НЕБ (Näb, Нэб, Резановка, Рязановка), ныне с. Рязановка Марксовского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги.

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
с. Рязановка. Здание бывшей школы. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
с. Рязановка. Улица. Фото Е. Мошкова. 2010 г.

НЕБ (Näb, Нэб, Резановка, Рязановка), ныне с. Рязановка Марксовского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги на р. Тащанка у места впадения ее в Волгу. Находилась в 300 верстах от города Самары, в 145 верстах от уездного города Николаевска, по торговому тракту из Николаевска в Саратов. С 1871 г. до октября 1918 г. волостное село, центр Рязановской (Панинской) волости Николаевского уезда Самарской губернии. В Рязановскую волость по состоянию на 1910 г. входили немецкие лютеранские населенные пункты Рязановка, Унтервальден, Сузанненталь, Баскаковка, Брокгаузен и Гоккерберг.

После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Неб являлось административным центром Небского сельского совета Марксштадтского кантона. В 1926 г. в Небский сельсовет входили с. Неб, хуторы Биркенграбен, Даммграбен и Кельке. С 1 января 1935 г., после выделения Унтервальденского кантона из Марксштадтского, и до ликвидации АССР немцев Поволжья в 1941 г. с. Неб относилось к Унтервальденскому кантону.

Колония основана в 1767 г. вызывателем бароном Кано де Борегардом из 44 семей колонистов, выходцев преимущественно из Вюртемберга, Дармштадта и Эльзаса. Эти семьи прибыли в Поволжье поздней осенью – в начале зимы 1766 г. и были вынуждены временно остановиться в уже основанных ранее колониях. Списка первых поселенцев Неба не существует, так как колония была основана после проведения переписи колонистов в поволжских колониях. Вместе с Небом также были образованы еще 10 новых близлежащих колоний – Базель, Берн, Брокгаузен, Гоккерберг, Гларус, Люцерн, Кинд, Унтервальден, Цуг, Шафгаузен.

Свое название колония получила в честь колониста по фамилии Неб, избранного форштегером колонии, точные сведения о нем не сохранились по причине отсутствия списков первых поселенцев. Второе официальное русское название – Резановка – было дано колонии бароном Борегардом в честь главного судьи Саратовской Конторы иностранных поселенцев Ивана Резанова. Указ 26 февраля 1768 г., закрепивший за колониями русскоязычные названия, сохранил наименование Резановка. Со временем название модифицировалось и превратилось в Рязановку.

Первоначально колония располагалась на реке Малый Караман. Однако через два года, в 1770 г., после того как в поселениях, согласно планам застройки, уже были возведены дома, Канцелярия опекунства предложила из-за солонцеватых и овражистых земель, непригодных для землепашества, перенести колонии на берег Волги. Несмотря на то, что такое решение было скоропалительным и объяснялось незнанием специфики местных природных условий, в 1770 г. дома колонистов семи поселений были разобраны и перевезены на другое место. В 1785 г. еще пять колоний на Малом Карамане были полностью упразднены.

Основным занятием жителей Неба было сельское хозяйство. Колонисты выращивали пшеницу, рожь, картофель, просо, меньшие урожаи давали ячмень и горох. По ревизии 1834 г. колонисты были наделены землей по 15 десятин на душу. По 10-й ревизии 1857 г. 622 колониста Неба мужского пола владели землей в размере около 6,2 десятин на душу. Малоземелье приводило к многочисленным тяжбам жителей друг с другом и с русскими крестьянами. В 1864–1865 гг. колонисты выступили с территориальными претензиями на землю, находившуюся на Колтовском острове и принадлежавшую жителям села до 1814 г.

Одной из основных статей дохода колонистов являлось выращивание табака. Канцелярия опекунства иностранных оказывала содействие поселянам, культивировавшим табак. Земля, на которой сеяли табак, удобрялась навозом, остальные поля не унаваживались. Наряду с сельским хозяйством особое место в рязановских промыслах занимало соломо- и корзиноплетение. Постепенно ремесло превратилось в доходное производство, и к концу ХIХ столетия десятки женщин на собственных дворах занимались плетением корзин, шляп и иных соломенных изделий. Спрос на продукцию был достаточно высоким, и производимая колонистами продукция массово скупалась ростовщиками и реализовывалась в крупных городах.

По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в колонии Неб насчитывалось 258 дворов. В селе имелось волостное правление, два судебно-следственных учреждения. В 1920-е гг. в Небе действовало сельскохозяйственное кооперативное товарищество, работала кооперативная лавка. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Рязановка.

