ДИНКЕЛЬ (Dinkel, Тинкель, Обергольштейн, Тарлыковка, Визенталь), ныне с. Тарлыковка Ровенского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги.

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения
Надгробный памятник на могиле Якоба Вильгельма Мюллера (1799–1883) на современном кладбище в Тарлыковке. Фото Е. Мошкова. 2010 г.
с. Тарлыковка. Мечеть-медресе имени Лук Пана-Хакима (2006). Фото Е. Мошкова. 2009 г.
с. Тарлыковка. Когда-то здесь была лютеранская церковь… Фото Е. Мошкова. 2009 г.
Евангелическо-лютеранская церковь (1894) в с. Динкель. Неоготика
с. Тарлыковка. Здание бывшей церковно-приходской школы. Фото Е. Мошкова. 2009 г.
с. Тарлыковка. Дом кюстера-шульмейстера. Фото Е. Мошкова. 2009 г.

ДИНКЕЛЬ (Dinkel, Тинкель, Обергольштейн, Тарлыковка, Визенталь), ныне с. Тарлыковка Ровенского района Саратовской области, немецкая колония в Левобережье Волги, на левом берегу речки Тарлык, у места ее впадения в Волгу, в 50 км к югу от Покровска. С 1871 г. до октября 1918 г. село относилось к Тарлыцкой волости Новоузенского уезда Самарской губернии.

После образования Трудовой коммуны немцев Поволжья и до 1941 г. село Динкель являлось административным центром Динкельского сельского совета. С 1922 до 1927 г. село относилось к Куккусскому (Вольскому) кантону. В конце 1927 г. после проведения в АССР немцев Поволжья административной реформы кантон был ликвидирован путем присоединения последнего к Ровненскому (Зельманскому) кантону. В 1935 г. Куккусский кантон был восстановлен.

Колония основана в 1767 г. Вербовкой колонистов и созданием данной вызывательской колонии занимались частные предприниматели – женевец Пите (Pictet) и француз ле Руа (le Roy). Официальное русское название – Тарлыковка было присвоено колонии согласно Указу 26 февраля 1768 г. благодаря речке Тарлык, по берегу которой располагалась колония. Немецкие названия, данные колонии вызывателем Ле Руа – Визенталь (так называлось немцами Левобережье Волги, дословно – «Луговая сторона») и Обергольштейн (в память о герцогстве Голштинии на севере Германии) – не были приняты колонистами и использовались редко. Свое наиболее часто употреблявшееся название колония получила в честь первого форштегера – Иоганна Вильгельма Динкеля, 45-летнего хлебопашца из Барейта (Сентрейт), прибывшего в колонию вместе с женой Анной Розиной 29 лет и сыном Якобом Фридрихом 9 лет. Имена всех форштегеров колонии не известны, однако в 1820-е форштегерами являлись колонисты Громан и Вульф.

Основателями колонии стали 56 семей – выходцев из Вюртемберга, Голштинии, Дании, Люнебурга, Саксонии и Швеции. Интересен тот факт, что в силу особенностей расселения заселить колонии представителями одного вероисповедания было практически невозможно. В некоторых случаях католики были вынуждены селиться вместе с протестантами, что произошло и в Динкеле. Среди 163 первых колонистов 3 семьи (9 человек) были католическими: Франца Эртеля, хлебопашца из Швабии, Иоганна Вальтера, хлебопашца из Гессен-Касселя, и Фридриха Липманна, ткача из Бранденбурга.

В 1774 г., как и многие другие немецкие колонии, Динкель подвергся нападению повстанческих отрядов Емельяна Пугачева, возглавившего крестьянскую войну против крепостничества (1773–1775). Разорение немецких поселений отрядами Пугачева ослабило колонии, причинив им ущерб, но не остановило их развитие.

Большинство первых переселенцев являлись хлебопашцами. Среди 53 первых домохозяев было 3 ткача, три портных, 3 каменщика, 3 сапожника, а также кузнец, мясник, набойщик, егерь, трубочист и табачник. С ростом числа жителей количество выделенной на душу мужского населения земли неуклонно сокращалось. Малоземелье приводило к неоднократным попыткам колонистов основать дочерние колонии и переселиться за пределы своих поселений. В 1861 г., согласно указу Конторы, самовольное переселение колонистов приравнивалось к бродяжничеству и строго наказывалось. Однако это не останавливало колонистов. В 1866 г. в Динкеле были проведены дознания, а с колонистов взяты расписки, что они осведомлены о запрещении переселения на Кавказ.

К середине ХIХ века колонисты Динкеля прославились среди соседних колоний корзиноплетением. Постепенно ремесло превратилось в доходное производство, и к концу ХIХ столетия десятки женщин на собственных дворах занимались плетением корзин и иных соломенных изделий. Спрос на продукцию был достаточно высоким, и производимая колонистами продукция массово скупалась ростовщиками и реализовывалась в крупных городах.

