НЕЙ-ШИЛЛИНГ (Neu-Schilling, Сосновка, Новая Сосновка) ныне не существует, немецкая колония в Левобережье Волги.

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения

НЕЙ-ШИЛЛИНГ (Neu-Schilling, Сосновка, Новая Сосновка), ныне не существует, немецкая колония в Левобережье Волги, на берегу реки Соленая Куба. Находилась в 572 верстах от города Самары, в 137 верстах от Саратова, в 80 верстах от уездного города Новоузенска, в 38 верстах к юго-востоку от Красного Кута и в 24 верстах от волостного села Экгейм (ныне с. Усатово). С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Крестовскую (Нижне-Ерусланскую) волость Новоузенского уезда Самарской губернии.

После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Ней-Шиллинг являлось административным центром Ней-Шиллингского сельского совета Краснокутского (позже Экгеймского) кантона. С 1 января 1935 г., после выделения Экгеймского кантона из Краснокутского и до ликвидации АССР немцев Поволжья в 1941 г., с. Ней-Шиллинг относилось к Экгеймскому кантону АССР НП. В 1926 г. в Ней-Шиллингский сельский совет входили с. Ней-Шиллинг, хуторы Ней-Шиллинг, Яблоновка, Сарбала, Чижи и Дубовой.

Немецкая колония Ней-Шиллинг была основана в 1855 г. как дочерняя. Причиной создания новых поселений во второй половине ХIХ в. в Левобережье Волги являлось малоземелье колонистов в материнских колониях Правобережья. Основателями Ней-Шиллинга стали колонисты, проживавшие ранее в материнской колонии Шиллинг (ныне с. Сосновка Красноармейского района Саратовской обл.).

Вместе с Ней-Шиллингом в эти годы в Левобережье Волги было учреждено еще несколько новых колоний. Чтобы избежать путаницы, за левобережной колонией, в отличие от материнской правобережной, сохранилось название с приставкой «ней» – «новый», хотя название Шиллинг (по материнской колонии) получила в 1859 г. еще одна дочерняя левобережная колония (ныне с. Константиновка Краснокутского района Саратовской области). Позже наименование Ней-Шиллинг закрепилось и за лютеранским хутором, расположенным в 52 верстах к юго-востоку от Красного Кута и насчитывавшем в 1926 г. 200 жителей.

Название Сосновка, по наименованию колонии выхода, было дано Ней-Шиллингу после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.

Жители Ней-Шиллинга занимались преимущественно хлебопашеством и мукомольным производством, выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень. По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в селе имелось 113 дворов, была построена ветряная мельница. В годы советской власти в Ней-Шиллинге имелось сельскохозяйственное кредитное товарищество, работала кооперативная лавка. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села.

Школа и обучение детей. Церковно-приходская школа была создана в селе в год его основания. После 1870 г. в селе была открыта еще и земская школа, где преподавался русский язык. Она имела трехлетний срок обучения и являлась однокомплектной, в ней обучалось не более 50 учащихся, и работал один учитель. Земская школа отличалась наличием углубленной учебной программы по сравнению с церковно-приходской школой. В ней изучались закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение. Учителя давали учащимся элементарные сведения по природоведению, географии, истории, в образовательном процессе более широко использовались наглядные пособия.

В 1900 г. к пробсту луговой стороны Волги И. Эрбесу обратился инспектор народных училищ, который, указав на то, что в Ней-Шиллинге на всех детей приходится лишь один учитель русского языка, порекомендовал увеличить ассигнования на обучение русскому языку и ввести в школе должность второго учителя русского языка. Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. в церковной школе Ней-Шиллинга обучалось 68 мальчиков, 64 девочки и работал один учитель – Ф. Делль. Школы содержалась на средства церковной общины. В годы советской власти обе школы были закрыты, а в селе создана начальная школа.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. В 1865–1882 гг. община Ней-Шиллинг входила в приход Экгейм (ныне с. Усатово Краснокутского района Саратовской обл.), созданный 25 октября 1865 г. Однако приход был очень большим, и пастор с трудом обслуживал все входящие в него общины. Поэтому 25 ноября 1882 г., в ходе реформирования пробстских округов Поволжья, был создан приход Брунненталь. В него вошли отделенные от Экгейма лютеранские поселения – Ней-Гуссенбах, Брунненталь (ныне с. Кривояр Ровенского района Саратовской обл.), Гнаденфельд (ныне с. Кирово Краснокутского района Саратовской обл.), Ней-Бейдек (ныне не существует), Благодаровка (ныне не существует), Добрино (ныне не существует). После создания самостоятельного прихода Брунненталь в приход Экгейм входили колонии Ней-Шиллинг, Лангенфельд, Ней-Бауер, Розенфельд, Фриденфельд, Экгейм, Эренфельд и лютеранская община Красного Кута. По состоянию на 1905 г. лютеранский приход Экгейм, в который входила община Ней-Шиллинг, насчитывал 10 733 прихожанина.