Школа и обучение детей. Первая церковная школа была создана в селе с момента его основания. До строительства первой церкви в 1818 г. в школьном здании проводились не только учебные занятия, но и богослужения. Школьно-молитвенный дом и позже служил местом сбора сельского общества и проведения религиозных собраний. Обучение детей в возрасте от 7 до 15 лет являлось обязательным. К началу 1880-х гг. в колонии была основана земская школа, в которой детям преподавался русский язык. Она была двухклассной.

Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. более чем из 2500 жителей села 375 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В 1906 г. в земской школе обучалось 62 мальчика, семь девочек и работал один учитель; церковную школу посещало 114 мальчиков, 168 девочек, в ней работал один учитель. Обе школы содержались на средства церковной общины. В 1920-е гг. обе школы с. Рязановка были объединены и перепрофилированы в начальную школу. После ее окончания дети посещали семилетнюю школу в с. Кинд (Баскатовка).

Имена всех шульмейстеров не сохранились. Из учителей ХХ в. известно имя Рудольфа Богдановича Герлингера (1888 – после 1940), репрессированного в 1930-е гг. Он родился в с. Орловское и с 1908 г. начал в Рязановке трудовую деятельность. С 1910 г. Герлингер работал учителем в с. Орловское. С 1922 г. стал членом Ревизионной комиссии Немецкого сельскохозяйственного Союза в Энгельсе, с 1925 г. являлся уполномоченным по обслуживанию Наркомзема АССР немцев Поволжья при Президиуме ВЦИК СССР. В первый раз он был осужден в 1930 г. по ст. 58–10 УК РСФСР, в 1935 г. был вновь осужден к 3 годам исправительно-трудовых лагерей. В 1940 г. Герлингер был в третий раз арестован по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде и осужден на 8 лет ИТЛ, погиб в лагере. Лишь через несколько десятилетий он был посмертно реабилитирован.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к лютеранскому и реформатскому исповеданию. В 1780–1820 гг. лютеранская община колонии Неб входила в состав прихода Беттингер (Баратаевка), который был основан в 1780 г. С 1820 г. село являлось центром прихода Неб (Рязановка), создание которого было утверждено 24 июня 1820 г. В приход кроме Неба входили общины Брокгаузен, Гоккерберг, Кинд, Орловское, Рязановка, Сузанненталь, Унтервальден. Приход Неб (Рязановка) в начале ХХ в. являлся четвертым по численности приходом Евангелическо-лютеранской церкви России (после Франка, Норки и Беттингера). В 1905 г. приход насчитывал 19 046 человек.

Первая деревянная лютеранская кирха была построена в Небе в 1818 г. Первоначально она имела статус филиальной, с 1820 г. стала приходской. Старая деревянная церковь скоро перестала соответствовать статусу приходской, и прихожане начали сбор средств на строительство нового храма. Новая кирха была возведена к 1872 г. в стиле позднего классицизма и имела 1300 мест для молящихся. В верхнем ярусе располагались галереи, опиравшиеся на массивные деревянные столбы. В нижнем ярусе скамьи для прихожан располагались четырьмя квадратами, разделенными продольными и поперечными проходами. Массивная многоступенчатая церковная колокольня имела большой и маленькие колокола. Такой тип церковного здания в эти годы был многократно тиражирован проектировщиками саратовской Конторы опекунства. В 1872 г. строительство было полностью закончено, и церковь была освящена. Церковь имела скамьи для 1300 молящихся. В кирхе был установлен орган известной немецкой фирмы «Зауэр» («Orgelbau W. Sauer») из Франкфурта-на-Одере (Германия), изготовленный и привезенный в Россию в 1873 г.

В 1913 г. церковь подверглась капитальному ремонту. Рядом с кирхой находились пасторат, деревянная звонница и молитвенный дом. Первый деревянный пасторат был построен в год основания прихода 1820 г. В 1893 г. на месте старого пастората было возведено новое здание дома для пастора.

С момента своего создания колония и до 1780 г. лютеране и реформаты Неба обслуживались пасторами из Екатериненштадта, затем с 1780 г. – пасторами из Беттингера. В начале ХIХ в. и в 1820–1826 гг. два прихода – Рейнгардт и Неб (Рязановка) были объединены под руководством одного пастора Давида Флиттнера. Причиной этого являлась нехватка священников в немецких колониях Поволжья. Несмотря на сокращение числа общин в приходах, проведенное суперинтендентом Саратовской консистории Игнатием Аурелием Фесслером, положение в лютеранских общинах оставалось далеким от идеала. Чтобы проповедовать во всех общинах прихода, пастор был вынужден проходить не менее 225 верст по 6–7 раз в год.

