DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

МООР, ныне с. КЛЮЧИ Красноармейского района Саратовской области, немецкая колония в Правобережье Волги

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Карта северо-восточной части Камышинского уезда
Современное состояние с. Ключи (ранее Моор). Фото Е. Мошкова, 2010 г.
Современное состояние с. Ключи (ранее Моор). Фото Е. Мошкова, 2010 г.
Современное состояние с. Ключи (ранее Моор). Фото Е. Мошкова, 2010 г.

МООР (Moor, Ключи), ныне с. КЛЮЧИ Красноармейского района Саратовской области – немецкая колония в Правобережье Волги, на речке Ключи (приток реки Голый Карамыш), в одной версте от речки Сухая Золотуха (приток Волги). Находилась в 77 верстах от Саратова, в 108 верстах от уездного города Камышин, в 8 верстах от волостного села Усть-Золихи, в 6 верстах от колонии Голый Карамыш (ныне Красноармейск), по левую сторону от большой почтовой Саратовско-Астраханской дороги. До 1871 г. входила в Сосновский колонистский округ, с 1871 г. до октября 1918 г. в Сосновскую (позже Голо-Карамышскую) волость Камышинского уезда Саратовской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Моор являлось административным центром Моорского сельского совета Голо-Карамышского (с 1927 Бальцерского) кантона. В 1926 г. в Моорский сельский совет входили с. Моор, усадьба при водяной мельнице Сумпфмиль и хутор Кронштепп.

Колония основана 1 июля 1766 г. как коронная колония. Название получила в честь колониста Якоба Мора, 46-летнего хлебопашца из Курпфальца, прибывшего в колонию с женой Анной Маргаретой и двумя детьми, являвшегося первоначально бейзицером и избранного после расселения колонистов форштегером колонии. В списках первых колонистов форштегером назван Генрих Циммерманн, 32-летний цеховой из Курпфальца, который был избран после прибытия на место поселения. Второе официальное русское название – Ключи, присвоенное колонии согласно Указу 26 февраля 1768 г., было дано колонии по одноименной речке.

Основателями колонии стали 64 семьи (240 человек), выходцев преимущественно из Курпфальца, Изенбурга и Гессена. Большинство жителей Моора являлись реформатами, восемь человек (две семьи) –лютеранами. Большинство первых переселенцев являлись хлебопашцами. Среди 64 глав семей, значившихся в списке первых поселенцев, кроме хлебопашцев было 13 цеховых ремесленников. Однако колонистов обязывали заниматься земледелием, одновременно продолжая при необходимости собственное ремесло. Каждый домохозяин Моора для выращивания ржи получил от Конторы опекунства в Саратове две лошади, телегу, два хомута, две узды, два седла, дугу, косу, три сажени веревок и 25 рублей на пропитание.

Согласно сведениям, представленным в ведомости о количестве колонистов, поселившихся в Астраханской губернии за 1769 г. , в колонии Моор проживало 64 семьи, из них 60 семей объявили себя способными к хлебопашеству и четыре – неспособными. По состоянию на 1769 г. у 251 колониста имелось 155 лошадей, два рабочих вола, 148 коров и телят, 21 свинья. В колонии было построено 37 жилых домов. Колонисты обрабатывали близлежащие степные просторы, сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, лен. Земля вокруг колонии была каменистой и глинистой, лишь 1/3 всех земельных угодий составлял чернозем. Обработку почвы затрудняли овраги, солончаки и кустарники.

По 8-й ревизии 1834 г. колония была наделена землей по 15 десятин на душу, по данным 10-й ревизии 1857 г. площадь земельных угодий колонистов была в несколько раз меньше. Малоземелье приводило к неоднократным попыткам колонистов основать дочерние колонии или переселиться за пределы своих сел. В 1855 г. безземельными поселенцами в Левобережье Волги, в Нижне-Ерусланской волости Новоузенского уезда Самарской губернии была основана дочерняя колония Гнаденфельд, другими названиями которой являлись Моор и Ключи.

Несмотря на то, что в первые годы поселения среди колонистов преобладали земледельцы, со временем весьма распространенным в колонии стал сарпиночный промысел. Колония относилась к приходу Усть-Золиха, которая доминировала среди поволжских колоний в области производства одежды из хлопка. Поэтому и в Мооре сарпиночный промысел был весьма популярен. Со временем в Мооре была открыта первая сарпинковая фабрика, к концу ХIХ века их было уже три. В 1894 г. 25% жителей села (500 человек из 2100) занималось изготовлением сарпинки.

По сведениям Центрального статистического комитета, в 1862 г. в колонии имелось 240 дворов, 12 сарпинковых заведений и четыре общественные мельницы, две на реке Карамыш, одна на реке Перевалке и одна на реке Песковатке. А.Н. Минх, анализируя данные земской переписи 1886 г., указывал на то, что в колонии «…всех жилых изб считалось 391, из них каменных – 295, деревянных – 96, крытых тесом – 124, соломой – 260, землей – семь; промышленных заведений по производству сарпинки, веялок, прялок и пр. – 23, питейных – два и лавок – пять». В 1891 г. в селе имелось 353 двора, в 1894 г. – 381 двор, дома отапливались кизяками и соломой.

