DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

КАРАСАН, меннонитская колония

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Бывшая начальная школа. Фото 2013 г.
Бывшая усадьба семьи Валл. Хозяйственная постройка. Фото 2013 г.
Здание молитвенного дома до перестройки
Ул. Ленина, д. 6. В советское время дом директора совхоза
Усадьба Иоганна Вибе. 1911 г.
Кладбище. Фото 2013 г.
Центральное училище. Начало ХХ в.

КАРАСАН (Кара-Гасан, татар.; с 1947 – село Ровное), меннонитская колония, основана в 1862 г. До 1917 г. в составе Таврической губернии, Симферопольского уезда, Зуйской, позже Табулдинской волости. С 1921 г. – Крымская АССР: 1921–1923 гг. – Биюк-Онларский, с 1923 г. – Симферопольский район, с 1930 г. – Биюк-Онларский немецкий район, с 26 января 1935 г. – Тельманский немецкий район (с 14 декабря 1944 – Красногвардейский). Центр Карасанского сельсовета, в настоящее время – центр Ровенского сельского поселения.

В XVIII в. татарская деревня, по состоянию на 1784 г., принадлежала Ак-Мурзе из рода Ширинских. В 1794 г. земли купил симферопольский казначей Семен Антонович Жердев на имя дочери. С 1797 г. владельцем земель (более 2079 десятин) стал Карл Иванович Гагендорф. С 1818 г. – дача Христиана Христиановича Стевена (1781–1863), ученого-ботаника, основателя и директора Никитского ботанического сада.

После массового выхода татар из Крыма в 1856–1862 гг. полуостров начал заселятся русскими переселенцами, эстонцами, немцами, чехами. Колония основали выходцы из молочанских колоний Бердянского уезда Таврической губернии, находилась в степной зоне на небольшом ручье Бурульча, притоке Салгира, на арендованных, а в 1870-е гг. выкупленных землях, принадлежавших наследникам Христиана Стевена. 20 февраля 1873 г. землю у А.Х. Стевена выкупили 28 хозяев: П. Безганц, Г.П. Беккер, И.И. Браун, Г.Г. Ваал, Я. Вайс, И.Д. Варкентин, И.И. Вибе, Ф.И. Вибе, Я.Ф. Вибе, Г.Г. Виленс, А.Я. Витенберг, Я.Я. Витенберг, П.А. Гардер, П.И. Гардер, А.П. Гизбрехт, П.П. Гизбрехт, И. Зеленгур, А.П. Исаак, Г.П. Исаак, П.П. Исаак, И.И. Клипенштейн, А.Г. Унру, К.К. Фаст, Г.Г. Фридель, А.Я. Шелленберг, Н.Я. Эзау, Г.А. Янцен, П.Д. Янцен. 6 марта 1874 г. Симферопольским окружным судом они введены во владение имением при деревнях Карасан, Джага-Шейх-Эли с разоренной деревней Бешарань.

В 1889 г. в Карасане проживало 219 человек (36 дворов). По данным за 1896 г., в поселении насчитывалось 33 домохозяина (118 мужчин и 112 женщин), обществу принадлежало 4005 десятин вместе с неудобной землей. В 1901 г. число наличных душ составляло 288 человек, надельной земли не было, все 4645 дес. были куплены. К 1903 г. население составляло уже 300 чел., а земельный надел – 4672 дес. Согласно официальной статистике за 1915 г., в Карасане было зарегистрировано 27 хозяйств и проживало 59 мужчин и 58 женщин, в хозяйствах числилось: 409 лошадей, 132 вола, 205 коров, 180 жеребят и телят, 210 овец и свиней. В селе имелась почта, аптека, школа, больница была в 10 верстах. С 1918 по 1926 г. население колонии увеличилось на 200 человек, кроме естественного прироста рост был вызван притоком беженцев из разоренных меннонитских колоний материковой части. В 1926 г. проживало 668 постоянных и 40 временных жителей, среди них 664 немца, 23 русских, 10 украинцев, 6 евреев, всего не немцев было только 44 человека (6%). По состоянию на 25 августа 1937 г., Карасан был самым крупным селом Тельманского района, здесь проживали 1054 человека.

