DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

РОЗЕНДАМ (Rosendamm, Розендамм, Морцово, Марцово, Морцы), ныне с. Морцы Федоровского района Саратовской области, немецкая колония в степной части Правобережья Волги

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
С. Морцы. Улица
С. Морцы. Пруд
Руины школы
Электростанция

РОЗЕНДАМ (Rosendamm, Розендамм, Морцово, Марцово, Морцы), ныне с. Морцы Федоровского района Саратовской области, немецкая колония в степной части Правобережья Волги. Находилась в 25 км к востоку от с. Федоровка. С 1871 г. до октября 1918 г. село входило в Верхнекараманский (Панинский) округ Новоузенского уезда Самарской губернии. После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до ликвидации АССР немцев Поволжья в 1941 г. село Розендам входило в Федоровский (Мокроусовский) кантон.

Колония основана в 1849 г. Поселение было создано из колонистов, проживавших ранее в материнской колонии Шафгаузен и выехавших из него из-за нехватки земель. Вместе с Розендамом в Левобережье Волги по причине малоземелья было учреждено еще несколько колоний. В 1855 г. Контора опекунства рассматривала вопрос «об учреждении новых колоний Розендам, Визенгейм… Александердорф».

Название колонии в переводе с немецкого означало «розовая дамба» и произошло от немецких слов «Rose» – роза и «Damm» – плотина, запруда, дамба. Второе название – Морцы было дано колонии после 1915 г., когда в стране развернулась антинемецкая пропаганда. После создания в 1918 г. Трудовой коммуны немцев Поволжья селам были возвращены немецкие названия.

Колонисты занимались преимущественно хлебопашеством, выращивали пшеницу, рожь, овес. По 10-й ревизии 1857 г. в Розендаме проживало 79 семей, владевших 2670 десятинами земли. Дочерние колонии, созданные в Левобережье в данный период, не отличались многочисленностью. В 1869 г. две, находившиеся в непосредственной близости друг от друга колонии, Розендам и Визенгейм были объединены. В Государственном архиве Саратовской области сохранилось дело «О соединении в одно сельское общество двух колоний – Визенгейм и Розендам Верхне-Караманского округа Новоузенского уезда Самарской губернии». Колония Визенгейм, основанная в 1849 г., в то время насчитывала более 200 человек. Дома жителей еще двух колоний – Александердорфа и Лизандровки были разобраны и перевезены в близлежащие села Александерге, Розендам и Мариенбург. Причиной ликвидации сел стали солонцеватые и овражистые земли, непригодные для землепашества.

В годы советской власти в селе имелись кооперативная лавка, сельскохозяйственное кредитное товарищество, была открыта изба-читальня, организована машинно-тракторная станция. Колхоз «Roter Sieger» («Красный победитель»), имевший в 1937 г. 63 головы крупного рогатого скота, 23 теленка, 33 овцы, 54 свиньи, занимал одно из первых мест в Федоровском кантоне по скотоводству. Газета «Нахрихтен» 15 марта 1937 г. в статье «Сталинская конституция требует созидательной культурной работы» писала о том, что в селе плохо налажена работа с использованием читального зала. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Морцы.

Школа и обучение детей

В церковной школе, появившейся в селе с момента основания в 1849 г., обучались дети в возрасте от 7 до 15 лет. Школьные занятия проводились в школьно-молитвенном доме. В конце ХIХ в. в селе появилась земская школа, в которой детям преподавался русский язык. В 1900 г. к пробсту луговой стороны Волги И. Эрбесу обратился инспектор народных училищ, который, указав на то, что в Розендаме на 500 детей приходится лишь один учитель русского языка, порекомендовал увеличить ассигнования на обучение русскому языку и ввести должность второго учителя русского языка.

Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. почти из 2000 жителей села 300 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. Посещаемость школы детьми школьного возраста не была стопроцентной. По данным Эрбеса, 103 ребенка не могли учиться по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в земской школе обучалось 93 мальчика, 104 девочки и работало два учителя. В церковной школе обучалось 53 мальчика, 50 девочек и работал один учитель. Обе школы содержались на средства церковной общины. В годы советской власти обе школы были закрыты и на их базе создана начальная школа.

Вероисповедание жителей и церковь

Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Село Розендам входило в состав евангелическо-лютеранского прихода Гнаденфлюр, который был основан 5 октября 1861 г. К нему кроме Розендама относились общины Гнаденфлюр, Зихельберг и Мангейм.

Первая кирха появилась в селе только через 12 лет после его основания. До 1861 г. богослужения проходили в едином школьно-молитвенном доме. В 1861 г. в колонии была возведена достаточно скромная и небольшая церковь. Она имела статус филиальной. Церковь была деревянной и имела места для 441 молящегося. Ее отличительными чертами являлись наличие прямоугольных апсиды, притвора и плоского потолка, а также какое-либо отсутствие украшений и архитектурных излишеств.

Со временем здание церкви не могло вместить всех желающих и в 1897 г. жители Розендама приобрели большое деревянное здание молитвенного дома в материнской колонии Шафгаузен. Деревянное здание было аккуратно разобрано, перевезено в Розендам и вновь отстроено на новом каменном фундаменте. При повторной сборке в проект здания были внесены изменения, благодаря которым молитвенный дом получил внешний вид намного более чем ранее напоминавший церковь. Новая кирха имела небольшую башню-колокольню с крестом. В Розендаме имелся и вместительный школьно-молитвенный дом, который находился недалеко от церкви.

