DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ВИЗЕНМИЛЛЕР (Wisenmüller, Визенмюллер, Луговое, Луговые Кресты, Кресты, Степанчуков), ныне с. Луговское Ровенского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Евангелическо-лютеранская церковь (1876) в с. Визенмиллер
с. Луговское. Бывший сыроваренный завод. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
с. Луговское. Современная улица. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
с. Луговское. Типичный немецкий дом. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
с. Луговское. Наличники на окнах. Фото Е. Мошкова. 2010 г.

ВИЗЕНМИЛЛЕР (Wisenmüller, Визенмюллер, Луговое, Луговые Кресты, Кресты, Степанчуков), ныне с. Луговское Ровенского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, на правом берегу реки Еруслан. Колония находилась в 437 верстах от города Самары, в 135 верстах от города Саратова, в 144 верстах от уездного города Новоузенска, в 95 верстах к юго-востоку от Покровска. С 1871 г. до октября 1918 г. входила в Торгунскую (с 1914 – Луговую) волость Новоузенского уезда Самарской губернии.

После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Визенмиллер являлось административным центром Визенмиллерского сельского совета. Первоначально село Визенмиллер входило в состав Торгунского района Ровенского уезда. После ликвидации в 1921 г. уездов село вошло в Ровенский район, а с 1922 г. было включено в состав вновь образованного Старо-Полтавского кантона, с 1927 г. вошло в состав Зельманского кантона, где и находилось до ликвидации АССР немцев Поволжья в 1941 г.

Колония основана в 1860 г. как дочерняя. Ее основателями стали колонисты, проживавшие ранее в материнских колониях Бальцер (Голый Карамыш, ныне Красноармейск Саратовской обл.), Гольштейн (ныне Верхняя Кулалинка Камышинского района Волгоградской обл.), Гримм (Лесной Карамыш, ныне пос. Каменский Красноармейского района Саратовской обл.), Моор (Ключи, ныне с. Ключи Красноармейского района Саратовской обл.), Мюллер (Крестовый Буерак, ныне не существует), Мюльберг (ныне Щербаковка Камышинского района Волгоградской обл.), Россоши (Францозен, ныне Первомайское Красноармейского района Саратовской обл.), Усть-Кулалинка (ныне Галка Камышинского района Волгоградской обл.), Шваб (Буйдаков Буерак, Бутковка Камышинского района Волгоградской обл.), Штефан (Водяной Буерак, ныне Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской обл.). Визенмиллер считается крупнейшей немецкой дочерней колонией в России.

В 1860 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «о наименовании колонии Визенмиллер». Название колонии произошло от немецких слов «Wiese» – «луг» – и «Müller» – мельник. От первой части немецкого наименования появилось и русское название колонии – Луговое.

В 1888 г. в селе насчитывалось 398 домохозяйств и 342 жилые постройки, 190 из них были деревянными, 152 построены из сырцового кирпича. 171 житель села был занят местными промыслами и работал в имевшихся в селе 21 торгово-промышленном заведении. В селе действовало два питейных заведения.

Большинство жителей Визенмиллера занималось земледелием. Поселенцы специализировались на разведении пшеницы, но и посевы ржи составляли примерно 1/3 часть от посевов пшеницы. Огромное значение для развития сельского хозяйства имели природно-климатические условия. Почва вокруг поселения отчасти была песчаной и солончаковой, что препятствовало произрастанию растений. По 10-й ревизии 1857 г. на каждого из 662 жителей Визенмиллера мужского пола приходился надел по 13,6 десятин. Форма землевладения являлась общинной, в 1885–1887 гг. была введена трехпольная система земледелия. Многие колонисты предпочитали обрабатывать не по одному, а по два (87 домохозяев из 397), по три (87 домохозяев) и даже по четыре и более наделов (151 домохозяин).

Постоянные полевые работы подталкивали поселенцев к модернизации сельского хозяйства. В 1888 г. у поселян было 127 железных плугов, 65 веялок, пять конных граблей, три жнейки. 65 домохозяев имели усовершенствованные земледельческие орудия, производимые самостоятельно или закупаемые в других немецких поселениях. Большинство земледельцев пользовались орудиями примитивного характера, производимыми кустарным способом. Усовершенствованные земледельческие орудия имели 108 дворов. Если во второй половине XIX в. земледельческие орудия поселенцев работали на конной тяге, то в начале ХХ в. в сельском хозяйстве начали использовать верблюдов. В 1888 г. у поселенцев имелось 1251 рабочая лошадь, 25 волов, 675 коров, 2133 овец, 357 коз и 904 свиней. В 1908 г. у поселян имелось 1152 лошади, 328 волов и 162 верблюда. По данным на 1908 г. в селе имелось 420 дворов, в 1910 г. их количество увеличилось до 379. В селе имелось три ярмарки, работало маслобойное заведение, две паровых, одна водяная и четыре ветряных мельницы.

