ГЛАРУС (Glarus, Глярус, Кларис, Биберштейн, Сердинский, Георгиевка), ныне с. Георгиевка Марксовского района Саратовской области, немецкая колония Гларус в Левобережье Волги.

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
с. Георгиевка. Типичный немецкий дом. Фото автора. 2010 г.
с. Георгиевка. Здание бывшего дома кистера-шульмейстера. Фото автора. 2010 г.
с. Георгиевка. Здание бывшей школы и кистерата. Фото автора. 2010 г.
с. Георгиевка. Обелиск в память о Великой Отечественной войне. На этом месте ранее находилась лютеранская церковь. Фото Е. Мошкова. 2010 г.

ГЛАРУС (Glarus, Глярус, Кларис, Биберштейн, Сердинский, Георгиевка), ныне с. Георгиевка Марксовского района Саратовской области, немецкая колония Гларус в Левобережье Волги, на речке Статюме (Статсома), в непосредственной близости от волжского берега. Находилась в 262 верстах от города Самары, в 110 верстах от уездного города Николаевска и в одной версте от волостного села Баратаевка (Беттингер), по торговому тракту из Николаевска в Саратов. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Баратаевскую (Панинскую) волость Николаевского уезда Самарской губернии.

После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Гларус являлось административным центром Гларусского сельского совета Марксштадтского кантона. В 1926 г. в Гларусский сельский совет входили село Гларус, выс. Маянка, выс. Солянка, выс. Отруба, сады Зейб и Ган. С 1 января 1935 г., после выделения Унтервальденского кантона из Марксштадтского, и до ликвидации АССР немцев Поволжья в 1941 г. с. Гларус относилось к Унтервальденскому кантону.

Колония основана в 1768 г. вызывателем бароном Кано де Борегардом. Поселение было создано из 25 семей колонистов, выходцев из Дармштадта, Дессау и Вюртемберга, прибывших в Поволжье осенью 1767 г. и зимовавших в уже существовавших колониях – Боаро, Борегард, Кано, Катариненштадт и Орловская. По этой причине не существует и списков первых поселенцев Гларуса, так как колония была основана после составления списков колонистов в поволжских колониях. Вместе с Гларусом также были образованы еще 10 новых близлежащих колоний, в том числе Базель, Брокгаузен, Гоккерберг, Кинд, Люцерн, Унтервальден, Цуг, Шафгаузен и др.

Изначально колония располагалась на реке Малый Караман. Однако в 1770 г., после того как в поселениях согласно планам застройки уже были возведены дома, Канцелярия опекунства предложила из-за непригодности земель перенести колонии на берег Волги. Несмотря на то, что такое решение было скоропалительным и объяснялось незнанием специфики местных природных условий, в 1770 г. дома колонистов семи поселений были разобраны и перевезены на другое место. В 1785 г. еще пять колоний на Малом Карамане были полностью упразднены.

Первоначально колонии не имели собственных названий, а получали только порядковый номер. Позже для обозначения поселений использовали по два или даже по три наименования – выбранные колонистами, связанные с фамилиями первых форштегеров, образованные от названий русских рек или характерных признаков местности. Однако Гларус получил свое название совершенно иначе. Семь северных колоний повторяли названия швейцарских кантонов, среди них Базель (Кратц), Золотурн, Люцерн (Ремлер), Цюрих (Эккардт), Цуг (Гаттунг), Шафгаузен. Версия о том, что такие наименования были дарованы поселениям в силу преобладания в них выходцев из Швейцарии не нашла документального подтверждения, швейцарцев в данных колониях практически не было. Скорее всего, Борегард рассчитывал организовать управление колониями и ведение в них сельского хозяйства по швейцарскому образцу.

Второе название – Георгиевка было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. Враждебное отношение к немцам стало следствием начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны, основным военным противником России в которой была Германия. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.

