БАНГЕРДТ , ныне с. ЗАУМОРЬЕ Энгельсского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги.

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Пастор Иоганн Вильгельм Аллендорф (1827–1990 гг.)
Евангелическо-лютеранская церковь (1859 г.) в с. Бангердт
с. Зауморье. Сохранившиеся немецкие дома. Фото Е. Мошкова. 2009 г.
с. Зауморье. Здание бывшего дома кистера-шульмейстера. Фото Е. Мошкова. 2009 г.
с. Зауморье. Место, где располагалась ныне не сохранившаяся лютеранская церковь. Фото Е. Мошкова. 2009 г.

БАНГЕРДТ (Bangerdt, Зауморье, Саморье, Саус-Морье, Усовка), ныне с. ЗАУМОРЬЕ Энгельсского района Саратовской области – немецкая колония в Левобережье Волги, в непосредственной близости от волжского берега. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Степновскую волость Новоузенского (Саратовского) уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Бангердт являлось административным центром Бангердтского сельского совета. С 1922 г. и до 1927 г. село относилось к Куккусскому (Вольскому) кантону. В конце 1927 г. после проведения в АССР немцев Поволжья административной реформы Вольский (Куккусский) кантон был ликвидирован путем присоединения последнего к Ровненскому (Зельманскому) кантону. В 1935 г. Куккусский кантон был восстановлен.

Немецкая колония Бангердт была основана 1 июля 1767 г. Вербовкой колонистов и созданием данной вызывательской колонии занимались частные предприниматели – женевец Пите (Pictet) и француз ле Руа (le Roy). Свое название колония получила в честь первого форштегера – Иоганна Генриха Бангерта, 28-летнего хлебопашца из Нассау-Узингена (Индерлаукен), прибывшего в Россию вместе с женой Катариной-Доротеей. До 1798 г. форштегером являлся колонист Экгерт. Второе официальное русское название – Зауморье было присвоено колонии согласно Указу 26 февраля 1768 г. Основателями колонии стали 32 семьи – выходцы из Гессена, Дармштадта, Саксонии, Нассау, Пруссии и других немецких земель.

Среди 83 первых колонистов большинство являлись лютеранами. Лишь два человека – Генрих Бейль с женой – придерживались реформатской ветви протестантизма. Особенности расселения не позволяли заселить колонии представителями одного вероисповедания, поэтому во многих случаях католики были вынуждены селиться вместе с протестантами, как это произошло и в Бангертдте, что в дальнейшем предопределило наличие смешанных браков в колонии. В реформатско-лютеранскую колонию были поселены семь католиков: семья Иоганна Бонекера из Дармштадта с женой и двумя детьми, Иоганнес Гейланд из Курмайнца с женой и холостой Гат Иоганн Юст из Нассау-Вельбурга.

Каждый домохозяин получил от конторы опекунства в Саратове по 25 рублей, лошадь и корову. Большинство первых переселенцев являлись хлебопашцами и по роду своих занятий на прежней родине вполне соответствовали основной цели привлечения колонистов в Россию – освоение ими земледельческой зоны в пустынных степных окраинах. Кроме хлебопашцев среди первых 83 колонистов были портной, пекарь, мясник и чулочный ткач.

В 1774 г. колония подверглась нападению пугачевцев, сопровождавшемуся грабежами, насилием и убийствами. Повстанческие отряды Емельяна Пугачева, возглавившего крестьянскую войну против крепостнического гнета (1773–1775) активно действовали в заволжских степях. Разорение немецких поселений отрядами Пугачева ослабило колонии, причинив им ущерб, но не остановило их развитие.

Колонисты занимались преимущественно хлебопашеством и мукомольным производством. Выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, картофель. Современники отмечали и более высокий уровень жизни немецких колонистов по сравнению с русскими крестьянами.