В 1920-е гг. в селе был открыт народный дом, пункт ликбеза, изба-читальня, имелись кооперативная лавка, сельскохозяйственное кредитное товарищество, мелиоративное товарищество, сыроваренный завод, созданы колхозы «Ленинс Вег» («Ленинский путь») и «Зигер» («Победитель»). В 1931 г. была организована Визенмиллерская машинно-тракторная станция. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Луговское.

Школа и обучение детей. Первая церковно-приходская школа была создана в селе в момент его основания, в 1860 г. На средства прихожан в колонии был построен школьно-молитвенный дом, который был освящен 27 ноября 1888 г. Церковные школы преследовали в основном цели наставления юношества в вере. В школе преподавались закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметика, давались сведения из истории. Материал для чтения был религиозного содержания. Обучение вели кюстеры-шульмейстеры.

Большую роль в распространении грамотности среди жителей села сыграло открытие в 1880-е гг. второй школы – земской, где изучались русский язык, закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение. Учителя давали учащимся элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Школа имела 4-летний срок обучения и являлась двухкомплектной. После основания ее посещало более 50 учеников, в ней работало два учителя. В 1888 г. более чем из 2500 жителей села грамотными являлись 1850 человек (70% всего населения), в том числе 598 мужчин, 681 женщина, 291 мальчик и 280 девочек. Из 398 домохозяйств в 342 имелся хотя бы один грамотный или ученик школы, умеющий читать и писать.

В 1900 г. к пробсту луговой стороны Волги И. Эрбесу обратился инспектор народных училищ, который, указав на то, что в Визенмиллере на 500 детей приходится лишь один учитель русского языка, порекомендовал увеличить ассигнования на обучение русскому языку и ввести в школе должность второго учителя русского языка.

Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 4481 жителей села 492 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В отличие от других немецких поселений, в Визенмиллере посещаемость школы детьми школьного возраста была почти стопроцентной, лишь пять детей не посещали школу по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в земской школе обучалось 67 мальчиков, 36 девочек и работало два учителя, церковную школу посещало 200 мальчиков, 184 девочки и работало три учителя. Обе школы содержались на средства церковной общины. В годы советской власти церковно-приходская школа была закрыта, а земская перепрофилирована в начальную школу. В 1920-е гг. в селе было открыто молочное училище.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. В 1863–1876 гг. община Визенмиллер входила в приход Моргентау, созданный в 1863 г. для вновь образованных немецких колоний степного Левобережья Волги. В 1876 г., когда приход Моргентау был разделен на два прихода – Гнадентау и Веймар, Визенмиллер вошел в состав прихода Гнадентау. Создание прихода Гнадентау было утверждено 9 октября 1876 г. В приход кроме с. Визенмиллер входили еще пять немецких лютеранских поселений – Гнадентау (ныне с. Верхний Еруслан Старополтавского района Волгоградской обл.), Фриденберг (ныне с. Мирное Ровенского района Саратовской обл.), Кана (ныне с. Кана Старополтавского района Волгоградской обл.), Моргентау (ныне с. Суетиновка Старополтавского района Волгоградской обл.), Блюменфельд (ныне не существует).

После создания колонии в ней был построен временный школьно-молитвенный дом, в котором проводились богослужения. В 1876 г. в Визенмиллере на каменном фундаменте была построена деревянная церковь, получившая статус филиальной. Церковь имела места для 1000 молящихся, была обнесена оградой на каменном фундаменте. При выборе проекта предпочтение было отдано традиционному для немецких колоний стилю позднего классицизма («контор-стилю»), предусматривавшему двухъярусное построение зала. Над главным входом, напротив алтаря находилась органная ложа. На галереях второго этажа, которые опирались на массивные деревянные столбы, располагались скамьи для прихожан. В 1904 г. кирха была отремонтирована и обложена камнем. На центральной площади, рядом с церковью, находились кистерат с флигелем, школьно-молитвенный дом и деревянная звонница.

С установлением советской власти в стране началось проведение комплекса мероприятий, направленных на устранение церкви из сфер гражданской и государственной жизни и прекращение деятельности всех конфессий. Закрывались храмы, священнослужители подвергались репрессиями. В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе на тот момент времени церковь еще не была закрыта, в церковной общине насчитывалось 1555 верующих, из них 39 человек были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). Пастору Иоганну Шиллингу в данном секретном сообщении была дана следующая характеристика «выступает против директив Советской власти и колхозов». Уже вскоре, 23 февраля 1935 г., пастор Шиллинг, выпускник ленинградской семинарии проповедников, был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде, приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей и умер в лагере.

