DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

КОЛОНИСТСКОЕ ВОССТАНИЕ 1919 г. в Херсонской губернии

Рубрика: Политическая история

КОЛОНИСТСКОЕ ВОССТАНИЕ 1919 г. в Херсонской губернии, вооруженное выступление против советской власти немцев-колонистов Одесского, Тираспольского и Вознесенского уездов Херсонской губ. (26 июля – 20 августа 1919).

После того как в конце марта – начале апреля 1919 г. на всей территории Херсонской губ. была установлена советская власть, в немецких колониях региона начала осуществляться политика «военного коммунизма». На колонии распространялась система продразверстки. Кроме того, колонисты вынуждены были выполнять различного рода повинности: гужевую, трудовую и пр. Главными проводниками политики «военного коммунизма» в немецких колониях были бывшие германские и австро-венгерские военнопленные – члены коммунистической группы «Спартак». К выборам депутатов сельских и волостных советов допускались только лица, владевшие наделом земли не более 5 десятин. В результате большая часть колонистов была лишена избирательных прав. Ряд немецких общественных деятелей, предпринимателей, крупных землевладельцев и священников был репрессирован по приговорам Чрезвычайного революционного трибунала, заседавшего в Одессе под председательством Я.Б. Гамарника.

В связи с начавшимся летом 1919 г. на юге России мощным наступлением белогвардейской армии генерала А.И. Деникина советские власти начали принудительную мобилизацию колонистов в Красную Армию. Все это вызывало глубокое недовольство большей части немецкого населения.

Поводом к началу вооруженного восстания колонистов стали бесчинства отряда «спартаковцев» в колонии Гросслибенталь. Утром 26 июля 1919 г., когда большинство жителей находилось на богослужении в местной церкви, в колонию ворвался отряд «спартаковцев» в составе 16 человек и начал обыски в домах колонистов, сопровождавшиеся грабежами. Возмущенные колонисты во главе со старшиной Гросслибентальской волости Одесского уезда И. Лаурером, перебили почти всех членов отряда. Для подавления колонистского выступления из Овидиополя был направлен бронепоезд с китайцами, служившими в Красной Армии. Однако повстанцы, разобрав железнодорожное полотно, блокировали бронепоезд и после непродолжительной вооруженной стычки захватили его. Направленный из Одессы карательный отряд численностью ок. 300 чел. в ходе ожесточенного боя был также полностью разгромлен. В живых осталось лишь 75 чел. Среди погибших был и комендант Одессы большевик П.П. Мизикевич.

Известия о событиях в Гросслибентале послужили своеобразным сигналом для выступления кучурганских колонистов. 29 июля 1919 г. в Мангейме, где находился центральный мобилизационный пункт района, восстали призванные в Красную Армию молодые колонисты. Они с особой жестокостью расправились со «спартаковцами» и красноармейцами из числа китайцев. 30 июля началось восстание в соседних колониях Зельц, Страсбург, Кандель и Баден. Повстанцы захватили железнодорожную станцию Кучурган, прервав сообщение между Тирасполем и Одессой. Руководили действиями кучурганских колонистов житель колонии Зельц К. Келер и его помощники – учитель из Канделя Шевелей и колонист Ротеккер. Большинство восставших было вооружено охотничьими берданками, лишь у немногих имелись винтовки с ограниченным количеством боеприпасов. Боеспособность повстанцев несколько усилилась, когда на их сторону перешел экипаж броневого автомобиля, в составе которого находились мобилизованные в Красную Армию колонисты Ванглер и Шлоссер.

Вскоре вспыхнуло восстание в расположенных севернее колониях Глюкстальской и Гоффнунгстальской волостей. К колонистам присоединились болгары-огородники Севериновской волости. Повстанцы создали «Совет 10-ти», во главе с колонистами Веймером, Фуксом и Пером. Попытки Совета вступить в переговоры с румынскими властями Бессарабии в надежде получить от них оружие и боеприпасы закончились неудачей. Румынские власти заявили о своем нейтралитете.

В результате колонистского восстания советские власти утратили контроль над значительной территорией. Постоянным нападениям подвергались железнодорожные магистрали, ведущие на север, прекратился сбор продразверстки. Была сорвана мобилизация в Красную Армию, в уже сформированных частях началось дезертирство. Так, 46-я стрелковая дивизия, где служили многие немцы-колонисты, после начала восстания почти полностью прекратила свое существование. Все это происходило в условиях крупных успехов армии генерала Деникина, части которой уже вышли к Днепру. Поэтому для скорейшего подавления восстания советское командование было вынуждено отозвать надежные войска с фронта. На борьбу с повстанцами были брошены отдельные подразделения 45-й, 47-й, 58-й стрелковых дивизий, а также отряды из состава гарнизонов Очакова, Одессы и Николаева; тем самым была ослаблена оборона морского побережья. В начале августа 1919 г. крупному красноармейскому отряду, оснащенному артиллерией, удалось рассеять отряды колонистов в районе Гросслибенталя. В ходе боев и в результате расстрелов пленных здесь погибли 138 немцев-колонистов. 4 августа кавалерийская бригада Г.И. Котовского при поддержке артиллерии прорвала линию обороны кучурганских колонистов и овладела большинством населенных пунктов этого района. В захваченных колониях начались расстрелы пленных повстанцев и мирных жителей. По неполным данным, в Зельце было расстреляно 72 человека, в Бадене – 8, Канделе – 4, Страсбурге – 1 человек. В двух хуторах Кучурганской волости – Фишер-Францен и Ней-Шлессель котовцы расстреляли 17 человек. В это же время красноармейские части подавили восстание в Глюкстале и Гоффнунгстале. В результате боев и карательных акций здесь было убито ок. 150 человек.

