КРАСНЫЙ ЯР , ныне с. КРАСНЫЙ ЯР Энгельсского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги.

Рубрика: Республика немцев Поволжья

КРАСНЫЙ ЯР (Krasnojar, Краснояр, Краснояровка, Немецкий Краснояр, Вальтер, Красный Колонок, Цезаровка), ныне с. КРАСНЫЙ ЯР Энгельсского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, у места впадения в Волгу реки Березовка (немецкое название реки – Пах, от «Bach» – ручей). Находилась в 410 верстах от города Самары, в 30 верстах от Саратова, в 180 верстах от Новоузенска, по торговому тракту из Николаевска в Саратов. С 1871 г. до октября 1918 г. являлось волостным селом Красноярской волости Новоузенского уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья село Красный Яр было административным центром Красноярского сельского совета Марксштадтского кантона. С 1922 г. после образования Красноярского кантона и до 1927 г. являлось кантонным центром Республики немцев Поволжья (на 1 января 1922 32 населенных пункта с населением 19,8 тыс. человек, в 1926 – 36 населенных пунктов с населением 22 099 человек, из них немцев – 21 902 человек, русских – 63, украинцев – 3, прочих национальностей – 131 человек). В 1926 г. в Красноярский сельский совет входили с. Красный Яр, выс. Мечетка-1 и Мечетка-2. В конце 1927 г. в ходе административно-территориальной реформы кантон ликвидирован, а село Красный Яр передано в Марксшадтский кантон. В 1935 г. Красноярский кантон восстановлен.

Колония создана 20 июля 1767 г. как коронная колония. По одной из версий, название было дано с учетом особенностей живописной холмистой и овражистой местности. В русском языке яром называли урочища на берегах рек, крутой возвышенный берег, а прилагательное «красный» означало красивый. По другой версии, русское название Красный Яр имеет немецкую этимологию: якобы первые колонисты, удивленные обилием луговой травы на полях, дали колонии название «Grasjahr» – травяной год (от немецких слов «Gras» – трава и «Jahr» – год). По указу от 26 февраля 1768 г. о наименованиях немецких колоний за поселением было сохранено название Красный Яр. Остальные наменования были даны колонии в честь колонистского комиссара Цезара – «Цезаровка» и в честь первого форштегера – «Вальтер», но употреблялись редко.

Первый форштегер Кристоф Вальтер, 37-летний хлебопашец, прибыл колонию из Дармштадта (Ридезель) вместе с женой Анной Марией и двумя дочерьми. До 1804 г. форштегером колонии являлся Краум. Основателями Красного Яра стали 353 колониста (112 семей), выходцев преимущественно из Дармштадта, Курпфальца, Изенбурга, Франконии и других немецких земель. Из 112 семей большинство являлись лютеранами. 16 семей исповедовали реформатство.

Каждый домохозяин получил от Конторы опекунства в Саратове по 25 рублей, две лошади, одной корове, четыре колеса, оглобли, дуге, 11 саженей веревки, две ременных уздечки и пять саженей пеньковой веревки на вожжи. Плохие условия содержания скота и неумение колонистов с ним обращаться в первые годы поселения приводили к массовому падежу скота. В Красном Яре в 1766 г. пала половина всего скота, выделенного колонистам.

Среди первых 74 домохозяев было четыре цеховых ремесленника сапожник, чулочный ткач, а также представители таких редких профессий как набойщик ситца и стекольщик. Остальные первые переселенцы являлись хлебопашцами и по роду своих занятий на прежней родине вполне соответствовали основной цели привлечения колонистов – освоение ими земледельческой зоны в пустынных степных окраинах России.

По ревизии 1834 г. колонисты были наделены землей по 15 десятин на душу. Несколько лет продолжалась тяжба колонистов с государственными крестьянами Покровской слободы, захватившими земли колонистов. По 10-й ревизии 1857 г. 1500 колонистов мужского пола владели землей в размере около 5,7 десятин на душу. Колонисты занимались преимущественно хлебопашеством и мукомольным производством. Первая мельница была построена в колонии еще в 1770-е гг. Колонисты выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, картофель, специализировались на возделывании наиболее перспективного в то время сорта пшеницы «белотурка». В гораздо меньшей степени, чем земледелием жители Красного Яра занимались ремеслами и промыслами. Немалое место в сельском хозяйстве колонистов занимало разведение табака.

