DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ШВЕДСКИЙ КОЛОНИСТСКИЙ ОКРУГ, Херсонская губ

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения

Шведский колонистский округ

Переселение. Этот колонистский округ назван так по названию колонии в нижнем течении Днепра, в которой князь Григорий А. Потемкин поселил шведов с острова Даго. При поселении им было обещано по 60 дес. земли на семью и освобождение от налогов на четыре года. После истечения четырехлетнего срока они должны были как государственные крестьяне вносить по 5 коп. за десятину земли, но были бы и в дальнейшем освобождены от подушных сборов. Кроме того им были обещаны покрытие дорожных расходов, кормовые в течение первого года, строительный лес и по 12 руб. на обзаведение хозяйством и приобретение посевного материала. Переселенцы должны были образовать отдельную религиозную общину с пастором и собственной церковью. На это предложение откликнулись 422 мужчин и 513 женщин, к которым в пути присоединились еще 35 человек. В августе 1780 г. началася переезд на собственных конных или воловьих повозках, через три месяца переселенцы были размещены на зимних квартирах, а в мае 1781 г. они прибыли на место поселения. Еще в пути умерло 86 человек, в первую очередь от оспы, которой шведы заразились в Белоруссии. Колония была основана в 1782 г. на правом берегу Днепра выше г. Кизикермен (в 1784 переименован в Берислав). Число жителей колонии быстро сокращалось от повальных болезней. В 1786/87 гг. в опустевших хозяйства в «шведской слободе» (Schwedendorf) были подселены также 14 семей данцигских лютеран. Во время обьезда колоний в 1798 г. Контениус обнаружил в колонии лишь 148 человек из числа прибывших в 1780 г., а число переселенцев из Данцига сократилось к этому времени со 155 до 52 человек. Причинами столь резкого сокращения населения, по мнению Контениуса, были перемена климата, плохое и непривычное питание, нехватка жилищ и других жизненно необходимых вещей. В 1803 и 1804 гг. в колониях Мюльхаузендорф (Mühlhausendorf) и Клостердорф (Klosterdorf) были поселены переселенцы из юго-западных немецких областей, а в колонии Шлангендорф (Schlangendorf) – переселенцы из Пруссии и Померании. Вместе со Старошведской колонией (Alt-Schwedendorf) они образовали Шведский колонистский округ.

Развитие хозяйства. Шведы пахали на бычьих, а данцигские переселенцы на конных упряжках. Первые возвели хозяйственные постройки и начали заменять устаревшие, построенные при поселении на средства казны дома каменными постройками. Переселенцы из Данцига, напротив, по наблюдениям Контениуса, отличались праздностью и нежеланием работать. Земледелие не удовлетворяло даже собственные потребности колонистов, за истекшие 10 лет было лишь два хороших урожая. 22 шведских семьи имели 66 лошадей, 545 коров, 621 овец, 109 свиней и 19 плугов. У данцигских колонистов не было ни единого плуга и намного меньше скота. В г. Берислав поселенцы продавали сено и скот, данцигские колонисты – дрова. Общественные доходы пополнялись за счет сдачи в аренду шинка, пастбищ и рыболовных угодий. Попечительный Комитет привлек Иоганна Корниса (Johann Cornies) в качестве смотрителя в нескольких колонистских округах. В 1846 г. в его ведении оказались также и бедные колонии Шведского округа. Через год в колонии Мюльхаузендорф была заложена плантация лесонасаждений, а окружная овчарня, приносившая лишь незначительный доход, была вскоре закрыта. Начиная с 1855 г. колонисты Шведского округа делали первые шаги по введению правильного севооборота, но еще в 1915 г. они по-прежнему отказывались от введения пара и вспахивали год за годом свои поля на глубину «в три пальца». Решив в 1866 г. разделить земли бывшей общественной овчарни (300 дес.) между безземельными колонистами (по 12 дес. на хозяйство), Шведский округ остался без источников пополнения общественной кассы, из средств которой в будущем могли бы быть куплены новые земельные участки.

Школы. В развитии школьного образования Шведский округ также отставал от других колонистских округов. Из данных министерства государственных имуществ следует, что в 1841 г. почти все колонистские дети в Северном Причерноморье посещали школу. Единственным исключением были три из четырех колоний Шведского округа, в которых менее чем половина детей посещала школьные занятия в частных квартирах учителей.

 

Лит.: Stach, J., Was die Alten erzählen. Alt-Schwedendorf und Alt-Danzig, Josefstal und Rybalsk. In: Jahrbuch des Landwirt 3 (1915); Brandes D., Von den Zaren adoptiert. Die deutschen Kolonisten und die Balkansiedler in Neurußland und Bessarabien 1751–1914. München 1993.

Задать вопрос