ГНАДЕНДОРФ (Gnadendorf, Благодатное, Нахой), ныне часть с. Розовое Советского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, на правом берегу реки Нахой.

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Вид на современное с. Розовое. Фото автора. 2010 г.
Поле близ с. Розовое. Ранее здесь находилось с. Гнадендорф. Фото автора. 2010 г.

ГНАДЕНДОРФ (Gnadendorf, Благодатное, Нахой), ныне часть с. Розовое Советского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, на правом берегу реки Нахой. Находилась в 452 верстах от города Самары, в 128 верстах от уездного города Новоузенска, в 57 верстах к юго-востоку от Покровской слободы и в 6 верстах от волостного села Александерге. С 1871 до октября 1918 г. село входило в Нижнекараманскую волость Новоузенского уезда Самарской губернии.

После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Гнадендорф являлось административным центром Гнадендорфского сельского совета Мариентальского (Тонкошуровского) кантона. В 1926 г. в Гнадендорфский сельский совет входили село Гнадендорф, хутор Ней-Гнадендорф и хутор Гнадендорфского производственного товарищества.

Колония основана в 1859 г. как дочерняя. Поселение было создано из колонистов, проживавших ранее в материнских колониях. Вместе с Гнадендорфом также были образованы еще несколько близлежащих колоний, в том числе Александердорф, Визенгейм, Гнадендорф, Зихельберг, Лилиенфельд, Мариенталь, Ней-Урбах, Розендам, Фрезенталь и многие другие. Основной причиной, способствовавшей созданию дочерних поселений, стало малоземелье колонистов в материнских колониях.

В 1860 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «о наименовании колонии Гнадендорф». Название колонии в переводе с немецкого означало «благодатная деревня» и произошло от немецких слов «Gnaden» – «благодать», «милость», и «Dorf» – деревня. От перевода первой части немецкого наименования появилось и русское название колонии – Благодатное. Оно было дано колонии в 1916 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия. Название Нахой по наименованию одноименной речки применялось редко, такое же второе название имела колония Вейценфельд.

Колонисты занимались преимущественно хлебопашеством. Поселенцы специализировались на разведении пшеницы, но и посевы ржи составляли примерно ¼ часть от посевов пшеницы. Благоприятные для земледелия годы сменялись неурожайными. Огромное значение для развития сельского хозяйства имели природно-климатические условия. Почва вокруг поселения отчасти была глинисто-песчаной и солончаковой, что препятствовало произрастанию растений. Форма землевладения являлась общинной. Многие колонисты предпочитали обрабатывать не по одному, а по 2–3 надела. По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в селе имелось 217 дворов, было построено три ветряных мельницы, работал кирпичный завод. В начале ХХ в. среди жителей наблюдалась эмиграция в Сибирь, только в 1909 г. 219 человек переселилось в дочерние поселения Сибири и Степного края. Гнадендорф. В 1910 г. три семьи, эмигрировавшие в Германию, вернулись в Гнадендорф, не получив обещанных за границей привилегий.

В годы советской власти в селе было создано сельскохозяйственное производственное товарищество, работала кооперативная лавка. В 1930 г. десятки жителей села были репрессированы за создание ячейки контрреволюционной организации «Союз освобождения крестьянских народов», выступавшей против колхозов и хлебозаготовок. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села.

Школа и обучение детей. Церковная школа появилась в Гнадендорфе с момента основания колонии в 1859 г. До строительства первой церкви в 1871 г. богослужения и школьные занятия проводились в школьно-молитвенном доме. Большую роль в распространении грамотности среди жителей села сыграло открытие в 1872 г. второй школы – земской. Для ее строительства община выделила 920 рублей. В земской школе изучались русский язык, закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение. Учителя давали учащимся элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Школа имела 4-летний срок обучения и являлась двухкомплектной.

Занятия в школах начинались 15 сентября и заканчивались 15 мая. В 1893/1894 учебном году в церковной школе обучалось 76 мальчиков и 111 девочек, ее выпускниками в 1894 г. стали 16 мальчиков и 11 девочек. В земской школе в 1893–1894 гг. обучалось 97 мальчиков и 3 девочки, ее выпускниками в 1894 г. являлись 2 мальчика. Земская школа имела 104 экземпляра учебников трех видов, 63 книги для внеклассного чтения, одну географическую карту и один глобус.

Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 1943 жителей села 281 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В отличие от других немецких поселений, в Гнадендорфе посещаемость школы детьми школьного возраста была стопроцентной, тогда как во многих других селах часть детей не могла учиться по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в церковной школе обучалось 140 мальчиков, 141 девочка и работало три учителя. Обе школы содержались на средства церковной общины.

По декрету от 11 декабря 1917 г. приходы лишились всех церковно-приходских школ, которые впоследствии были переданы в ведение Наркомпроса и закрыты. По Декрету СНК от 4 февраля 1918 г. были упразднены должности преподавателей Закона Божьего всех вероисповеданий.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Община Гнадендорф входила в состав евангелическо-лютеранского прихода Вейценфельд (Нахой), к которому кроме Гнадендорфа относились общины Александерге, Вейценфельд, Ней-Тарлык, Розенфельд. Приход был основан 27 января 1862 г. Пасторат находился в колонии Вейценфельд (Вайценфельд, ныне часть с. Розовое Советского района Саратовской области).