Селяне имели частные сады и огороды по реке Карамыш, в 12 верстах от села. Однако после того как на одном из сельских сходов было принято решение об обложении налогом в одну копейку каждой квадратной сажени сада сверх установленной нормы, многие колонисты вырубили лишние садовые деревья. С 1879 г. в селе была введена система трехпольного землепользования, до этого времени пшеница сеялась два года подряд на одном и том же поле. Землю обрабатывали немецкими плугами на три лошади, выращенный хлеб продавали в русских селах Сосновка и Золотое. В селе имелось два деревянных, крытых железом общественных хлебных магазина.

Особое место в промыслах занимало изготовление прялок и веялок – машин для выделения зерна из вороха, получаемого после обмолота хлебов. Постепенно ремесло превратилось в доходный промысел и к концу ХIХ столетия десятки семей на собственных дворах занимались производством веялочных машин и прялок. Спрос был достаточно высоким, и производимая колонистами продукция реализовывалась в Самаре, Оренбурге и Уфе. В 1911 г. в селе насчитывалось 525 хозяйств, во владении у крестьян имелось 615 головы рабочего скота, 612 голов молочного скота, 679 гужевого скота, 1988 мелкого скота. Крестьяне имели 273 железных плуга, 21 жнейку и 69 веялок. В годы советской власти в селе имелись кооперативная лавка, сельскохозяйственное кредитное товарищество. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из Моора, с 1942 г. село носит название Ключи.

Школа и обучение детей. В церковно-приходской школе, появившейся в селе с момента основания, обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. В середине ХIХ века церковная школа получила статус училища. Кроме церковно-приходской немецкой школы в колонии с 1880-х гг. действовала товарищеская частная школа. По состоянию на 1886 г. из 3069 колонистов 1758 были грамотными. Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из пяти с половиной тысяч жителей села 669 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. Посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной, около 10 детей не ходили в школу по причине бедности их родителей. В момент проверки школы общество колонии и родители еще 90 детей, не посещавших школу, ссылались на то, что дети приступят к занятиям в следующем году, по достижению ими 8-летнего возраста. В 1906 г. в церковной школе обучалось 284 мальчика, 285 девочек и работало четыре учителя. Школа содержалась на средства церковной общины. В годы советской власти церковно-приходская школа была закрыта и перепрофилирована в начальную школу.

Вероисповедание жителей и церковь. Особенностью Моора была принадлежность большинства колонистов к реформатской церкви. В селе имелась внецерковная группа «братьев и сестер», многие последователи которой к концу ХIХ века объявили себя баптистами. По донесению новоузенского исправника, один из сектантов, житель села Вильгельм Вебер был назван «двигателем всех беспорядков», «человеком в высшей степени вредным», который «возбуждает фанатизм», «разжигает идеи противозакония», «эксплуатирует сектантов самым бессовестным образом, составив из их приношений себе большое состояние». Вебер выступал против ношения оружия и военной службы и призывал братьев переселяться в Америку и Бразилию. В Ключах кроме Вебера проживало еще три старейшины которые пропагандировали учение «братьев и сестер» в немецких поселениях Сосновской волости. В 1879 г. в селе насчитывалось 59 баптистов. По состоянию на 1931 г. в Мооре проживало 37 баптистов, 61 житель села причислял себя к «свободной церкви».

Община Моор входила в лютеранско-реформатский приход Мессер (Усть-Золиха), созданный в 1765 г. Кроме колонии Моор к приходу относились также общины Мессер (Усть-Золиха), Куттер (Поповка), Бальцер (Голый Карамыш), Антон (Севастьяновка) и Кауц (Вершинка). В апреле 1798 г. колонии Голый Карамыш и Ключи были отделены от Усть-Золихинского прихода, в них был «назначен особый приходской пастор». Однако это продлилось недолго: из-за нехватки в колониях пасторов общины вскоре вновь были присоединены к приходу Мессер. 15 ноября 1855 г. приход Усть-Золиха был утвержден в составе трех колоний – Усть-Золиха, Ключи и Поповка, остальные общины были отнесены к приходу Бальцер.

В первые годы после основания колонии богослужения проводились в школьно-молитвенном доме, построенном на государственные средства. Первая деревянная церковь, возведенная на средства колонистов, появилась в колонии в 1798 г. Она являлась филиальной, не имела архитектурных излишеств, представляла собой вместительное одноэтажное здание с колокольней, превосходившее по размеру все остальные постройки в колонии. Церковь была построена без специального проекта, руками мастеров-самоучек и жителей Моора.

