НЕЙ-БЕЙДЕК (Neu-Beideck, Таловка, Бейдек, Байдек, Найтек), ныне не существует, немецкая колония в Левобережье Волги, на левом берегу реки Солянка (Усатова).

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения

НЕЙ-БЕЙДЕК (Neu-Beideck, Таловка, Бейдек, Байдек, Найтек), ныне не существует, немецкая колония в Левобережье Волги, на левом берегу реки Солянка (Усатова). Находилась в 555 верстах от города Самары, в 110 верстах от Саратова, в 1114 верстах от уездного города Новоузенска, в 15 верстах от Красного Кута. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Нижне-Ерусланскую (Экгеймскую) волость Новоузенского уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Ней-Бейдек являлось административным центром Ней-Бейдекского сельского совета Краснокутского (с 1935 Экгеймского) кантона. В 1926 г. в Ней-Бейдекский сельский совет входило одно с. Ней-Бейдек.

Немецкая колония Ней-Бейдек была основана в 1858 г. как дочерняя колония. Причиной создания новых поселений во второй половине ХIХ в. в Левобережье Волги являлось малоземелье колонистов в материнских колониях Правобережья. Основателями Ней-Бейдека стали 128 семей колонистов, проживавших ранее в правобережных материнских колониях Бейдек (Таловка, ныне с. Луганское Красноармейского района Саратовской обл.), Бальцер (Голый Карамыш, ныне г. Красноармейск Саратовской обл.), Денгоф (Гололобовка, ныне с. Высокое Красноармейского района Саратовской обл.), Куттер (Поповка, ныне с. Карамыш Красноармейского района Саратовской обл.), Норка (ныне с. Некрасово Красноармейского района Саратовской обл.), Шиллинг (ныне с. Сосновка Красноармейского района Саратовской обл.). Заселение колонии началось в середине 1850-х гг.

Вместе с Ней-Бейдеком в эти годы в левобережных степях Волги было учреждено еще несколько новых немецких колоний. Со временем одни превращались в крупнейшие поселения и центры церковных приходов, другие из-за малочисленности или неудобного расположения прекращали свое существование. Так, основанная в 1858 г. соседняя с Ней-Бейдеком колония Кирхгейм со временем стала частью Ней-Бейдека.

Как и многие другие немецкие поселения, Ней-Бейдек имел несколько названий, главное из которых было дано колонии с приставкой «ной» – новый – по наименованию материнской колонии Бейдек или Таловка, а именно по фамилии первого форштегера Таловки. В 1858 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «о наименовании новых колоний Гнаденфель, Розенфельд, Мариенбург… Бейдек». Окончательно за колонией все же закрепилось название Ней-Бейдек или просто Бейдек. По мнению историка Якоба Дитца, название колонии было неудачным, Дитц считал, «что проще назвать колонию, образованную выходцами из колонии Таловки, Новой Таловкой, но ей почему-то дали название по первому старосте Таловки – Бейдек с немецкой приставкой к нему Ней». Название Таловка было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.

Некоторые российские и зарубежные издания, а также интернет-сайты ошибочно присвоили Ней-Бейдеку наименование Черная Падина. Католическое село Черная Падина (ныне с. Черная Падина Ершовского района Саратовской обл.) было основано в 1863 г. ссыльными литовцами и поляками. Как и Ней-Бейдек, данное село имело второе название Таловка, кроме того, Ней-Бейдек и Черная Падина относились к одному католическому приходу, и их наименования при рассмотрении истории католической церкви часто писались рядом с друг другом, что и привело к путанице и смешению не только наименований, но и истории данных сел в литературе.

Жители Ней-Бейдека занимались преимущественно хлебопашеством и мукомольным производством, выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень. По сведениям Центрального статистического комитета, в 1857 г. в колонии проживало 54 семьи, владевших 4152,9 десятинами земли (по 24,6 десятины на 186 душ мужского пола). По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в селе имелось 110 дворов, была построена ветряная мельница. В годы советской власти в Ней-Бейдеке была открыта изба-читальня. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села.