По ревизии 1834 г. колонисты были наделены землей по 15 десятин на душу. С ростом числа колонистов размеры земельных наделов сократились в несколько раз, что вызвало массу проблем. Несколько десятилетий продолжалась тяжба колонистов с крестьянами сел Мордовое и Ахмат за право владения земельными угодьями на островах. Малоземелье приводило и к неоднократным попыткам колонистов основать дочерние колонии и переселиться за пределы своих поселений. В 1861 г. согласно указу Конторы самовольное переселение приравнивалось к бродяжничеству и строго наказывалось. Однако это не останавливало колонистов. В 1866 г. в Зауморье были проведены дознания, а с колонистов взяты расписки, что они осведомлены о запрещении переселения на Кавказ.

            С течением времени в Бангердте появились различные промышленные заведения. В начале ХХ века в селе находилась одна из крупнейших подсолнечных маслодавилен в немецких колониях Поволжья. В Бангердте было налажено производство чесальных машин, используемых для обработки волокна в текстильном и прядильном производстве.

С приходом советской власти в истории немецких поселений многое изменилось. В апреле 1921 г. несколько жителей села были репрессированы за организацию антисоветского восстания. В годы советской власти в селе работала консервная фабрика, была создана машинно-тракторная станция, основано сельскохозяйственное кредитное товарищество. 5 сентября 1941 г. все жители села были депортированы в Новосибирскую область, с 1942 г. село носит название Зауморье.

Школа и обучение детей. В Бангердте, как и во всех других лютеранских колониях, с момента основания действовала церковно-приходская школа, где согласно закону обучались все дети в возрасте от 7 до 15 лет. Большую роль в распространении грамотности среди жителей села сыграло открытие в 1880-е гг. второй школы – земской, где изучались русский язык, закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение. Учителя давали учащимся элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Школа имела 4-летний срок обучения и являлась двухкомплектной. После основания ее посещало более 50 учеников, в ней работало два учителя.

Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в Бангердте посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной, 49 детей села не могли учиться по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в земской школе села обучалось 113 мальчиков, 100 девочек и работало пять учителей. В церковной школе обучалось 143 мальчика и 189 девочек. Обе школы содержались на средства церковной общины. После 1917 г. церковно-приходская и земская школы были закрыты, а в селе появилась начальная школа.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Некоторые колонисты являлись реформатами. До 1821 г. колония Бангердт относилась к приходу Варенбург (Привальное). С 1821 г. община Бангердт входила в лютеранско-реформатский приход Куккус (Вольская). К нему кроме Бангердта относились еще четыре общины – Куккус (Вольская), Шталь (Степное), Лауве (Яблоновка), Иост (Поповкина). Прихожане общины Куккус (Вольская), которая была центром прихода, являлись реформатами.

В первые годы после создания поселения колонисты Бангердта проводили богослужения в молитвенном доме, имевшем статус филиального. Точная дата его постройки не известна. Он был возведен на государственные средства в первые один-два года после расселения колонистов. Затраченные средства колонисты должны были выплатить государству в течение последующих десяти лет. Следующий деревянный молитвенный дом был построен на средства колонистов в 1815 г. Изначально колонисты не придавали особого значения архитектурному стилю: все строения в поселениях были деревянными и скромными. Здание нового молитвенного дома отличалось от рядового жилого дома лишь большими высотой, размерами и укрупненными окнами.

Когда здание молитвенного дома потребовало капитального ремонта, он был полностью перестроен. В 1859 г. в колонии появилась относительно небольшая, камерная деревянная кирха, которая имела скамьи для 684 молящихся. Она была построена в традиционном для культового строительства того времени стиле позднего классицизма, являлась двухъярусной, имела выходы на поперечной оси и расположенные в верхнем ярусе небольшие галереи со скамьями для прихожан. В нижнем ярусе скамьи для прихожан располагались четырьмя квадратами, разделенными продольными и поперечными проходами. В 1890 г. церковь была отремонтирована. Рядом с кирхой находилось вместительное здание кистерата с флигелем и покойницкая.