В первой половине ХIХ в. была утверждена инструкция колонистскому духовенству, в которой священникам вменялось в обязанность не только проводить богослужения, но и заниматься хлебопашеством, а также разводить тутового шелкопряда. Под руководством священнослужителей колонисты Неба начали разведение тутовых деревьев для шелковичного производства. Несмотря на непростые климатические условия, по сведениям Конторы иностранных поселенцев, в 1837 г. во всех немецких колониях Поволжья насчитывалось 90 плантаций тутовых деревьев. В условиях достаточно холодного климата разведение тутового шелкопряда представлялось колонистам невыгодным и постепенно утратило свое значение.

В с. Неб существовало Благотворительное общество и действовал сиротский приют. По уставу одной из целей приюта объявлялось пресечение нищенства среди прихожан протестантского вероисповедания. Предметами занятия Общества были обеспечение пищей, кровом и одеждой престарелых, содействие в поисках работы способным к труду, воспитание просящих милостыню детей, снабжение бедных медицинскими пособиями, возвращение на родину нищих из других местностей.

Благотворительное общество было закрыто с установлением советской власти, когда в стране началось проведение мер, направленных на устранение церкви из сфер гражданской и государственной жизни. Бесчеловечные методы антицерковной политики сопровождались закрытием храмов и репрессиями священнослужителей. Последние пасторы прихода Неб – отец и сын Гептнеры – были репрессированы. Нафанаил Вольдемарович Гептнер (1862–1933) во время голода начала 1920-х гг. в Поволжье являлся активным участником помощи голодающим и координатором работы Национального Лютеранского Совета и неправительственной организации США «Американская администрация помощи» (АРА, от «American Relief Administration»), занимавшихся поставкой продовольствия в Поволжье. В 1922 г. по приговору Областного революционного трибунала он был осужден на пять лет и четыре месяца тюремного заключения за сотрудничество с представителями иностранных благотворительных организаций. На суде пастор свою вину в шпионаже против Советской России отрицал, однако был осужден. В 1922–1924 гг. он отбывал заключение в исправительно-трудовом доме на Урале. 10 июля 1924 г., учитывая постановление «Об амнистии в связи с образованием АССР немцев Поволжья» 1924 г., коммунистическая фракция ЦИК приняла решение амнистировать Гептнера, мотивируя свое решение тем, что 62-летний пастор «тяжело болен и может умереть в тюрьме, чем даст лишний повод для агитации против Советской власти», а также в связи с тем, что Гептнер в своем заявлении чистосердечно признал свою вину, объявив себя сторонником Советской власти. ВЦИК РСФСР срочно санкционировал это решение в связи с «политической целесообразностью».

После амнистии пастор вернулся к проповеднической деятельности в приходе и даже направил своего сына Бернгарда Гептнера на учебу в Ленинградскую теологическую семинарию. Однако уже через несколько месяцев 67-летний пастор был вновь арестован по обвинению в антисоветской деятельности. В списке арестованных лютеранских пасторов, переданном министром иностранных дел М.М. Литвиновым по требованию МИД Германии в 1931 г., указывалось, что Гептнер находится в тюрьме Самары и приговорен к 10 годам лишения свободы. Позже пастор был сослан в лагерь на реке Лене, где и умер. Сын пастора Гептнера – Бернгардт – после окончания в 1929 г. семинарии проповедников в Ленинграде, стал пастором вместо отца. В 1930 г. он был арестован в первый раз, а после второго ареста в 1935 г. сослан и умер в заключении, как и отец.

Репрессиям подвергались не только священнослужители, но и простые верующие, которые находились под постоянным контролем со стороны органов власти. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в церковной общине насчитывалось 826 верующих, из них 19 были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав).

В период массированного наступления на религию, в 1930-е гг., в приходах запрещалось любое обучение детей, связанное с церковными обрядами. Если в конце 1920-х гг. предконфирмационное обучение еще могло быть разрешено, то уже в начале 1930-х гг. требовалось специальное постановление ЦИК СССР и НКВД. Так, в мае 1932 г., когда церковная община Рязановки обратилась в секретариат Центрального Исполнительного Комитета АССР немцев Поволжья с просьбой осуществить религиозное обучение детей 6–18 июня 1932 г. с последующей конфирмацией 19 июня 1932 г., материалы были переданы в ГПУ, которое потребовало предоставить списки всех конфирмованных детей.