Колонисты занимались преимущественно хлебопашеством, табаководством, мукомольным производством и даже шелководством. Выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, картофель. Заволжские колонисты специализировались на возделывании наиболее перспективного в то время сорта пшеницы «белотурка». Первые успехи колонистов были отмечены в журнале «Труды Вольного экономического общества», который в 1769 г. констатировал, что немцы-колонисты так удачно обрабатывали землю, признанную ранее непригодной для хлебопашества, что «она без малейшего унавоживания уродила, и таким образом, на земле почитаемой совсем соками истощенной, столь хороший ячмень и овес вышел, что редко лучшей бывает на довольно унавоженной и новой пашне». Современники отмечали и более высокий уровень жизни немецких колонистов по сравнению с русскими крестьянами. Еще в 1803 г. Контора опекунства разрешила обществу колонии Гларус построить на реке Степной Ерик большую водяную мельницу.

По ревизии 1834 г. колонисты были наделены землей по 15 десятин на душу. Несколько десятилетий продолжалась тяжба колонистов с крестьянами сел Рыбное и Белгородка, вырубившими лес на принадлежавших колонистам Амбартовских островах и с крестьянами графини Васильевой, завладевшими землей колонистов. В результате в 1812–1832 гг. взамен утраченных лесных угодий колонистам были выделены земли в других местах. По 10-й ревизии 1857 г. 535 колонистов мужского пола владели землей в размере около 7,8 десятин на душу.

Немалое место в сельском хозяйстве колонистов занимало разведение табака. Табак являлся одним из основных источников дохода колонистов, так как в целом в России табачное производство было слаборазвито, и колонисты с успехом продавали табак в листовом виде в Москве, в Петербурге, в Астрахани и на Украине. В гораздо меньшей степени, чем земледелием, колонисты Гларуса занимались ремеслами и промыслами.

Имена всех форштегеров колонии неизвестны, в начале ХIХ в. форштегером был колонист Иердан, в 1860-е гг. – Я. Шмиддер. По сведениям Центрального статистического комитета, в 1859 г. в колонии имелось 116 дворов, завод и мельница. По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в селе имелось 289 дворов. В годы советской власти в селе было создано сельскохозяйственное кредитное товарищество, работала кооперативная лавка, был организован колхоз «Хебунг» («Подъем»). В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Васильевка.

Школа и обучение детей. До строительства первой церкви в 1798 г. богослужения и школьные занятия проводились в школьно-молитвенном доме. Имена всех школьных учителей до настоящего времени не дошли, известно лишь, что в 1860-е гг. шульмейстером и кюстером был Филипп Вюрц. По сведениям Центрального статистического комитета, в 1859 г. в колонии имелась церковно-приходская школа и училище. Позже училище было преобразовано в земскую школу, которая являлась начальной и находилась в ведении земства. Земская школа имела трехлетний срок обучения и являлась однокомплектной, в ней обучалось не более 50 учащихся и работал один учитель.

Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. 503 жителя села являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. Посещаемость школы детьми школьного возраста в Гларусе не была стопроцентной, 196 детей не ходили в школу по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в церковной школе обучался 161 мальчик, 146 девочек и работало два учителя. Школа содержалась на средства церковной общины. В 1910 г. половина здания церковной школы и квартира кюстера-шульмейстера были переданы под земскую школу, а для кюстера построен отдельный жилой дом. В годы советской власти все школы перешли в ведение Наркомпроса и были преобразованы в 4-х классную начальную школу.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. До 1780 г. Гларус относился к приходу Екатериненштадт. С 1780 г. община колонии Гларус входила в состав вновь образованного лютеранско-реформатского прихода Беттингер (Баратаевка), к которому кроме Гларуса относились общины Базель, Баратаевка, Шафгаузен и реформатская община Цюрих. До 1820 г. в данный приход входили также колонии Унтервальден, Сузанненталь, Баскаковка, Рязановка, Брокгаузен и Гоккерберг, которые после 1820 г. были отнесены к приходу Рязановка (Неб). Приход Беттингер был основан в 1780 г.

Первоначально богослужения проводились в едином школьно-молитвенном доме, возведенном на государственные средства. Первая деревянная кирха, построенная на средства колонистов, появилась в Гларусе в 1798 г. Она имела статус филиальной. Кирха строилась руками местных мастеров, без специального проекта. В отличие от многих других немецких колоний, где уже через 30–40 лет первая кирха заменялась на новую, более просторную, церковь в Гларусе прослужила прихожанам более 60 лет. Только в 1850-е гг. в колонии начался сбор средств на строительство нового храма.