Школа и обучение детей. Первые церковно-приходские школы отдельно для католиков и лютеран были созданы с момента основания села. Дата строительства католической церковной школы не известна. Лютеране построили каменный школьно-молитвенный дом, служивший одновременно и церковью, в 1889 г. В церковной школе обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. Уроки длились с 8 до 11 часов утра и с 14 до 16 часов после обеда. Обучение продолжалось в период с 20 августа по 20 июня. Остальное время дети вместе с родителями и учитель занимались сельскохозяйственными работами. Это правило установилось в колониях еще с конца ХIХ в. Так, одна из статей «Инструкции о внутреннем распорядке и управлении в поволжских колониях», утвержденной императором 16 сентября 1800 г., предусматривала привлечение детей с 10-летнего возраста к сельскохозяйственным работам: «Чтоб посеянный озимый и яровой хлеб от травы не был заглушаем, всеми силами стараться, пашенную землю, сколько можно, лучше боронить, так, чтоб не разбитных глыб не оставалось, а потом по всходе, если где покажется трава, то поля таковые всегда прилежно полоть, употребляя к тому малолетних от 10 лет ребят». После 1917 г. католическая и лютеранская церковные школы были закрыты, а в селе создана начальная школа.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому и римско-католическому исповеданию. В 1865–1882 гг. лютеранская община Ней-Бейдек входила в приход Экгейм (ныне с. Усатово Краснокутского района Саратовской обл.), созданный 25 октября 1865 г. С 1882 г. из отделенных от Экгейма лютеранских поселений – Ней-Бейдек, Брунненталь (ныне с. Кривояр Ровенского района Саратовской обл.), Ней-Гуссенбах (ныне с. Первомайское Краснокутского района Саратовской обл.), Гнаденфельд (ныне с. Кирово Краснокутского района Саратовской обл.), Благодаровка (ныне не существует), Добрино (ныне не существует) был образован приход Брунненталь.

Католическая община Ней-Бейдек в силу своей малочисленности несколько раз меняла свою принадлежность к тому или иному приходу. В первое время после основания селения община не относилась ни к одному из католических приходов и обслуживалась священниками из Мариенбурга, к приходу которого Ней-Бейдек был присоединен в 1870-е гг. Примерно с 1910 г. в Ней-Бейдеке был образован собственный приход, в который входила также литовско-польская община Черная Падина. Приход относился к Мариентальскому деканату. В 1911 г. приход Ней-Бейдек вместе с Черной Падиной объединял 840 человек, в 1919 г. – 1072 человека. Лютеранская община Ней-Бейдек в 1865–1882 гг. входила в приход Экгейм (ныне с. Усатово Краснокутского района Саратовской обл.), а с 1882 г. во вновь образованный приход Брунненталь.

Отдельного здания евангелической или католической церкви в селе не имелось. Долгое время лютеране и католики проводили богослужения в школьном здании, построенном в год основания колонии. Каменный молитвенный дом появился в Ней-Бейдеке в 1889 г. Он имел статус филиального. Недалеко от школьно-молитвенного дома находился кистерат. К концу ХIХ в. в селе была построена деревянная католическая церковь. Она имела статус филиальной. В 1907 г. для церкви были приобретены резные деревянные скульптуры, изготовленные у известного австро-венгерского мастера из Южного Тироля Фердинанда Штуфлессера. Это были статуя Христа высотой 120 см, статуя воскресения Христа высотой 70 см и статуя четырех евангелистов высотой 64 см. Три статуи были приобретены за 167 руб. и стали гордостью ней-бейдекской церкви. Сохранившиеся по настоящее время в Австрии, Германии, Польше и даже Австралии работы Штуфлессера, мастера с мировым именем, к сожалению, были утрачены в поволжских немецких церквях в годы советской власти.