Возведение новой церкви началось с 1831 г. с разрешения Департамента государственного хозяйства и публичных зданий МВД. Строительство велось на протяжении почти трех лет и в 1833 г. церковь была освящена. Она была достаточно скромна, зато более вместительна, чем прежняя. Дальнейшая судьба этой кирхи точно не известна, по одной из версий, она сгорела во время одного из сильных пожаров, причинивших колонии значительный ущерб.

В 1856 г. в колонии была построена и освящена новая двухъярусная деревянная церковь. Крыша церкви, как и стены здания и элементы внутреннего интерьера, были деревянными. Кирха была возведена в стиле позднего классицизма. Проект кирхи был утвержден Конторой опекунства, штат которой не предусматривал должности архитектора, поэтому проектирование церкви заочно курировал архитектор Министерства Государственных Имуществ А.К. Кавос.

В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе на тот момент времени церковь еще не была закрыта, в церковной общине насчитывалось 153 верующих лютеран, среди верующих 59 человек были причислены к категории лишенцев. 28 августа 1934 г. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья направила в Президиум АССР немцев Поволжья информацию о том, что молитвенный дом в с. Моор переоборудован в вязальню имени Н.К. Крупской, а так как здание каменной церкви еще используется верующими, вопрос о ее закрытии требует специального рассмотрения. 26 октября 1935 г. церковь была закрыта по официальному Постановлению Президиума ЦИК, так как за ее ликвидацию высказалось 742 человека из 835 членов церковной общины.

Список пасторов прихода Мессер, служивших в общине Моор. 1765–1799 гг. – Иоганн Янет (Johannes Janet). 1798–1804 гг. – Алоизий Яух (Aloysius Jauch). 1804–1818 гг. – Джошуа Граф (Josua Graf). 1820–1822 гг. – Иоганн Самуэль Губер (Johann Samuel Huber). 1823–1850 гг. – Иммануил Грунауэр (Immanuel Grunauer). 1853–1891 гг. – Якоб Фридрих Деттлинг (Jakob Friedrich Dettling). 1888–1889 гг. – Либориус Херборд Бенинг (Liborius Herbord Behning). 1894–1897 гг. – Иоганн Каминский (Johann Kaminsky). 1898–1909 гг. – Эдуард Зайб (Eduard Seib). 1909–1914 гг. – Вольдемар Ланкау (Woldemar Lankau). 1917–1929 гг. – Эдуард Айххорн (Eduard Eichhorn).

Численность населения. В момент основания колонии, в 1766 г., в Мооре поселилось 240 иностранных колонистов, в 1767 г. их насчитывалось 251, в 1773 г. – 276, в 1788 г. – 420, в 1798 г. – 510, в 1816 г. – 866, в 1850 г. – 2181, в 1859 г. – 2653, в 1886 г. – 3069 человек. В 1859 г. из села для основания дочерних колоний в Самарской губернии правительством было переселено 463 человека. В 1874–1875 гг. 31, а в 1886 г. – 32 поселенца выехали на постоянное место жительства в Америку, в 1875 г. шесть человек переселились на Кавказ. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Мооре проживало 4822 человека, все они были немцами. По состоянию на 1905 г. в селе проживало 5370 человек, в 1911 г. – 5998 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в селе проживало 4822 человек. В 1921 г. в колонии родилось 165, а умерло 730 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Мооре проживало 3599 человек. В 1923 г. население сократилось до 3333 человек. По переписи населения 1926 г. село насчитывало 3719 человек, в том числе 3716 немцев. В 1931 г. в селе проживало 3842 человека, 3836 из них были немцами.

Село сегодня. Ныне с. Ключи Красноармейского района Саратовской области. Село Ключи является центром и единственным субъектом Ключевского муниципального образования (сельского поселения). Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г., население села Ключи составляло всего 567 человек, что более чем в десять раз меньше, чем население села Моор до революции. По состоянию на 2010 г. в школе с. Ключи обучалось 38 учеников и работало 12 учителей. Деревянная церковь 1856 г. постройки до настоящего времени не сохранилась. В селе практически нет и других объектов немецкой архитектуры, за исключением нескольких деревянных домов, которые перестроены или обложены кирпичом, но еще используются жителями Ключей.

Литература

Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. - М., 1997.; Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии: Южные уезды: Камышинский и Царицынский. Т. 1. Вып. 3. Лит. Л–Ф. Печатан под наблюдением С. А. Щеглова. Саратов: Тип. Губ. земства, 1901. Приложение к Трудам Саратовской Ученой Архивной Комиссии. С. 1069–1072.; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I.; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост. В.Ф. Дизендорф. М., 2002.; Списки населенных мест Саратовской губернии Саратов: Земская типография, 1912.; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. Martin-Luther-Verlag, 1988.; Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 3. Kolonien Laub – Preuss. Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 2005.

Источники

ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 24–29. Л. 46; Ф. 180. Оп. 1. Д. 25, 2165, 2177; ГИАНП. Ф. 192. Оп. 1. Д. 1–6. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Д. 890. Л. 45; Д. 1137. Л. 135; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 90.

Автор: Лиценбергер О.А.

Задать вопрос