ЗИХЕЛЬБЕРГ (Sichelberg, Сигельберг, Серпогорье, Мартишка, Мортяжка), ныне с. Серпогорье Федоровского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги.

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Все, что осталось от с. Зихельберг (Серпогорье). Фото автора. 2010 г.
Немецкая могила на кладбище с. Серпогорье. Фото автора. 2010 г.

ЗИХЕЛЬБЕРГ (Sichelberg, Сигельберг, Серпогорье, Мартишка, Мортяжка), ныне с. Серпогорье Федоровского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, в 4 км к северо-востоку от с. Федоровка. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Верхнекараманский округ Новоузенского уезда Самарской губернии.

После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья село Зихельберг входило в Федоровский (Мокроусовский) кантон. С 1935 г. после выделения Гнаденфлюрского кантона из Федоровского согласно Постановлению ВЦИК РСФСР «О новой сети районов и кантонов Саратовского края и АССР НП» с. Зихельберг относилось к Гнаденфлюрскому кантону.

Колония основана в 1849 г. Поселение было создано из колонистов, проживавших в материнских колониях Цюрих и Базель и страдавших от малоземелья. Вместе с Зихельбергом в эти годы в Левобережье Волги было учреждено еще несколько колоний. В 1855 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «об учреждении новых колоний Розендам, Визенгейм, Фрезенталь, Ней-Боаро, Сигельберг, Лилиенфельд, Александердорф, Вейценфельд».

Название колонии в переводе с немецкого означало «серповидная гора» и произошло от немецких слов «Sichel» – «серп» – и «Berg» – гора. От перевода немецкого наименования появилось и русское название колонии – Серпогорье. Оно было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. Враждебное отношение к немцам стало следствием начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны, основным военным противником России в которой была Германия. Был принят ряд дискриминационных законов по отношению к немецкому населению России. В 1914 г. были закрыты немецкоязычные издания и общества, было приостановлено использование немецкого языка в публичном общении и в быту во многих областях страны. Указом 18 августа 1916 г. преподавание немецкого языка запрещалось во всех учебных заведениях Российской Империи. Тогда же многие немецкие поселения были переименованы, и с. Зихельберг получило название Серпогорье. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.

По 10-й ревизии 1857 г., 61 семья (307 человек) владела землей в размере 2460 десятин. Согласно «Хозяйственному описанию колонии Зихельберг» по состоянию на 1871 г., в селе проживало 165 поселян мужского пола, которые владели 4719 десятинами земли. Система землепользования являлась трехпольной. Из общего количества земель 59,5 десятин было занято усадьбами колонистов, в том числе 19,2 – постройками и дворами, 0,4 – огородами. Как указывали проверяющие, «Усадьбы имели небольшие огороды, на которых выращивали овощи для домашнего употребления. Усадьбы не представляли особой выгоды колонистам…», поэтому жители села выращивали табак и арбузы. Из общего количества земель 16,5 десятины было занято бахчами и 11,2 – табачными плантациями. В 1871 г. в Зихельберге проживало 55 семей (164 мужчины и 164 женщины). В селе насчитывалось 180 лошадей, 49 жеребят, 2 быка, 86 коров, 55 телят, 107 овец, 105 свиней и 6 коз.

Колонисты занимались преимущественно хлебопашеством. В 1920-е гг. в селе имелась кооперативная лавка, действовало сельскохозяйственное кооперативное товарищество. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Серпогорье.

Школа и обучение детей. В церковной школе, появившейся в селе с момента основания в 1849 г., обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. Школьные занятия проводились в школьно-молитвенном доме, где имелся молитвенный зал. Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. в селе проживало 142 ребенка в возрасте от 7 до 15 лет, обязанных получить начальное образование. В отличие от других немецких поселений, в Зихельберге посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной, 11 детей не могли учиться по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в церковной школе обучался 81 мальчик, 61 девочка и работал один учитель. Школа содержались на средства церковной общины. В годы советской власти церковная школа перешла в ведение Наркомпроса и была преобразована в начальную школу, в селе был открыт пункт ликвидации безграмотности.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Село Зихельберг входило в состав евангелическо-лютеранского прихода Гнаденфлюр, который был основан 5 октября 1861 г. К нему кроме Зихельберга относились общины Гнаденфлюр, Мангейм и Розендам. Первый молитвенный дом появился в селе только в 1885 г. До этого богослужения проходили в старом школьном здании, где имелся вместительный молитвенный зал. Молитвенный дом был деревянным и имел статус филиального.

