DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ЗОММЕР Рихард-Карл (Sommer Richard-Karl) Карлович (1866–1939), художник, пейзажист, жанрист-этнограф и портретист

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

ЗОММЕР Рихард-Карл (Sommer Richard-Karl) Карлович (1866, Мюнхен – 1939, Тифлис), художник, пейзажист, жанрист-этнограф и портретист.

Художественное образование получил в Германии (Мюнхен), в 1884–1893 гг. был вольнослушателем Петербургской художественной академии, премирован малыми (1886, 1890), большой (1891) и поощрительной медалями. Окончил курс наук в 1893 г. в звании художника 3-й степени. В 1894 г. принял участие в выставке «Санкт-Петербургского общества художников», позднее ежегодно принимал участие в Осенних выставках и выставках «Общества русских акварелистов». Приехал в г. Тифлис в конце ХIХ в., преподавал рисование в гимназии, много ездил по Кавказу и Закавказью, побывал и в той части Армении, которая позднее отошла к Турции.

По заданию Археологического института в 1890–1900 гг. периодически выезжал в Центральную Азию, создал серию художественных полотен, зримо свидетельствующих как о красоте и величии древних памятников зодчества, так и, в ряде случаев, об их плачевном состоянии в то время. Им написаны, в основном, в Самарканде холсты, объединяемые общим названием «Туркестан». Работал очень быстро, оставил большое наследство. В начале ХХ в. еще несколько раз приезжал в Ташкент, где в 1915 г. состоялась выставка его работ. Продолжал работать и в Петрограде после 1914 г. В 1927 г. большая часть его архитектурно-пейзажных произведений передана в Государственный музей искусств УзССР, они положили начало коллекции «Русские художники в Средней Азии». Из 200 полотен этой коллекции, представляющей работы В.В. Верещагина, И. Казакова, Н. Каразина, К. Коровина, М.О. Микешина, С. Юдина и других художников, работавших в крае и создававших свои произведения на среднеазиатские темы, Р.К. Зомеру принадлежит 30 картин: «Мавританские ворота», «Вход в мавзолей Шах-и-Зинда», «Мазар святого в Туркестанском крае», «Медресе Улугбека», «Мечеть в Ташкенте» и другие работы. В 1910–1920 гг. участвовал в выставках, устраиваемых в Тифлисе. Был одним из учредителей Тифлисского общества изящных искуств (1912). В музеях Грузии ныне хранится до 20 его работ.

Был женат, его жена умерла в конце 1950-х годов в Тифлисе. Их сын – талантливый пианист, уехал в 1927–1928 гг. в Германию для дальнейшей учёбы. Как отмечает Чогошвили Н.Л.: «В 1939 году его вместе с другими немцами выслали из Грузии. С этого периода его след изчезает» (немцы из Тифлиса были высланы в 1941 г. – Н.К.). По свидетельству же знавшего их семью грузинского художника Д.Н.Цицишливи, в последние годы жизни Р.К.Зомер сильно нуждался, жил продажей копий со своих старых картин, умер «всеми покинутый и забытый» в Тифлисе.

В музеях искусств Грузии, Азербайджана, Северной Осетии, Узбекистана, в Омском и Тульском областных музеях, в Самаркандском музее истории и культуры народов Узбекистана, в частных коллекциях хранится большое число его жанрово-пейзажных произведений и каждое из них имеет свою историю. Так, например, в 1959 г. полотно «Шашлычная» (поступило в Музей искусств Узбекистана 25 ноября 1937) было похищено (возвращено). В газете «Строитель Ташкента» (6 июня 1971) сообщалось о передаче в дар музею семьей Алманиязовых из Алма-Аты, бывших жителей Ташкента, семейной реликвии – картины художника «с видом старого уголка узбекской столицы – “Шейхантаур”». В Узбекистане на Республиканской художественной выставке «Самарканду 2500 лет» в 1972 г. были представлены работы Р.К. Зомера «Базар в Самарканде», «Гур-Эмир», «Мавзалей Шах-и-Зинда», «Улица около Гур-Эмира», «Мечеть Биби-ханум», «Медресе Шир-дор», «Медрессе Тилля-кори» и другие. Его работа «Мечеть Биби-ханум» (1897) была представлена в Хельсинки на выставке искусств Узбекистана в Финляндии в 1978 г. С 6 декабря 2016 г. по 6 января 2017 г. в Государственном музее искусств Узбекистана в ознаменовании 150-летнего юбилея художника была открыта выставка его картин, как находящихся в постоянной экспозиции, так и из хранилищ музея.

Картины: «Мечеть в Ташкенте» (1892), «Побег киргизов» (1894), «Базар в Ташкенте» (1898), «Развалины дворца Биби-Ханым» (1898), «Улица в Ташкенте» (1899), «Чайхана» (1999), «На крыше медрессе» (1903), «Кавказский базар» (1903), «Выпас овец в горах» (1905), «Улица в Самарканде» (1906), «Караван» (1906), «Кочевая семья. Сцена на восточном базаре» (1908), «Переправа в брод» (1910), «На пашне» (1910), «Мечеть» (1911), «Грузинская деревня» (1912), «В пути. Сванетия» (1912), «Отдых. Эривань» (1912), «Шахсей-Вахсей. Религиозное мусульманское шествие» (1912), «Гора Арарат» (1912), «В горах Дагестана» (1913), «Отдых каравана» (1914), «Аул» (1916), «Кочевники» (1916), «Продавец яблок» (1916/1917 ?), «Базар в Средней Азии» (1916).

«Медресе Тилла Кори», «Мазар (кладбище) в Ташкенте, Шайхантаур», «Сцена у юрты», «В горах Алатау», «Караван в степи», «Мечеть в Туркестане», «Рыночная площадь у минарета», «По пути на рынок», «Восточная сцена»; «Возвращение с мельницы», «Село Бакуриани. Грузия», «На окраине», «Село Пхнети. Грузия», «В пути», «Путники в горах», «Переправа через реку», «Речка Йора в Кахетии» – конец 1900-х – середина 1910-х гг., «У мельника» – начало ХХ в., «У колодца. Кавказ», «Вид на гору Казбек», «Всадники на привале», «Отдых на Казбеке», «Караван-сарай у подножья Казбека», «Базар в Дагестане», «Кавказский караван», «Мечеть в Баку», «У водопоя» и др. 

СОДЕРЖАНИЕ

Архивы

ЦГИА СССР. Ф–789. Оп. 11. Д. 151 (Личное дело художника, 1884–1893); Текущий архив Национального музея искусств Республики Узбекистан. 

Литература

Антология изобразительного искусства Узбекистана: [альбом]. Т. 1. Ташкент, 2009. (узб., англ.); Выставка искусств Узбекистана в Финляндии: Каталог. Хельсинки, 1978; Государственный музей искусств Узбекской ССР [альбом] / Сост. С. Круковская. [Б.м.]: Советский художник, [1968]; Искусство Советского Узбекистана. М., 1976; Кнауэр Н.Х. Немцы древнего края. [?], 2016; Постоянная экспозиция: Каталог / Азербайджан. Гос. музей искусств им. Рустама Мустафаева. [Баку]. 1961; Русское и советское искусство / Сост. Е.М. Никифорова, предисл. С.М.Круковской. Л., 1968; Чогошвили Н.Л. Немецкая художественная традиция и Грузия с начала XIX в. до 40-х годов ХХ в.: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Тбилиси, 2006.

Источники

Еремян Р. Ташкент и его художники // San'at. 2010. № 1.

URL: www.sanat.orexca.cjv

Автор: Кнауэр Н.Х.

Задать вопрос