Последние пасторы прихода Куккус, служившие в Бангердте, были репрессированы. Иоганн Эрбес (1968–1932), окормлявший общины прихода с 1902 г., в 1930 г. был арестован по обвинению в антисовесткой деятельности и шпионаже и умер в лагере под Семипалатинском. Там же погиб и Отто Генрихович Гарфф (1872 – после 1932), который был арестован в 1930 г. , обвинен в контрреволюционной деятельности и отправлен в лагерь.

Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии храма 19 мая 1934 г. Из 723 члена церковной общины 608 высказались за закрытие церкви. 15 сентября 1934 г. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья направила в Президиум АССР немцев Поволжья информацию о том, что здание деревянной церкви в с. Бангердт уже не используется верующими, а в церкви имеется два колокола весом 16 пудов, поэтому вопрос о переоборудовании здания церкви и снятии с нее колоколов требует специального рассмотрения. Комиссия также сообщила, что деревянный молитвенный дом села уже не функционирует и переоборудован в народный дом. 19 мая 1934 г. церковь была закрыта по официальному Постановлению Президиума ЦИК, так как 608 членов церковной общины из 723 высказались за ликвидацию в селе церкви. Церковные колокола были сняты и переплавлены «на тракторную колонну».

Список пасторов. Пасторы прихода Варенбург (Привальная), служившие в общине Бангердт. 1770–1777 гг. – Польманн (Pohlmann). 1777–1785 гг. – приход не имел пастора. 1785–1788 гг. – Фридрих Конрад Штренге (ль,р) (Friedrich Konrad Strenge(l,r)). 1788–1797 гг. – приход не имел пастора. 1797–1821 гг. – Бернгард Вильгельм Литфас (Bernhard Wilhelm Litfas). Пасторы прихода Куккус, служившие в общине Бангердт. 1820–1835 гг. – Иоганн Мартин Отто (Johann Martin Otto). 1836–1840 гг. – помощник пастора Петер Август Пундани (Peter August Pundani). 1840–1852 гг. – Эрнст Вильгельм Давид (Ernst Wilhelm David). 1854–1900 гг. – Иоганн Вильгельм Михаил Аллендорф (Johannes Wilheln Michail Allendorf). 1902–1930 гг. – Иоганн Эрбес (Johannes Erbes). 1929–1930 гг. – Отто Генрих Гарфф (Otto Heinrich Harff).

Численность населения. В 1767 г. здесь проживало 83 иностранных колониста, в 1773 г. их насчитывалось 102, в 1788 г. – 149, в 1798 г. – 206, в 1816 г. – 239, в 1834 г. – 444, в 1850 г. – 706, в 1859 г. – 899, в 1883 г. – 1222, в 1889 г. – 1233 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Бангердте проживало 1281 человек, из них 1257 были немцами. По состоянию на 1904 г. в селе насчитывалось 1985 человек, в 1910 г. – 1844 человека. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в селе проживало 1623 человека, все они были немцами. В 1921 г. в селе умерло 156, а родилось 82 человека. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Бангердте проживало 1336 человек. По переписи населения 1926 г. село насчитывало 1430 человек. В 1931 г. в селе проживало 1632 человека, все они были немцами.

Село сегодня. Ныне с. Зауморье Энгельсского района Саратовской области. По своим размерам и количеству жителей немецкая колония Бангердт значительно превосходила современное село Зауморье. В настоящее время от здания церкви сохранился лишь полуразрушенный фундамент высотой в 5–7 кирпичей, который расположен в центре села. В его очертаниях хорошо просматриваются алтарная часть церкви и боковые нефы. Рядом с остатками церковного фундамента находится заброшенное здание кистерата с треугольным фронтоном. Его окна заколочены досками, а из-под современной штукатурки проглядывает старинная кирпичная кладка. Когда-то здесь была центральная площадь. Вокруг и сегодня сохранились деревянные колонистские дома конца ХIХ – начала ХХ веков.

Архивы

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 2332; Оп. 4. Д. 35; ГИАНП. Ф. 163. Оп. 1. Д. 1; Д. 890. Л. 6, 77; Д. 934. Л. 223; Д. 1062. Л. 300; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 40.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 1. Kolonien Anton – Franzosen. Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 1999.

Подняться вверх