По сведениям Самарского Губернского Статистического Комитета, в 1910 г. в селе насчитывался 1081 двор, имелось волостное правление, почтовое отделение, судебно-следственное учреждение, аптека. На достаточно высоком уровне находилось здравоохранение, в Красном Яре не только имелся земский приемный покой, работало два врача, три фельдшера, но и была открыта глазная лечебница. В селе был построен кирпичный завод, работали паровая мельница Шардта, построенная в 1907 г., а также водяная и 10 ветряных мельниц. К 1910 г. в селе появилась библиотека.

В годы советской власти в Красном Яре был открыт дом культуры, работала типография, имелась телефонная станция. В 1930-е гг. были созданы колхозы «Фрише Крафт» и «Ротфронт», организована машинно-тракторная станция, возродилось выращивание табака. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села.

Школа и обучение детей. В церковной школе, появившейся в селе с момента основания, обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. До строительства первой церкви в 1815 г. богослужения и школьные занятия проводились в школьно-молитвенном доме. К середине ХIХ века в колонии было открыто училище, а в 1870-е г. – земская школа. К началу ХХ века в селе работало две земских школы, где изучался русский язык.

В 1900 г. к пробсту луговой стороны Волги И. Эрбесу обратился инспектор народных училищ, который, указав на то, что в Красном Яре на 600 детей приходится лишь один учитель русского языка, порекомендовал увеличить ассигнования на обучение русскому языку и ввести в школе должность второго учителя русского языка. Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 7502 жителей села около 1000 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. Посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной, 85 детей не могли учиться по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в первой земской школе села обучалось 120 мальчиков, 23 девочки и работало два учителя, вторую земскую школу посещал 191 мальчик и 112 девочек, здесь работало пять учителей. В церковной школе обучалось 112 мальчиков, 325 девочек и работало два учителя. Все три школы содержались на средства церковной общины. В годы советской власти обе школы были объединены и перепрофилированы в начальную школу. В 1923 г. в Красном Яре была открыта профтехшкола, а в 1924 г. – школа крестьянской молодежи. По состоянию на 1937 г. – 143 жителя села являлись неграмотными, для них были созданы курсы ликвидации безграмотности.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. С 1767 г. община Красный Яр входила в состав прихода Розенгейм (Подстепное). Приход Розенгейм (Подстепное) был основан в 1767 г. К нему относились колонии Розенгейм, Швед (Звонаревка), Шталь (Звонарев Кут), Эндерс (Усть-Караман), Красный Яр, Фишер (Теляузе), Шульц (Луговая Грязнуха), Рейнвальд (Старицкое). В 1820 г. Рейнвальд и Шульц вошли в состав прихода Рейнгардт (Осиновка), а община Фишер была присоединена к приходу Южный Екатериненштадт. С 1880 г. село Красный Яр образовало самостоятельный приход, создание которого было утверждено указом от 20 ноября 1880 г. В состав прихода входила одна церковная община Красный Яр.

В первые годы после создания поселения колонисты Красного Яра проводили богослужения в молитвенном доме, имевшем статус филиального. Точная дата его постройки не известна. Он был возведен на государственные средства в первые один-два года после расселения колонистов. Затраченные средства колонисты должны были выплатить государству в течение последующих десяти лет.

Деревянная кирха была построена в Красном Яре в 1815 г. Она имела статус филиальной и была освящена как церковь Святой Троицы. Со временем старая кирха стала мала и не могла вместить всех прихожан, которых к середине ХIХ века насчитывалось около 5,2 тысяч человек. Проект новой красноярской церкви был утвержден государственными органами в 1857 г. Закладка первого камня в основание церкви была произведена в 1859 г. К 1861 г. на месте старой маленькой церкви была построена новая деревянная кирха, она имела скамьи для 1500 молящихся. Церковь была освящена 9 июля 1861 г.