Архивные документы, свидетельствующие о возведении этой церкви, не сохранились, и, пожалуй, если бы не случай, мы никогда бы не узнали подробностей из истории этой церкви. В 1984 г. житель села Зоркино (ранее Унтервальден) М.П. Пономарев передал музею Зоркинской средней школы железную табличку, исписанную готическим шрифтом, которая долгие годы служила… заслонкой в печной трубе в частном доме по ул. Куйбышева, 17. Как оказалось позже, табличка являлась памятной плитой, заложенной в основание гларусской кирхи в момент закладки первого камня.

Надпись на памятной плите гласила: «В год 1861-й от рождества Христова, в седьмой год правления Его Императорского Величества Александра II Николаевича, в годы руководства колониями главой Саратовской Конторы опекунства, господина статского советника Лизандера, 23 июля, пастором, викарием Кристианом Бауером был торжественно заложен камень в основание каменной евангелическо-лютеранской церкви колонии Гларус, для строительства которой находящийся ныне на пенсии пастор Баратаевского церковного прихода Иоганн Пундани собрал необходимый капитал, и которая должна получить имя Воскресения Христова, в присутствии архитектора Лагуса, архитектора Манина, уполномоченных строителей Генриха Керна, Андрея Тона и Карла Арнхольддера, местного форштегера Якоба Шмиддера, церковных опекунов Филиппа Шулера, Адама Керна, Конрада Ляйднера, Вильгельма Шулера, школьного учителя Филиппа Вюрца и всех членов общины. Псалм 17». В настоящее время памятная плита хранится в музее средней школы с. Зоркино Марксовского района Саратовской области.

К 1862 г. на месте старой маленькой церкви была построена новая каменная кирха, она имела скамьи для 800 молящихся. Церковь была построена в традиционном для немецких колоний «контор-стиле» («бюрократическом стиле»), получившем свое название за то, что такой тип церковного здания был широко тиражирован проектировщиками саратовской Конторы опекунства. Трехступенчатая церковная колокольня имела три колокола. В 1930-е гг. церковь в Гларусе была закрыта, а здание разобрано на стройматериалы.

Лютеранские пасторы немецких колоний Поволжья не только проводили богослужения, но и являлись прекрасными врачами, животноводами, агрономами. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. пастор Готхильф Генрих Келлер организовал в Гларусе и других общинах прихода сбор 1500 пудов табака, выращиваемого колонистами, и отправил его через Саратовского губернатора прямо в действующую армию. В начале ХХ в. церковная община Гларуса ежегодно выплачивала пастору 1700 рублей. Кроме того, пастор получал ежегодное жалование 171,6 руб. из государственной казны, а также жилье, отопление, 600 пудов сена и 400 пудов овса в год от своих прихожан. Доход пастора состоял и из плат, взимаемых за требы: крещение, конфирмация, венчание и похороны, которые стоили 15, 30, 60 и 15 копеек соответственно.

В 1931 г. Президиум ЦИК АССР НП получил секретные сведения от региональной комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе на тот момент времени церковь еще не была закрыта, в церковной общине насчитывалось 1197 верующих, из них 112 были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав).

Согласно сведениям, представленным Комиссией по вопросам культов в Президиум АССР немцев Поволжья, по состоянию на 1 июня 1934 г. церковь в Гларусе еще находилась в распоряжении верующих, в то время как ряд других церквей уже были закрыты. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии храма 14 июля 1935 г., мотивируя свое решение тем, что из оставшихся 515 членов церковной общины 474 высказались за закрытие церкви.