Церковь. В Карасане была основана первая в Крыму церковная община меннонитов (староменнонитов), со временем колония стала духовным центром всех меннонитов Крыма. Молитвенный дом построен в конце XIX в. (проект утвержден в 1898). Меннониты Крыма несли альтернативную военную службу в лесничестве (в Крымском филлоксерном отряде по защите виноградников от болезней).

Первым духовным старшиной (Kirchenälteste) был Яков Вибе (до 1880), брат известного предпринимателя, зятя И. Корниса Филиппа Вибе, до переезда в Крым преподаватель Гальбштадтского центрального училища. На этой должности были: Абрам Томасович Фризен (1846 – после 1912) с 11 мая 1884 г. до 1912 г.; Леткеман (в 1920-е). Дьяконом общины (с 1863) был Гергард Корнелиусович Валл (1842–1911), оставался им еще в 1905 г., его сын Петр Валл (1867–1933) был проповедником-экономом лесничества. В 1920 г. община раскололась: старшина Герман Аронович Ремпель вышел из общины и организовал новую – общину евангелистов. 21–27 ноября 1925 г. в молитвенном доме Карасана проходил слет руководителей немецких хоров Крыма. Съехалось около 40 дирижеров и кандидатов вместе со своими коллективами. Мероприятием руководили Феттер и Лёвен.

Школьное обучение. Карасан был центром Крымского меннонитского училищного совета, возникшего в первые годы существования колонии. Сначала существовал как филиал Молочанского училищного совета, а позже стал самостоятельным с отделениями в Бузовке и Спате. Дважды в год (апрель, август) собирались конференции учителей меннонитских школ, а также ежемесячные участковые конференции. В 1911 г. совет состоял из председателя (духовный старшина А.Т. Фризен) и четырех членов: Герман Аронович Ремпель (Карасан), Петр Германович Фридрихсен (Бузовка, Евпаторийский уезд), Петр Петрович Классен (Спат, Евпаторийский уезд), Август Августович Штраус (Спат).

Начальная школа существовала с 1862 г., предназначалась для детей обоего пола. В 1880 г. для школы было построено специальное здание из обожженного кирпича, крытое черепицей. На его постройку было потрачено 4000 руб. Под застройку сельское общество выделило 1280 кв. саженей земли, из них 208 кв. саженей занимал школьный двор, на остальной площади находились постройки, огород, виноградник (к 1895 в нем насчитывалось около 400 кустов винограда). Школьное здание делилось на две части: класс и квартиру учителя. Одна печь обогревала класс и кухню, другая – квартиру. В классе стояли два ряда парт, в одном ряду сидели девочки, в другом – мальчики. Известны учителя: Генрих Ремпель (на 1892), Яков Фаст (с 1894), выпускник Орловского центрального училища. Попечителем школы в 1895 г. был Герхард Абрамович Шелленберг. В ноябре 1889 г. школу посещали 18 мальчиков и 7 девочек, на 1 января 1895 г. – 38 мальчиков и 22 девочки. Плата за учебу составляла от 10 до 12 рублей в год.

Крымское меннонитское центральное училище открылось 15 сентября 1906 г. Основано Обществом для содержания Карасанского училища. Председателем правления общества был Петр Петрович Шредер, крупный землевладелец, депутат IV Государственной думы, постоянно проживавший в имении Новоникольск. Первыми учителями со дня открытия были Карл Германович Фридрихсен (заведующий) и Иван Иванович Вильмсен (1906–1917). Целью центральных училищ была подготовка учителей немецких начальных школ, на учебу принимали только мальчиков. Училище состояло из трех классов, имело небольшую метеостанцию, на которой учащиеся вели наблюдения за погодой. С 28 июля 1911 г. появился третий учитель – Вильгельм Иванович Эрглис, 21 сентября 1913 г. его сменил Генрих Генрихович Блок. В 1915 г. оставался лишь один учитель И.И. Вильмсен, Фридрихсен выехал в Давлеканово под Уфой, а едва назначенного П.И. Вильмсена призвали в армию. В годы Первой мировой войны учителя и учащиеся участвовали в сборе средств для Комитета помощи борцам за Родину, учрежденного Одесским учебным округом. Первый взнос (19 руб. 45 коп.) был сделан 4 ноября 1914 г. В 1918–1920 гг. руководителем училища и законоучителем был Абрахам Г. Унру.