Первая деревянная кирха была построена в 1871 г. Она имела статус филиальной и была небольшой по своим размерам, но довольно уютной и привлекательной. В церкви были установлены скамьи для 630 молящихся. Церковь была построена по шаблонному проекту, в традиционном для немецких колоний Поволжья «контор-стиле». Кирха была двухъярусной, имела массивные деревянные колонны на переднем и на боковых фасадах здания, которые венчались треугольными фронтонами. Над прямоугольным притвором находилась трехъярусная башня-колокольня со сферическим куполом и крестом длинною в несколько метров. Около церкви находилась деревянная звонница. В колонии имелся школьно-молитвенный дом.

В 1910 г. в Гнадендорфской лютеранской общине было создано Женское общество. По уставу одной из целей приюта объявлялось содействие в поисках работы девушкам и женщинам, способным к труду, снабжение бедных женщин медицинскими пособиями, обеспечение пищей, кровом и одеждой престарелых вдов. В обществе работали диаконисы (сестры милосердия).

Первым пастором прихода Вейценфельд, к которому относилась община Гнадендорф, стал Теодор Гельц, служивший в Вейценфельде долгие 20 лет. После того как в 1883 г. он был приглашен на должность священника в село Рейнгардт (Осиновка), все общины прихода Вейценфельд остались без пастора, и богослужения в них несколько лет проводили кюстеры. Только в 1887 г. в приход был назначен новый пастор Готтлиб Кох, служивший в общинах до 1923 г. В 1923 г. он был выслан на Урал, в 1929 г. вновь арестован и находился в лагере до 1938 г.

С установлением советской власти в стране началось проведение комплекса мероприятий, направленных на устранение церкви из сфер гражданской и государственной жизни и прекращение деятельности всех конфессий. Закрывались храмы, священнослужители подвергались репрессиям.

В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в Гнадендорфе на тот момент времени церковь еще не была закрыта, в церковной общине насчитывалось 909 верующих, из них 174 человека были отнесены к категории лишенцев (лишенных политических прав). Президиум ЦИК предложил рассмотреть вопрос о скорейшем закрытии церкви. Число верующих с каждым днем неумолимо сокращалось, деятельность общины находилась под постоянным контролем со стороны органов власти.

Пик антирелигиозной политики пришелся на период после принятия постановления ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» в 1929 г., которое ввело ряд ограничений на деятельность религиозных обществ. Массовый характер приобрело закрытие церквей. В ряде мест церкви перестраивались в склады, гаражи или просто отдавались под слом, как не соответствовавшие требованиям социалистической архитектуры. В марте 1938 г. Комиссией по вопросам культов в Президиум ЦИК были представлены списки верующих Гнадендорфа с подписями тех, кто был согласен закрыть в селе церковь. Из 447 членов общины 402 проголосовали за ликвидацию церкви и лишь 45 человек открыто высказались за ее сохранение. 11 марта 1938 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья и Верховный Совет АССР немцев Поволжья приняли постановление о закрытии церкви в Гнадендорфе. Церковь в Гнадендорфе была закрыта одной из самых последних среди поволжских лютеранских церквей.

Список пасторов прихода Вейценфельд (Нахой), служивших в общине Гнадендорф. 1862–1883 гг. – Карл Теодор Гельц (Karl Theodor Hölz). 1883–1887 гг. – приход не имел пастора. 1887–1923 гг. – Готтлиб Кох (Gottlieb Koch).

Численность населения. В 1883 г. в Гнадендорфе проживало 1176 иностранных поселенцев, в 1889 г. их насчитывалось 1346, в 1897 г. – 1464 человека, из них 1446 немцев, в 1905 г. – 1872, в 1910 г. – 2062 человека. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Гнадендорфе проживало 1908 человек. В 1921 г. в селе родилось 106, а умерло 112 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Гнадендорфе проживало 1406 человек, в 1923 г. – 1507 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г. село насчитывало 265 домохозяйств (из них 262 немецких) с населением 1450 человек (из них 723 мужчин и 727 женщин), в том числе 1446 немцев (из них 720 мужчин и 726 женщин). В 1931 г. в Гнадендорфе проживало 1945 человек, из них – 1936 немцев.

Село сегодня. Ныне правобережная, восточная часть с. Розовое Советского района Саратовской области. Значительная часть территории, на которой ранее располагалось с. Гнадендорф, сейчас является незаселенной окраиной села Розовое. Часть бывшего села Гнадендорф застроена современными сельскими одноэтажными домами. Остальная часть бывшей немецкой колонии не сохранилась. Современное село Розовое на две части разделяет части река Нахой. На левобережной территории, занимаемой большей частью современного села Розовое, ранее находилось немецкое поселение Вейценфельд, а в правобережной центральной части села – село Розенфельд. По причине близкого расположения все три поселения со временем слились в один населенный пункт – с. Розовое. В современной школе с. Розовое обучается более 125 детей и работает 25 учителей.

Архивы

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. Д. 340. Л. 368; Ф. 637. Оп. 38. Д. 65, Оп. 35. Д. 73а; ГИАНП. Ф. 381. Оп. 1. Д. 1; Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Д. 849. Оп. 1. Д. 890. Л. 77; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 6.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Список населенных мест Самарской губернии. – Самара, 1910; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Deutsche Volkszeitung. 18. April 1910. №58.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Подняться вверх