Список пасторов. Пасторы прихода Южный Екатериненштадт, служившие для лютеран в общине Гларус. 1768–1776 гг. – Людвиг Бальтазар Верн(м)борнер (Ludwig Baltasar Wern(m)borner). 1778–1790 гг. – Готтлиб Май (Gottlieb May). Пасторы прихода Северный Екатериненштадт, служившие для реформатов в общине Гларус. 1768–1769 г. – Иоганн Георг Гервиг (Johann Georg Herwig). 1779–1780 гг. – Гартманн фон Моос (Hartmann von Moos). Список пасторов прихода Беттингер (Баратаевка), служившие в общине Гларус. 1780–1791 гг. – Кристиан Август Торнов (Christian August Tornow). 1792–1797 гг. – Клаус Петер Лундберг (Klaus Peter Lundberg). 1803–1820 гг. – Адам Кристиан Пауль Кольрайфф (Adam Christian Paulus Kohlreiff). 1820–1822 гг. – Оливер Кристоф Гольм (Olivier Christoph Holm). 1823–1861 гг. – Иоганн Пундани (Johann Pundani). 1861–1862 гг. – Кристиан Бауер (Christian Johann Bauer). 1862–1876 гг. – Иеронимус Людвиг Мюндер (Hieronimys Ludwig Münder). 1877–1878 гг. – Готхильф Генрих Келлер (Gotthilf Heinrich Keller). 1879–1889 гг. – Эрнст Теодор Давид (Ernst Theodor David). 1890–1907 гг. – Рихард Келлер (Richard Keller). 1908–1933 гг. – Христфрид Отто Гершельманн (Christfried Otto Hörschelmann).

Численность населения. В 1769 г. в Гларусе проживало 107 иностранных колонистов, в 1773 г. их насчитывалось 177, в 1788 г. – 221, в 1798 г. – 310, в 1816 г. – 480, в 1834 г. – 813, в 1850 г. – 1017, в 1859 г. – 1029, в 1883 г. – 1854, в 1889 г. – 1896 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Гларусе проживало 1899 человек, все они были немцами. По состоянию на 1905 г., в селе насчитывалось 2898 человек, в 1910 г. – 2992 человека. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Гларусе проживало 2440 человек. В 1921 г. в селе родилось 129, а умерло 409 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Гларусе проживало 2023 человека. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., село насчитывало 271 домохозяйство (из них 270 немецких) с населением 1535 человек (из них 750 мужчин и 758 женщин), в том числе 1534 немцев (из них 749 мужчин и 785 женщин). В 1931 г. в Гларусе проживало 2330 человек, из них – 2321 немцев.

Село сегодня. Ныне с. Георгиевка Марксовского района Саратовской области. Современная Георгиевка немногочисленна по сравнению с дореволюционным периодом своей истории, значительно сократилась и занимаемая селом площадь. Однако здесь сохранилась прежняя немецкая поквартальная планировка. В современной Георгиевке и сегодня можно увидеть строения, типичные для немецкого зодчества. Особенно ценными с архитектурной точки зрения являются несколько кирпичных зданий в центре села – дом пастора с аркообразными воротами и церковно-приходская школа, построенные в начале ХХ в. В селе хорошо сохранились и несколько типичных деревянных немецких домов. Остальные давно обложены кирпичом и перестроены и до сих пор хорошо служат новым владельцам.

Здание церкви до настоящего времени не сохранилось. На месте церковной площади, где до конца 1930-х гг. находилась кирха и церковная звонница, теперь разместились трехэтажная сельская школа, дом культуры, обелиск павшим в Великой Отечественной войне и сельская почта. На старом немецком кладбище в Георгиевке, в отличие от многих других кладбищ в бывших немецких селах Поволжья, имеется несколько фрагментов старинных немецких надгробий ХIХ–ХХ вв.

Архивы

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 3733, 4616; Ф. 180. Оп. 5. Д. 1, 7, 9, 10; Ф. 637. Оп. 22. Д. 122123; ГИАНП. Ф. 167. Оп. 1. Д. 1–47; Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 57–66; Д. 890. Л. 36; Д. 1139. Л. 138; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 114.

Литература

Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Список населенных мест Российской Империи по сведениям 1859 года. XXXVI. Самарская губерния. СПб., 1864; Список населенных мест Самарской губернии. – Самара, 1910; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Die Evangelisch-Lutherischen Gemeinden in Rußland. Eine historisch-statistische Darstellung. St. Petersburg. 1909. Bd.1. Teil 2; Deutsche Volkszeitung. 2. September 1910. №100; Nachrichten. 28. Februar 1937.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Подняться вверх