После открытия центрального училища, в 1907 г. (?) организована частная школа для девочек, на первых порах в ней преподавал один из ее организаторов, учитель и предприниматель, проживавший в Карасане с 1905 г., И.Д. Янцен (1874, Гнаденфельд – 1948, Канада). Позже в ней работали Мария Ивановна Вильмсен и Мария Янцен.

Примерно с 1875 г. действовала общественная библиотека. В начале 1895 г. в ней насчитывалось 232 наименования книги. Выдачей книг заведовал учитель. В 1906 г. И.Д. Янцен организовал книжную торговлю, позже торговал лесом и железом. В 1918 г. он переехал в Севастополь, работал представителем фирмы по торговле с заграницей, в 1924 г. эмигрировал.

 

Советское время

1 мая 1918 г. Крым был полностью оккупирован германскими войсками, освобожден в ноябре 1918 г. После восстановления советской власти, в ноябре 1920 г. в селе образован сельский революционный комитет. На заседании ревкома 31 января 1921 г. была избрана чрезвычайная посевная тройка: председатель – Шехвецов Василий и два члена – Денке Мартин и Реймер Иван. Из-за разразившегося в 1921 г. голода многие жители не смогли сдать продналог.

Курс на проведение сплошной коллективизации привел к массовой эмиграции колонистов. В 1929 г. в Москве был арестован и сослан с семьей проповедник Иоганн Тевс. В этот период были арестованы, раскулачены и высланы с семьями на север наиболее зажиточные поселяне: П.Г. Валл (умер с сыном Корнелиусом в Сыктывкаре в 1933), И.И. Вибе (выслан в марте 1930; умер на Урале в 1931), В.В. Янцен (выслан 22 марта 1930; умер с матерью Еленой на Урале в 1931), И.П. Янцен (внук И. Корниса, выслан 22 марта 1930). На Соловках скончался духовный старшина Леткеман, в ссылке умер Якоб Фаст с дочерью Елизаветой.

В октябре 1932 г. создан совхоз «Большевик» мясо-молочного и зернового направления с центром в Карасане, имел семь отделений. В состав вошли села Некрасово, Новоникольское, Краснополье, Новоекатериновка, Зерновое, Молочное.

Совхоз был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве в 1940 г., внесен в «Почетную книгу ВСХВ» за высокие показатели по надоям молока и выращиванию овец. Среди передовиков хозяйства – участников выставки – только два немца: бухгалтер совхоза И.И. Валл и слесарь Я.Я. Фризен, остальные участники – люди с русскими фамилиями. Известен передовик-орденоносец Левен, бригадир совхоза «Большевик», участник заседания расширенного пленума зерновой секции ВАСХНИЛ, проходившего в Москве в 1936 г.

В 1920 г. начальная школа была преобразована в школу 1-й ступени, а центральное училище – в школу 2-й ступени. В 1926 г. насчитывалось 45 детей в возрасте 8–11 лет, от 12 лет – 23 ребенка. В начале 1930-х гг. занятия в школе проходили в две смены: в первую учились дети на немецком языке, во вторую – на русском. В 1938/1939 учебном году школа переведена на русский язык. Директором был Криль Николай Иванович (погиб на фронте).

Жители пострадали от политических репрессий 1930-х гг. В 1938 г. были расстреляны: Валл Яков Петрович (1904 – 2 февраля 1938, Свердловская обл.), Дик Петр Генрихович (1885 – 15 марта 1938, Свердловская обл.), Реймер Иван Генрихович (1907 – 21 августа 1937, Сандармох), Реймер Яков Яковлевич (1891 – 29 декабря 1937, Москва), Ремпель Абрам Германович (1910–1938, Алма-Ата), Фаст Иван Абрамович (1911 – 28 июня 1938, Ленинград).