В 1875 г. в общинах прихода Брунненталь, в том числе в Ней-Бейдеке, была создана касса для бедных и Благотворительное общество. По уставу целью общества объявлялось пресечение нищенства среди прихожан протестантского вероисповедания. Предметами занятия Общества были обеспечение пищей, кровом и одеждой престарелых, содействие в поисках работы способным к труду, воспитание просящих милостыню детей, снабжение бедных медицинскими пособиями, возвращение на родину нищих из других местностей.

В годы советской власти был введен ряд ограничений на деятельность религиозных обществ: запрещалось создавать кассы взаимопомощи и заниматься благотворительностью, церкви лишались права юридического лица, было проведено изъятие церковных ценностей, начались гонения на религию и церковь. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в Ней-Бейдеке на тот момент времени молитвенный дом еще не был закрыт, в церковной общине насчитывалось всего 215 верующих, из них четыре человека были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав).

В середине 1930-х гг., когда закрытие церквей приобрело массовый характер и богослужебные здания всех конфессий перестраивались в склады, гаражи или просто отдавались под слом, как не соответствовавшие требованиям социалистической архитектуры, был закрыт и лютеранский молитвенный дом в Ней-Бейдеке, католическая община также прекратила свое официальное существование.

Список пасторов и католических священников. Пасторы прихода Экгейм, служившие в общине Ней-Бейдек. 1867–1868 гг. – Фридрих Генрих Вильгельм Келлер (Friedrich Heinrich Wilhelm Keller). 1869–1877 гг. – Вильгельм Штеркель (Wilhelm Stärkel). 1877–1882 гг. – приход не имел пастора. Пасторы прихода Брунненталь, служившие в общине Ней-Бейдек. 1884–1906 гг. – Иоганн Якоб Штубер (Johann Jakob Stuber). 1907–1910 гг. – Отто Инзер (Otto Inser). 1912–1932 гг. – Иоганн Грасмюк (Johannes Grasmück). Католические священники Ней-Бейдека. 1910–1913 гг. – Иоганн Стрикас (J. Strikas). 1914 г. – Иосиф Вейт (Josef Veith).

Численность населения. В 1859 г. в Ней-Бейдеке проживало 325 иностранных поселенцев, в 1889 г. – 488 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Ней-Бейдеке насчитывалось 540 человек, из них 531 были немцами. В 1905 г. в селе проживал 831 человек, в 1910 г. – 971 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г. в Ней-Бейдеке проживало 825 человек. В 1921 г. в селе родилось 7 и умерло 65 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Ней-Бейдеке проживало всего 350 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., село насчитывало 100 домохозяйств (из них 96 немецких) с населением 536 человек (из них 263 мужчины и 273 женщины), в том числе 526 немцев (из них 257 мужчин и 269 женщин). В 1931 г. в Ней-Бейдеке проживало 696 человек, 689 из которых были немцами.

Село сегодня. Ныне село не существует. На том месте, которое когда-то занимало село, сегодня можно распознать лишь места расположения бывших домов и центральных улиц. Государственная кампания по ликвидации «неперспективных деревень», проводимая в 1960-е гг., привела к сокращению общей численности сельского населения и ликвидации многих бывших немецких поселений, ставших малочисленными после депортации немцев. Немецкого кладбища не сохранилось.

Архивы

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 321; Ф. 637. Оп. 15. Д. 1–3; Оп. 19. Д. 120–121; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81.

Литература

Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Немцы России: населенные пункты и места поселения: энциклопедический словарь / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2006; Список населенных мест Самарской губернии. – Самара, 1910; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Schnurr J. Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. Katholischer Teil. Bearbeitung J. Schnurr. – Stuttgart, 1980; Stumpp K. Verzeichnis der ev. Pastoren in den einzelnen deutschen und gemischten Kirchspielen in Russland bzw. der Sowjetunion, ohne Baltikum und Polen // Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. Evangelischer Teil. Bearbeitung J. Schnurr. – Stuttgart, 1978.

Подняться вверх