. эмигрировал из России. Такой же была ситуация и во многих других приходах. В 1924 г. в Поволжье в среднем на четыре тысячи лютеран приходился всего один проповедник, 26 многотысячных осиротевших приходов годами жили без священнослужителей. Недостаток пасторов привел к возвышению кюстеров. В 1925 г., не имея собственного пастора, общины прихода Рейнгардт попали под влияние кюстера Якоба Фрицлера, провозгласившего себя епископом и ставшего основателем Свободной Лютеранской церкви в Поволжье.

Советская историография 1920-х гг. оценивала положение в немецких колониях следующим образом: «Официальная Лютеранская церковь очень встревожена ростом этого движения и делает все от нее зависящее, чтобы парализовать его. Что касается отношения сект к советской власти, то живая немецкая Церковь… выпустила декларацию с «признанием» постановлений XIII-го съезда, с приветствием отделения церкви от государства и с выражением особого удовлетворения по поводу мероприятий по ликвидации безграмотности и пр., и пр. и с выражением готовности принять посильное участие в культурных начинаниях советской власти». К середине 1930-х гг. все лютеранские общины в независимости от того относились ли они к официальной или новой церкви прекратили свое существование.

В 1931 г. Президиум ЦИК АССР НП получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе Рейнгард насчитывалось 467 верующих, из них 43 были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). Президиум ЦИК предложил ускорить процесс ликвидации в селе церкви. 20 января 1934 г. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии храма. Основанием для этого решения стал тот факт, что из 251 члена церковной общины 234 высказались за закрытие кирхи.

Список пасторов. Пасторы прихода Розенгейм (Подстепное), служившие в общине Рейнгардт. 1767–1785 гг. – Людвиг Гельм (Ludwig Helm). 1786–1788 гг. – Лаврентий Альбаум (Laurentius Ahlbaum). 1788–1792 гг. – Клаус Петер Лундберг (Klaus Peter Lundberg). 1792–1815 гг. – Кристиан Фридрих Егер (Christian Friedrich Jäger). 1816–1820 гг. – Франц Гельц (Franz Hölz). Пасторы прихода Рейнгардт. 1821–1826 гг. – Иоганн Гастхоффер (Johann Hasthoffer). Пасторы прихода Неб (Рязановка), служившие в общине Рейнгардт. 1826–1830 гг. – Давид Флит(т)нер (David Flit(t)ner). Пасторы прихода Рейнгардт. 1830–1841 гг. – Иоганн Христиан Линдбла(д)тт (Johann Christian Lindbla(d)tt). 1842–1851 гг. – Фердинанд Магнус Мазинг (Ferdinand Magnus Masing). 1853–1880 гг. – Иоганн Гуппенбауэр (Johannes Huppenbauer). 1883–1896 гг. – Карл Теодор Гельц (Karl Theodor Hölz). 1897–1908 гг. – Иоганн Саломо Куфельд (Johannes Salomo Kufeld). 1912–1921 гг. – Вильгельм Миллер (Wilhelm Miller).

Численность населения. В 1767 г. в Рейнгардте проживало 89 иностранных колонистов, в 1773 г. их насчитывалось 100 человек, в 1788 г. – 116, в 1798 г. – 162, в 1816 г. – 291, в 1834 г. – 578, в 1850 г. – 641, в 1859 г. – 828, в 1889 г. – 1348 человек. В 1878 г. 23 жителя колонии выехали в Америку. По переписи населения 1897 г. в Рейнгардте проживало 1301 человек, из них 1290 были немцами. По состоянию на 1905 г., в селе насчитывалось 2038 человек, в 1910 г. – 2135 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Рейнгардте проживало 1437 человек, все они были немцами. В 1921 г. в селе родилось 46, а умерло 117 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Рейнгардте насчитывалось всего 825 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., в селе проживало 853 человека (402 мужского пола и 451 женского пола), из них – 844 немцев (399 мужчин и 445 женщин), здесь насчитывалось 178 домохозяйств, из них 174 немецких. В 1931 г. в селе проживало 1085 человек, из них – 1062 немца.

Село сегодня. Ныне с. Осиновка Энгельсского района Саратовской области. Современная Осиновка насчитывает около 1200 жителей и по площади занимает менее половины дореволюционного Рейнгардта. Немецкая застройка сохранилась в Осиновке лишь частично. На въезде в село новая часть Осиновки – современные двухэтажные многоквартирные дома послевоенной постройки. Прежняя немецкая планировка претерпела существенные деформации при строительстве последних десятилетий. Старое школьное здание не сохранилось. Современная школа занимает два здания – для среднего звена (построено в 1976) и для начальных классов (переоборудовано в 1986). С 1990 г. в школе действует краеведческий музей. По состоянию на 2010 г., в средней общеобразовательной школе с. Осиновка обучалось 154 ученика и работало 14 учителей.

В старой части села еще можно увидеть типичные для немецких колоний деревянные жилые дома. В селе сохранился лишь один кирпичный дом, отличающийся от современных построек характерным для немецкого зодчества орнаментом под крышей. Деревянное здание бывшей приходской церкви, построенное в 1865 г., было разобрано на стройматериалы в послевоенные годы. На месте многих немецких домохозяйств, бывшей кирхи и других общественных зданий – пустыри. Немецкое кладбище не сохранилось.

Архивы

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 249. Л. 29; Оп. 3. Д. 34; Ф. 637. Оп. 2. Д. 3039; ГИАНП. Ф. 248. Оп. 1. Д. 1–157; Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 57–66; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 62; Оп. 2. Д. 4.

Литература

Герман А.А., Иларионова Т.С., Плеве И.Р. История немцев России. Учебное пособие. – М., 2005; Гросс Э. Автономная Социалистическая Советская Республика немцев Поволжья. – Покровск, 1926; Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. – Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине ХVIII века. – М., 1998; Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 4. Kolonien Reinhardt – Warenburg. – Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 2008; Terjochin S. Deutsche Architektur an der Wolga. – Berlin/Bonn, 1993; Deutsche Volkszeitung. – 30. November 1908. – №18.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Изменения в статье:
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Подняться вверх