Приход Гнаденфлюр, в который входила община Зихельберг, был основан благодаря многолетним усилиям пробста Левобережья Волги Александра Карла Августа Аллендорфа, руководившего пробством в 1851–1866 гг. Аллендорф разработал и провел реформирование пробстского округа и реорганизовал его деление на приходы, инициировав создание семи новых приходов – Красный Яр (1855), Гнаденфлюр (1861), Фрезенталь и Вейценфельд (1862), Моргентау (1863), Шенталь (1864), Экгейм (1865).

Приход Гнаденфлюр объединял прихожан не только немецкой, но и латышской национальности. Приходские пасторы кроме немецких сел Гнаденфлюр, Мангейм, Зихельберг, Розендам, насчитывавших более тысячи прихожан, проводили богослужения в близлежащих немецких хуторах Орловское, Полеводино, Терликово, Камышовка, Шестянка, имение Цюрихское первое и Цюрихское второе, хуторы Бирючье, Яблоня, Базель-Миус, Шведер, Александерталь, а также обслуживали латышские поселения Александровск Вольского уезда Саратовской губернии и Чекалино Симбирской губернии.

После 1917 г. единая ранее Лютеранская церковь России фактически распалась вследствие революции, гражданской войны, осуществления антицерковного законодательства и массовой эмиграции священнослужителей. Для воссоединения самостоятельных общин в 1920 г. по всем приходам страны был разослан подготовленный московскими общинами проект нового церковного Устава «Временные постановления о самоуправлении Евангелическо-лютеранской церкви». Однако из 138 поволжских общин только общины прихода Гнаденфлюр приняли проект нового церковного Устава. Лишь пастор Отто Гарфф, руководивший в то время приходом Гнаденфлюр, в 1922 г. согласился войти в возрожденную Московскую консисторию. Остальные приходы Поволжья образовали навязанную поволжским пасторам большевиками самостоятельную церковную организацию.

Желание других поволжских приходов присоединиться к единой лютеранской церкви не могло осуществиться и из-за последовавшей острой реакции политических инстанций, державших руководство церковным управлением в своих руках. Лишь к 1924 г. большинство поволжских приходов откликнулись на призыв Московской консистории и дали свое согласие на вхождение во вновь призванную к жизни единую церковную организацию во главе с епископами в Москве и Санкт-Петербурге.

Молитвенный дом в Зихельберге был закрыт по официальному Постановлению Президиума ЦИК 1928 г., так как большинство членов церковной общины высказались за его ликвидацию.

Пробст Левобережья, пастор Отто Генрих Гарфф (1872 – после 1937), получивший образование и ординированный в семинарии Южной Дакоты (США) служил в Гнаденфлюре с некоторыми перерывами с 1913 по 1931 г., а с 1929 г. одновременно обслуживал и общины прихода Куккус. В 1930 г. он был в первый раз арестован. После второго ареста в 1931 г. он был осужден и отправлен в ссылку до 1937 г. После освобождения в 1937 г. преподавал английский и немецкий языки в университете Перми.

Список пасторов прихода Гнаденфлюр, служившие в общине Зихельберг. 1862–1888 гг. – Карл Эрик Вальберг (Karl Erich Wahlberg). 1890–1891 гг. – Ганс Август Лейст (Hans August Leyst). 1894 г. – Теодор Давид (Theodor David). 1895–1909 гг. – Иоганн Парштраутс (Johannes Parstrauts). 1909–1912 гг. – Александр Ротермель (Alexander Rothermel). 1913–1931 гг. – Отто Гарфф (Otto Harff).

Численность населения. В 1850 г. количество населения в Зихельберге составляло 227 человек, в 1857 г. – 307, в 1883 г. – 687, в 1889 г. – 680 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Зихельберге проживало 849 человек, из них 842 немца. По состоянию на 1904 г. в селе насчитывалось 1090 человек, в 1910 г. – 1416 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Зихельберге проживало 1202 человека, все они были немцами. В 1921 г. в селе родился 71 человек, а умерло 168 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Зихельберге проживало 983 человека, в 1923 г. – 956 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г. население села составляло 864 человека, в том числе 861 немец. В 1931 г. в Зихельберге проживало 1005 человек, из них – 997 немцев.

Село сегодня. Ныне с. Серпогорье Федоровского района Саратовской области. Назвать современное Серпогорье настоящим селом достаточно трудно. В настоящее время здесь живут лишь две семьи фермеров, а на оставшейся территории бывшего Зихельберга отчетливо видны места расположения бывших домов, остатки фундаментов, бугры и ямы. Никаких немецких построек не сохранилось. На небольшом кладбище среди нескольких захоронений 1970–1980-х гг., судя по расположению креста, осталась одна безымянная немецкая могила.

Архивы

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 279; Ф. 637. Оп. 38. Д. 62; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 1263. Л. 1; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 47.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988.

Подняться вверх