Во внешнем облике здания чувствовалось подражание архитектуре классицизма. Парадность церкви придавал притвор в виде портика с треугольным фронтоном в центре главного фасада, перед которым находились кирпичные ворота, увенчанные тремя башенками. Четыре массивные колонны портика были расположены симметрично и венчались достаточно скромными дорическими капителями. За колоннами в центре находился входной проем и окно над ним. Четырехступенчатая, сужавшаяся кверху башня имела три полукруглых окна и венчалась куполом с трехметровым крестом. На боковых фасадах здания также располагались колонны, венчавшиеся массивными треугольными фронтонами, за колоннами находились боковые входы в кирху. Храм имел вместительные балконы второго этажа и пышное внутреннее убранство. Рядом с церковью находился деревянный пасторат с флигелем 1883 г. постройки.

Страницы истории церковной общины и прихода. К 1880 г. село Красный Яр насчитывало более четырех тысяч человек. Лютеранская община прихода нуждалась в собственном пасторе и поэтому прихожане приняли решение ходатайствовать о создании отдельного прихода, основание которого было утверждено в 1880 г. Первым пастором прихода стал Карл Вильгельм Теодор Блюм (1841–1906), служивший до 1881 г. в приходе Фрезенталь. В 1901–1905 гг. Карл Блюм являлся пробстом луговой стороны Волги. Последний пастор прихода Вильгельм Фридрих Фельдбах (1884–1970) был ординирован в церкви Красного Яра 26 декабря 1919 г. и до 1924 г. служил одновременно в приходах Красного Яра и Ягодной Поляны. В 1924–1928 гг. он являлся пастором в лютеранской общине Баку, а в 1928 г. эмигрировал в Германию.

В 1929 г., когда в стране началась кампания по снятию колоколов и их переплавке «на тракторную колонну», колокола с церкви в Красном Яре были сняты и сданы на завод «Возрождение», выпускавший первый советский трактор «Карлик». В 1931 г. Президиум ЦИК АССР немцев Поволжья получил секретные сведения от региональной Комиссии по рассмотрению религиозных вопросов, согласно которым в селе на тот момент времени церковь еще не была закрыта, в церковной общине насчитывалось 2351 верующих, из них 33 были отнесены к категории лишенцев.

Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья ходатайствовала о закрытии храма 15 января 1934 г. Из 1373 имеющих право голоса членов общины 1003 высказались за закрытие церкви. Комиссия по вопросам культов приняла решение «предложить коллективу верующих под молитвенный дом из кулацких домов», а церковь использовать на культурные нужды села. Президиум ЦИК принял решение о закрытии церкви 9 февраля 1934 г. С церкви был снят крест, а в ее здании оборудован клуб. После Великой Отечественной войны в бывшей церкви, которая уже не имела башни-колокольни, работал кинотеатр. Церковь была разрушена в конце 1980-х гг.

Список пасторов. Пасторы прихода Розенгейм (Подстепное), служившие в общине Красный Яр. 1767–1785 гг. – Людвиг Гельм (Ludwig Helm). 1786–1788 гг.– Лаврентий Альбаум (Laurentius Ahlbaum). 1788–1791 гг. – Клаус Петер Лундберг (Klaus Peter Lundberg). 1792–1815 гг. – Кристиан Фридрих Егер (Christian Friedrich Jäger). 1816–1820 гг. – Франц Гельц (Franz Hölz). 1820–1831 гг.– Йохан Генрих Бук (Johan Heinrich Buck). 1831–1866 гг. – Александр Карл Август Аллендорф (Alexander Karl August Allendorf).1867–1879 гг. – Фридрих Вильгельм Мейер (Friedrich Wilchelm Meyer). Пасторы прихода Красный Яр. 1881–1905 гг.– Карл Блюм (Karl Blum). 1905–1914 гг. – Иоганнес Штенцель (Johannes Stenzel). 1914–1916 гг. – Альберт Артур Шен (Albert Arthur Schön). 1916–1919 гг. – Вильгельм Фельдбах (Wilhelm Feldbach).