Когда восстание колонистов в Одесском и Тираспольском уездах было в основном подавлено, неожиданно для советских властей началось вооруженное выступление березанских колонистов. 7 августа 1919 г. восставшие обезоружили проводивший мобилизацию отряд советских и партийных работников численностью 22 человека, некоторые из них были расстреляны. Направленные из Николаева и Одессы чекистские и милицейские отряды не смогли сдержать натиск повстанцев и отступили, бросив часть вооружения, включая пулеметы. Для подавления восстания командование Красной Армии вынуждено было выделить значительные силы из гарнизонов Очакова и Николаева, а также из 2-й бригады 47-й стрелковой дивизии. 9 августа 1919 г. после семичасового боя советскими войскам удалось выбить восставших из колоний Красна, Попельная (Гоффнунгсбург), Васильевка (Вильгельмсталь), Адамовка (Александрталь). Однако дальнейшее продвижение частей Красной Армии натолкнулось на упорную оборону колонистов Ландауской волости, которой руководил штаб из числа офицеров бывшей русской армии. Лишь подтянув дополнительные подразделения и артиллерию, советское командование смогло прорвать оборону колонистов. В ходе боев колониям был нанесен значительный материальный ущерб. В Карлсруэ в результате артиллерийских обстрелов было разрушено 45, в Ватерлоо – 83, в Катеринентале – 56 жилых домов. Окончательно организованное сопротивление ландауских колонистов прекратилось к 21 августа.

Отвлечение значительных сил Красной Армии на подавление колонистских восстаний стало одной из причин успешного наступления войск Деникина на Черноморском побережье. 13 августа части красных оставили Херсон, 18 августа – Николаев, 23 августа – Одессу; в боях против частей Красной Армии в западных и южных предместьях Одессы участвовали оправившиеся от поражения отряды гросслибентальских и кучурганских колонистов.

Литература

Лекишвили С. В застенках у белых и желтых, Тифлис, 1930, с. 7–10; Безносов А.И. К вопросу об участии немецких колонистов и меннонитов в гражданской войне на юге Украины (1917–1921), в кн.: Вопросы германской истории. Немцы на Украине. Материалы украинско-германской научной конференции, Днепропетровск, 26–29 сентября 1995 г., Днепропетровск, 1996; Безносов А.И. Защита или нападение: участие причерноморских немцев в вооруженной борьбе в годы гражданской войны 1918–1920 гг. // Два с половиной века с Россией: актуальные проблемы и дискуссионные вопросы истории и историографии российских немцев: Материалы 14-й Международной научной конференции, Кисловодск, 25–29 сентября 2013 г. – М.: МСНК-пресс, 2014. – С. 356–358; Щетенко Л.Л. Iз iсторii нiмецьких колонiй на Пiвднi Украïни, Заселення Пiвдня Украïни: проблеми нацiонального та культурного розвитку. Науковi доповiдi. Мiжнародна конференцiя. Частина друга, Херсон; Шкляев И.Н. К оценке мятежа в немецких колониях Южного Поднепровья, в кн.: Проблемы истории и археологии Нижнего Поднепровья. Тезисы, доклады и сообщения научно-практической краеведческой конференции, ч. 1, История, Белгород-Днестровский, 1990; Beznosov A. Für sich selbst: Selbstschutz und bewaffnete Formationen der deutschen Kolonisten in der Ukraine (1918–1921) // Loyalität, Legitimität, Legalität Zerfalls-, Separations- und Souveränisierungsprozesse in Ostmittel- und Osteuropa. 1914–1921. Hg. von Alfred Eisfeld und Konrad Maier, Wiesbaden, 2014. – S. 44–47; Heimatbuch der Deutschen aus Rußland. 1956, Stuttgart, 1956, S. 35–36; Heimatbuch der Deutschen aus Rußland. 1962, Stuttgart, 1962, S. 51; Neusatz H., Erka D. Ein deutscher Todesweg, Berlin, 1930, S. 87–89.

Источники

ГА Николаевской обл., ф. р–2737, оп. 1, д. 1; ГА Одесской обл., ф. р. 1083, оп. 1, д. 180а.

Задать вопрос