Согласно сведениям, представленным Комиссией по вопросам культов в Президиум АССР немцев Поволжья, по состоянию на 1 июня 1934 г. церковь в Небе еще находилась в распоряжении верующих, в то время как ряд других церквей уже были закрыты. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии храма после ареста пастора Б. Гептнера, 11 февраля 1935 г., мотивируя свое решение тем, что из 619 членов церковной общины 598 высказались за ликвидацию церкви.

Список пасторов. Пасторы прихода Южный Екатериненштадт, служившие в общине Неб. 1768–1776 гг. – Людвиг Бальтазар Верн(м)борнер (Ludwig Baltasar Wern(m)borner). 1778–1790 гг. – Готтлиб Май (Gottlieb May). Пасторы прихода Северный Екатериненштадт, служившие для реформатов в общине Неб. 1768–1769 гг. – Иоганн Георг Гервиг (Johann Georg Herwig). 1779–1780 гг. – Гартманн фон Моос (Hartmann von Moos). Пасторы прихода Беттингер (Баратаевка), служившие в общине Неб. 1780–1791 гг. – Кристиан Август Торнов (Christian August Tornow). 1792–1797 гг. – Клаус Петер Лундберг (Klaus Peter Lundberg). 1803–1820 гг. – Адам Кристиан Пауль Кольрайфф (Adam Christian Paulus Kohlreiff). Пасторы прихода Неб (Рязановка). 1820–1830 гг. – Давид Флит(т)нер (David Flit(t)ner). 1831–1861 гг. – Иоганн Кристиан Бауер (Johann Christian Bauer). 1863–1894 гг. – Теодор Эмиль Гептнер (Theodor Emil Heptner). 1895–1929 гг. – Нафанаил Вольдемар Гептнер (Nathanael Woldemar Heptner). 1929–1935 гг. – Бернгардт Нафанаил Гептнер (Bernhard Nathanael Heptner).

Численность населения. В 1769 г. в Небе проживало 169 иностранных колонистов, в 1773 г. их насчитывалось 86, в 1788 г. – 199, в 1798 г. – 240, в 1816 г. – 360, в 1834 г. – 746, в 1850 г. – 1066, в 1859 г. – 1349, в 1883 г. – 1454, в 1889 г. – 1593 человека. По переписи населения 1897 г. в Небе проживало 1834 человека, из них 1833 немца. По состоянию на 1905 г. в селе насчитывалось 2545 человек, в 1910 г. – 2600 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Небе проживало 2327 человек. В 1921 г. в селе родилось 84, а умерло 330 человек. Согласно данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Небе проживало всего 1649 человек. По итогам Всероссийской переписи населения 1926 г. село насчитывало 306 домохозяйств (из них 305 немецких) с населением 1618 человек (из них 770 мужчин и 848 женщин), в том числе 1617 немцев (из них 770 мужчин и 847 женщин). В 1931 г. в Небе проживало 1893 человека, из них – 1889 немцев.

Село сегодня. Ныне с. Рязановка Марксовского района Саратовской области. В настоящее время Рязановка почти в 10 раз меньше дореволюционного Неба. В селе сохранилось лишь несколько улиц, составлявших центральную часть прежней немецкой планировки. В современной Рязановке по-прежнему преобладают деревянные немецкие дома, спланированные следующим образом: передний двор вмещает выходящие на улицу зимний жилой дом и летнюю кухню; в глубине двора помещаются амбар и конюшня; со стороны улицы к дому примыкает небольшой палисадник. Многие типичные деревянные немецкие дома, относящиеся к периоду существования здесь немецкого поселения, обложены кирпичом и перестроены, но еще служат новым владельцам, некоторые заброшены и давно пустуют. Здание лютеранской церкви не сохранилось, зато на центральной улице села в одном из самых больших и старых деревянных домов легко угадывается достаточно большое деревянное здание бывшей школы, которое ныне уже не используется по назначению.

Архивы

ГАСО. Ф. 180. Оп. 7. Д. 68; Ф. 637. Оп. 22. Д. 54, 150–156; ГИАНП. Ф. 383. Оп. 1. Д. 1–9; Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Д. 890. Л. 36; Д. 941. Л. 21; Д. 1138. Л. 138; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 110; Оп. 2. Д. 4.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. – Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Немцы России: населенные пункты и места поселения: энциклопедический словарь / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2006; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Terjochin S. Deutsche Architektur an der Wolga. – Berlin/Bonn, 1993. ; Stumpp K. Verzeichnis der ev. Pastoren in den einzelnen deutschen und gemischten Kirchspielen in Russland bzw. der Sowjetunion, ohne Baltikum und Polen // Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. Evangelischer Teil. Bearbeitung J. Schnurr. – Stuttgart, 1978.

Подняться вверх