В сентябре 1934 г. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья направила в Президиум АССР немцев Поволжья информацию о том, что церковь в с. Визенмиллер еще используется верующими, поэтому вопрос о ее закрытии требует специального рассмотрения. 15 мая 1937 г. церковь была закрыта по официальному Постановлению Президиума ЦИК, так как за ее ликвидацию высказалось 1084 человека из 1372 членов церковной общины.

Список пасторов. Пасторы прихода Моргентау, служившие в общине Визенмиллер. 1863–1864 гг. – Самуэль Петрус Диттрих (Samuel Petrus Dittrich). 1865–1867 гг. – Эрнст Теофил Давид (Ernst Theophil David). 1868–1871 гг. – Карл Теодор Блюм (Karl Theodor Blum). 1873–1874 гг. – Моисей Азноворянц (Moses Asnoworjanz). Пасторы прихода Гнадентау, служившие в общине Визенмиллер. 1876 – 1883 гг. – приход не имел пастора. 1883–1888 гг. – Густав Адольф Томсон (Gustaw Adolf Thomson). 1888–1890 гг. – Рихард Келлер (Richard Keller). 1891–1892 гг. – Эрнст Теофил Давид (Ernst Theophil David). 1892–1924 гг. – Иоганн Косциоль (Johannes Kosz(c)iol). 1931–1934 гг. – Иоганн Шиллинг (Johann Schilling).

Численность населения. В 1883 г. в Визенмиллере проживало 2526 человек, в 1889 г. – 2644. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Визенмиллере насчитывалось 2969 жителей, 2947 из них были немцами. По состоянию на 1904 г. общее количество населения составляло 4366 человек, в 1910 г. – 5207 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Визенмиллере проживало 3223 человека. В 1921 г. в селе родилось 138, а умерло 487 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Визенмиллере насчитывалось 2594 человека, в 1923 г. количество населения уменьшилось до 2469 человек. По переписи населения 1926 г., село насчитывало 530 домохозяйств (из них 521 немецкое), общее количество населения составляло 2918 человек (1388 мужчин и 1530 женщин), из них 2890 немцев (1373 мужчины и 1517 женщин). В 1931 г. в селе проживало 3399 человек, из них 3370 немцев.

Село сегодня. Ныне с. Луговское Ровенского района Саратовской области. Село является центром Луговского муниципального образования, в состав которого входят с. Луговское, с. Мирное и пос. Речной. В рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.» в Луговском была построена школа, церемония торжественного ввода в эксплуатацию которой состоялась в конце 2008 г. Новая школа на 250 учащихся была возведена по современному проекту и имеет оснащенные современным оборудованием общеобразовательные классы, мастерские, спортивные залы. В центре села сохранилось здание старой деревянной немецкой школы, обложенное белым кирпичом в послевоенные годы; в настоящее время оно заброшено.

Архитектурной особенностью бывшего Визенмиллера является обилие парадной домовой резьбы, исполненной в лучших традициях немецкого зодчества. Многочисленные резные наличники на окнах, различающиеся по технике мастерства и декору, являются визитной карточкой бывшего Визенмиллера. Они до сих пор украшают окна фасадов деревянных домов, выходящих на улицу, завершая уникальный образ немецких домов и являясь немыми свидетелями творческого потенциала немецких мастеров-резчиков. Домовая резьба, как неотъемлемая часть народной культуры, нашла свое отражение не только в оконных наличниках, но и в деревянных карнизах и декорированных фасадах; на переднем фасаде одного из домов (ул. Ленина, 44) мастерски вырезана дата постройки – 1910 г.

Еще одним материальным свидетельством ушедших времен является опустевшее ныне здание бывшего сыроваренного завода, начало которому положило маслобойное заведение, появившееся в колонии в середине XIX в. К заброшенному ныне зданию ведет улица Заводская. Население современного села в четыре раза меньше, чем до 1917 г., хотя современное Луговское – одно из самых многочисленных сел Ровенского района, в настоящее время здесь проживает около 1350 человек.

СОДЕРЖАНИЕ

Архивы

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 340; Ф. 637. Оп. 30. Д. 29; ГИАНП. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 111; Д. 890. Л. 77; Д. 1236. Л. 3; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 289. Л. 38; Д. 299. Л. 55.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Nachrichten. 1. April 1937.

Автор: Лиценбергер О.А.

Задать вопрос