После 1917 г. единая ранее Лютеранская церковь России фактически распалась вследствие революции, гражданской войны, осуществления антицерковного законодательства и массовой эмиграции священнослужителей. Лютеранская церковь в Поволжье находилась под руководством так называемого «Исполнительного комитета евангелическо-лютеранской церкви немецких колоний Поволжья». Для воссоединения самостоятельных общин в 1920 г. по всем приходам страны был разослан проект нового церковного Устава «Временные постановления о самоуправлении Евангелическо-лютеранской церкви». Однако из 138 поволжских общин только общины прихода Гнаденфлюр, в том числе Розендам, приняли проект нового церковного Устава. Остальные приходы Поволжья образовали навязанную поволжским пасторам большевиками самостоятельную церковную организацию.

В начале 1930-х гг. в стране насильственно, массово и с большими нарушениями закрывались храмы всех конфессий. На местах предпочитали ликвидировать молитвенное здание как можно быстрее, чтобы не быть обвиненным в лояльном отношении к религии – противнице советской власти. Такая позиция приводила к многочисленным перегибам и массовым протестам верующих. Церковь в Розендаме была закрыта 7 июля 1930 г. по официальному Постановлению Президиума ЦИК, так как большинство членов церковной общины якобы высказались за ликвидацию кирхи. Власти находили всевозможные предлоги, чтобы отклонить жалобы верующих о незаконном отобрании церковного имущества и закрытии храмов. Так, секретариат ЦИК АССР НП признал, что церковь в с. Розендам была закрыта незаконно, но посчитал ее обратное открытие нецелесообразным, так как уже началось переоборудование кирхи в клуб. 19 марта 1931 г. в секретариат ЦИКа АССР немцев Поволжья поступил отчет от одного из членов ЦИКа, который сообщил, что «закрытие церкви в с. Розендам происходило неправильно, однако, принимая во внимание, что церковь переоборудована, поставлена сцена, на что затрачено 350 рублей… считал бы обратное открытие церкви нецелесообразным». Наряду с закрытием церкви в 1930 г. был арестован и пастор Гарфф. После второго ареста, в 1931 г., он был осужден и отправлен в ссылку до 1937 г. После освобождения в 1937 г. Отто Гарфф преподавал английский и немецкий языки в университете Перми.

Список пасторов прихода Гнаденфлюр, служивших в общине Розендам

1862–1888 гг. – Карл Эрик Вальберг (Karl Erich Wahlberg). 1890–1891 гг. – Ганс Август Лейст (Hans August Leyst). 1894 г. – Теодор Давид (Theodor David). 1895–1909 гг. – Иоганн Парштраутс (Johannes Parstrauts). 1909–1912 гг. – Александр Ротермель (Alexander Rothermel). 1913–1931 гг. – Отто Гарфф (Otto Harff).

Численность населения

В 1850 г. количество жителей в Розендаме составляло 77 человек, в 1857 г. –174, в 1883 г. – 1000, в 1889 г. – 1070 человек. По переписи населения 1897 г., в Розендаме проживало 1217 человек, из них 1207 были немцами. По состоянию на 1904 г., в селе насчитывалось 1817 человек, в 1910 г. – 2042 человека. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в селе проживало 2182 человека, все они были немцами. В 1921 г. в селе родилось 150, а умерло 284 человека. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Розендаме проживал всего 1989 человек, в 1923 г. количество населения возросло до 2048 человек. По переписи населения 1926 г., село насчитывало 2103 человека, в том числе 2096 немцев. В 1931 г. в селе проживало 2103 человека, из них 2022 немца.

Село сегодня

Ныне с. Морцы Федоровского района Саратовской области. Село Морцы расположено в живописном месте, на берегу пруда. Морцы сегодня уже не такое большое село, как Розендам до революции, но является центром Морцевского сельского поселения, включающего населенные пункты Морцы, Плес и Обновленка. В центре современного села сохранилась прежняя немецкая планировка и имеется еще несколько старинных построек, деревянных немецких домов. На въезде в село на берегу пруда расположена немецкая электростанция.

В Морцах сохранилось достаточно много немецких деревянных домов конца ХIХ – начала ХХ вв. На бывшей центральной улице села можно увидеть развалины бывшей кирпичной школы, являвшейся когда-то одним из главных общественных зданий Розендама и украшением села. Напротив бывшей школы и рядом с ней, далее вдоль по улице, расположены руины старых саманных (сырцовых) немецких домов. Глиносырцовый материал, иначе называемый саманом, часто использовался для строительства домов в силу его дешевизны и простоты изготовления. Из исходного материала – глины, которая буквально «лежала под ногами» колонисты формовкой вручную готовили стандартные блоки в виде параллелепипедов, высушенных на солнце. Низкая стоимость саманных домов определялась тем, что необожженный кирпич-сырец не требовал затрат топлива на его термическую обработку, в процессе строительства не использовались дорогостоящие дерево и обожженный кирпич. Такие постройки были недолговечными, однако еще сегодня можно встретить сырцовые дома в некоторых селах Поволжья.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. – Часть I; Немецкие населенные пункты в Российской Империи: География и население. Справочник / Сост.: В.Ф. Дизендорф. – М., 2002; Kahle W. Geschichte der evangelisch-lutherischen Gemeinden in der Sowjetunion. 1917–1938. – Leiden, 1974; Nachrichten. – 1937. – 15. März 1937. – S. 2; – 12. Mai. – 1937. – S. 2.

Источники

Архив: ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. 279. Л. 193; Д. 623. Л. 169; Ф. 637. Оп. 38. Д. 69–70; ГИАНП. Ф. 247. Оп. 1. Д. 1–4; Ф. 849. Оп. 1. Д. 852. Л. 25; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 289. Л. 38; Д. 299. Л. 21.

Автор: Лиценбергер О.А.

Задать вопрос