В августе 1941 г. немецкое население Крыма было депортировано. В годы войны само село почти не пострадало. Перед отступлением советских войск была взорвана кузница, электростанция. Во время оккупации в доме директора совхоза размещалась германская комендатура, в здании центрального училища содержались военнопленные, продолжала работать школа.

В послевоенные годы село активно заселялось жителями из разных областей Украины и России. Жилые дома, построенные меннонитами, были разделены на квартиры (до шести жильцов). В 1952 г. проведено благоустройство улицы Ленина, высажены деревья. После войны школа стала семилетней, с 1951 г. – средней. В 1954 г. состоялся первый послевоенный выпуск. В 1967 г. построено новое школьное здание. Тогда же реконструирован молитвенный дом – перестроен в клуб (сооружена сцена, устроено фойе). Работами руководил бригадир строителей Г.П. Бухаров (1927–?), житель Ровного с 1939 г.

В 1969 г. совхозное хозяйство разделено на два совхоза – «Большевик» и «Рассвет». С 2000 г. – СПК «Большевик».

В настоящее время Ровенское сельское поселение объединяет населенные пункты: Молочное, Некрасово, Новоникольское и Ровное. В основном проживает русско-татарское население, в 2014 г. в Ровном насчитывалось 1399 чел. Наиболее старые постройки сосредоточены на улицах Ленина и Горького. Сохранились дома врача Иоганна Завадского, Иоганна Иоганновича Вибе, Петра Гергардовича Валла, дом учителей центрального училища и многие другие. В некоторых местах у домов сохранились каменные ограды. Нынешние жители используют старые подвалы (например, в бывших домах И.И. Вибе, П.Г. Валла). В селе имеется библиотека, почта, средняя школа, амбулатория, магазины, клуб, церковь православной общины св. мучеников Флора и Лавра, мечеть Кара Асан джамиси. В бывшем здании центрального училища размещается начальная школа. На местном кладбище сохранились несколько захоронений и надгробных памятников меннонитов.

Литература

Каспер В. Карасан – имение Стевенов и «дело о миллионе». – Симферополь, б.г; Черказьянова И.В. Семья Нейфельд–Вильмсен – учителей меннонитских школ // Проблемы археологии, истории и методики преподавания. – Омск, 1996; Черказьянова И.В. Поездка в Карасан: ностальгические заметки о поездке на землю предков // НИБ «Российские немцы». – М., 2004. – № 3 (39); Черказьянова И.В. Воспоминания В.П. Вильмсена как источник для повседневной истории меннонитов Крыма и Сибири // Изв. ОГИК музея. № 11. – Омск, 2005; Черказьянова И.В. Карасан – духовный и культурный центр меннонитов Крыма // История немецкой колонизации в Крыму и на юге Украины в XIX– XX вв.: Материалы междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию переселения немцев в Крым, 6–10 июня 2004 г. / Сост. Ю. Н. Лаптев. – Симферополь: АнтиквА, 2007; Durksen M. Die Krim war unsere Heimat. – Winnipeg, [1980].

Источники

А. У. О заселении Крыма новыми поселенцами // Русский вестник. 1866. №. 63; Списки населенных мест Российской империи. Т. 41: Таврическая губерния. – СПб., 1865; Список населенных пунктов Таврической губернии. Вып. 6: Симферопольский уезд. – Симферополь, 1915; Календарь и памятная книжка Таврической губернии на 1892 г. – Симферополь, 1892; Календарь и памятная книжка Таврической губернии на 1900 г. – Симферополь, 1900; Карманный календарь Таврической губернии. 1869. – Симферополь, 1868; Интервью с жителями Ровного (май 2013): В. Луханиным, Г.П. Бухаровым, Л.В. Носовой, М.С. Охляновой, М.И. Левченко, В.П. Мясниковым; Семейный архив И.И. Вильмсена (Германия); Unser Blatt. – 1927. № 4.

Автор: Черказьянова И.В.

Задать вопрос