Численность населения. В 1767 г. в Красном Яре проживало 363 иностранных колониста, в 1773 г. их насчитывалось 460, в 1788 г. – 537, в 1798 г. – 684, в 1816 г. – 1036, в 1834 г. – 1792, в 1850 г. – 2552, в 1859 г. – 3131, в 1883 г. – 4343, в 1889 г. – 4484 человека. В 1878 г. 156 человек эмигрировало в Америку. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г. в Красном Яре проживало 4721 человек, из них 4622 немца. По состоянию на 1905 г. в селе насчитывалось 7514 человек, в 1910 г. – 7345 человек. В 1909 г. около 400 человек выехало из села в Сибирь и Степной край. Приход Красный Яр в 1906 г. насчитывал 7671 прихожан. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в Красном Яре проживало 6569 человек, все они были немцами. В 1921 г. в селе родилось 296, а умерло 896 человек, только в марте 1921 г. в селе умерло 50 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Красном Яре проживало 4724 человека, в 1923 г. – 4008 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1926 г. село насчитывало 847 домохозяйств (из них 834 немецких) с населением 4546 человек (из них 2177 мужчин и 2369 женщин), в том числе 4464 немца (из них 2128 мужчин и 2336 женщин). В 1931 г. в Красном Яре проживало 5145 человек, из них – 5129 немцев, в 1939 г. – 4631 человек.

Село сегодня. Ныне с. Красный Яр Энгельсского района Саратовской области. При посещении Красного Яра до сих пор поражают его внушительные размеры, не случайно село являлось кантонным центром. До революции Красный Яр был еще больше: по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. в селе проживало 3118 человек, что более чем в два раза меньше, чем количество жителей села в 1910 г. В 1974 г. в селе была построена новая типовая современная школа. По состоянию на 2010 г. в средней общеобразовательной школе с. Красный Яр обучалось 326 учеников и работало 29 учителей.

В Красном Яре сохранилась прежняя немецкая планировка и достаточно много старинных построек, кирпичных и деревянных немецких домов, как частных, так и общественных зданий – аптека, хлебный магазин, мельница. Больше всего старых немецких домов сохранилось на улице Ю. Гагарина. Напротив современного здания Дома культуры, как и сто лет назад, находится аптека. Бывший Дом культуры, где размещается сегодня отдел внутренних дел, был построен в период существования Республики немцев Поволжья. На месте современного здания милиции находилась сельская площадь, на которой местные жители собирались по праздникам.

С каждым годом в Красном Яре остается все меньше объектов немецкого зодчества. Здание лютеранской церкви в селе не сохранилось. Вплоть до 2008 г. небезразличные к истории российских немцев жители Красного Яра с гордостью демонстрировали приезжим корпуса бывшей глазной лечебницы, известной ранее далеко за пределами села. Деревянный корпус давно не использовался, однако огромное двухэтажное здание, соединенное с кирпичным одноэтажным корпусом аркой, все еще напоминало о немецких колонистах и привлекало в село любителей немецкой архитектуры. В 2009 г. здание лечебницы было до основания разрушено. Сегодня от него сохранилась только груда кирпичей и мусора, рядом с которой находится одноэтажное кирпичное здание бывшей глазной больницы.

Гордостью села является старое здание четырехтажной немецкой мельницы, производившей до революции муку для нескольких близлежащих сел. Она была построена в 1907 г. и получила название мельница Шардта по имени своего владельца. Дата постройки здания выложена под крышей на боковом фасаде, а буквы с фамилией владельца, находившиеся там же, не сохранились. Сегодня здание мельницы до сих пор используется. После депортации немецкого населения здесь производили комбикорм и мололи зерно для скота. К концу ХХ века здание находилось в удручающем состоянии. В 1999 г. частный предприниматель С. Шувакин и его компаньон из ФРГ выкупили и отремонтировали здание, отреставрировали лестницы, завезли новое итальянское оборудование, установили грузоподъемный лифт. Сегодня на мельнице функционируют молотильный цех, рассеивающий цех, цех макаронных изделий и пекарня. В сутки мельница перемалывает до 30 тонн зерна, на предприятии трудятся 50 человек. 

Архивы

ГАСО. Ф. 180. Оп. 7. Д. 74. ГИАНП. Ф. 193. Оп. 1. Д. 1–4. Ф. 849. Оп. 1. Д. 834. Л. 81; Д. 890. Л. 11; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 289. Л. 38; Д. 299. Л. 14.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост. В.Ф. Дизендорф. М., 2002; Список населенных мест Самарской губернии. Самара, 1910; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. Martin-Luther-Verlag, 1988; Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 1. Kolonien Anton – Franzosen. Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 1999.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Подняться вверх