Отдельного церковного здания в селе долгое время не имелось, а колонисты проводили богослужения в школьно-молитвенном здании, построенном в год основания колонии. Деревянная церковь была построена в селе в 1887 г., она была освящена 3 мая 1887 г. Кирха имела статус филиальной и была рассчитана на 300 мест. Церковь, небольшая по своим размерам, все же была весьма элегантна и пропорциональна, она имела типичные для поволжских храмов черты русского классицизма – двухэтажное, удлиненное церковное здание, внутренний колонный вестибюль, многоярусную башню-колокольню.

В 1918–1919 гг. община Ней-Шиллинг присоединилась к Свободной Евангелическо-лютеранской церкви конгрегационального положения – церковной организации, существовавшей в СССР в 1927–1935 гг., созданной на основе отделившихся от официальной церкви общин и стремившейся к сотрудничеству с советской властью (была аналогична обновленческому движению в Русской Православной церкви). Создание Свободной церкви было провозглашено на 1-м Генеральном синоде «живоцерковников», который был созван бывшем кюстером Я.И. Фрицлером 19–21 июля 1927 г. в с. Фишер Марксштадтского кантона АССР НП.

Большевики не только стремились внести раскол в официальные церковные структуры, но и вели контроль за верующими и членами церковных советов. В 1930 г., по данным советских органов, общиной руководил кюстер Август Беккер, а в церковный совет входили Я.К. Нейн, Е.К. Нейн, В.Я. Мауль, П.П. Брум, Я.Е. Кауфманн и П.П. Люфт. Число верующих с каждым днем неумолимо сокращалось, деятельность общины находилась под постоянным контролем со стороны органов власти. В январе 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в церковной общине насчитывалось 553 верующих, из них 21 человек был отнесен к категории лишенцев (лишенных политических прав). В августе 1934 г. Президиум ЦИК предложил рассмотреть вопрос о скорейшем закрытии церкви. Лютеранская церковь в Ней-Шиллинге прекратила свое существование по официальному постановлению Президиума ЦИК и Верховного Совета АССР немцев Поволжья от 2 июня 1936 г., так как из 459 оставшихся в общине прихожан 400 высказались за ее ликвидацию.

Список пасторов прихода Экгейм, служивших в общине Ней-Шиллинг. 1867–1868 гг. – Фридрих Генрих Вильгельм Келлер (Friedrich Heinrich Wilhelm Keller). 1869–1877 гг. – Вильгельм Штеркель (Wilhelm Stärkel). 1877–1887 гг. – приход не имел пастора. 1887–1931 гг. – Иоганн Аллендорф (Johannes Allendorf).

Численность населения. В 1889 г. в Ней-Шиллинге проживал 491 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Ней-Шиллинге насчитывалось 665 человек, из них 649 немцев. В 1905 г. в селе проживало 864 человека, в 1910 г. – 1020 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Ней-Шиллинге проживало 1484 человека. В 1921 г. в селе родилось 66 и умерло 50 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Ней-Шиллинге проживало всего 1124 человека. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г., село насчитывало 166 домохозяйств (из них 162 немецких) с населением 984 человека (из них 504 мужчины и 480 женщин), в том числе 974 немца (из них 496 мужчин и 478 женщин). В 1931 г. в Ней-Шиллинге проживало 1287 человек, 1275 из них были немцами.

Село сегодня. Ныне село не существует. Возникавшие у новоселов, прибывших в село в годы войны, проблемы адаптационного и бытового характера, а также государственная кампания по ликвидации «неперспективных деревень», проводимая в 1960-е гг. привели к сокращению общей численности сельского населения и ликвидации многих бывших немецких поселений, в том числе и Ней-Шиллинга.

СОДЕРЖАНИЕ

Архивы

ГАСО. Ф. 637. Оп. 19. Д. 143–147; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 68, 81; Д. 1138; Оп. 3. Д. 206; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 94. Л. 212–213; Д. 289. Л. 38; Д. 299. Л. 20.

Литература

Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII–ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Список населенных мест Самарской губернии. Самара, 1910; Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и Советское государство (1917–1938). – М., 1999; Personalstatus der evangelisch-lutherischen und evangelisch-reformatorischen Kirche in Russland. – Petrograd, 1914; Stumpp К. Verzeichnis der evangelischen Pastoren in den einzelnen deutschen und gemischten Kirchspielen in Russland bzw. der Sowjetunion, ohne Baltikum und Polen // Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. Bearbeitung J. Schnurr. – Stuttgart, 1978. Evangelischer Teil.

Автор: Лиценбергер О.

Задать вопрос