С приходом советской власти в истории немецких поселений многое изменилось. В апреле 1921 г. несколько жителей села были репрессированы за организацию антисоветского восстания. В 1926 г. в селе имелось сельскохозяйственное кредитное товарищество. В начале 1930-х гг. был создан колхоз «Комсомол». В 1937 г. местная пресса писала, что в колхозе плохо организована культурно-массовая работа, у колхозников нет возможности читать газеты и книги, в тракторной бригаде отсутствуют ведра, полотенца, писчая бумага, необходимые медикаменты. В сентябре 1941 г. немцы были депортированы из села, с 1942 г. село носит название Тарлыковка.

Школа и обучение детей. В Динкеле, как и во всех других лютеранских колониях, с момента основания действовала церковно-приходская школа, где обучались все дети в возрасте от 7 до 15 лет. Большую роль в распространении грамотности среди жителей села сыграло открытие в 1870-е гг. второй школы – земской, где изучались русский язык, закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение. Учителя давали учащимся элементарные сведения по природоведению, географии, истории. Школа имела 4-летний срок обучения и являлась двухкомплектной. После основания ее посещало более 50 учеников, в ней работало 2 учителя.

Согласно статистическим сведениям о состоянии школ в немецких колониях, собранным пробстом Левобережья И. Эрбесом, в 1906 г. из 3034 жителей села 304 являлись детьми в возрасте от 7 до 15 лет, обязанными получить начальное образование. В отличие от других немецких поселений, в Динкеле посещаемость школы детьми школьного возраста была стопроцентной, тогда как в других поселениях дети не могли учиться по причине бедности их родителей или ежедневной занятости в промыслах и ремеслах. В 1906 г. в земской школе Динкеля обучалось 57 мальчиков, 45 девочек и работало 2 учителя, в церковной школе обучалось 99 мальчиков, 103 девочки и работало 2 учителя. Обе школы содержались на средства церковной общины. До мая 1910 г. шульмейстером церковной школы являлся житель села Доос. В годы советской власти обе школы были закрыты, а в селе была создана начальная школа.

Вероисповедание жителей и церковь. Колонисты принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию. Некоторые колонисты являлись реформатами.

Община Динкеля входила в состав лютеранско-реформатского прихода Варенбург (Привальное). Приход Варенбург был создан в Левобережье Волги в 1770 г. К нему кроме Динкеля относились общины еще трех колоний: Варенбург (Привальное), Штрауб (Скатовка), Лауб (Тарлык). В 1910 г. был создан самостоятельный приход Лауб (Тарлык), в который входили общины Лауб и Динкель. Однако уже после 1912 г. данные общины вновь обслуживали пасторы из прихода Варенбург.

В первые годы после создания колонии колонисты проводили богослужения в школьно-молитвенном доме, построенном на государственные средства. Первая церковь, возведенная на средства прихожан, появилась в Динкеле в 1807 г. Она была деревянной, небольшой по своим размерам и имела статус филиальной. Со временем кирха стала мала для увеличившейся общины, и в 1880-е гг. прихожане начали сбор средств на строительство нового храма.

В соответствии с ним кирхи во всех колониях строились по одному и тому же проекту, близкому к позднему классицизму, не имели архитектурных излишеств. После расформирования в 1871 г. региональных органов управления колониями поселенцы некоторых сел отказались от тиражирования типичных архитектурных проектов в «бюрократическом стиле» и обращались к услугам городских проектировщиков.

Прихожане Динкеля, не считавшие свое родное село незначительным или провинциальным, решились на возведение необычного для поволжских немцев храма, отдав предпочтение стилистическим мотивам неоготики. В 1891–1894 гг. в колонии в неоготическом стиле была построена новая каменная церковь, которая имела экспрессивный силуэт, насыщенный декор, внутри храма располагались скамьи для 800 молящихся. 3 июля 1893 г. на шпиле кирхи был установлен крест. Рядом с церковью находились кистерат, школа и молитвенный дом.

Уважаемое место в колониях занимало духовенство, которое трудилось на благо прихода и пользовалось среди колонистов заслуженным почетом. Первый пастор прихода – Фридрих Конрад Штренге (1750–?) был доктором медицины и оказывал своим прихожанам различную врачебную помощь. Пастор Бернгардт Литфас (1754–1825), являвшийся до приезда в Варенбург ректором школы в московской общине Св. Михаила, служил в приходе долгих 28 лет. В 1806 г. по его инициативе и с разрешения Конторы опекунства «в пользу церкви» был построен запасной хлебный магазин, а в 1816 г. община в знак вознаграждения за его труды передала пастору в собственность «бывшее церковное место».

В приходе Варенбург, к которому относилась община Динкель, служила целая династия пасторов по фамилии Гельц. Основателем династии стал пастор Франц Карл Гельц, прибывший в Россию из небольшого городка Вермельскирхен близ Кельна и окормлявший общины прихода долгие 49 лет до своей смерти в 1883 г. Последние годы вместе с отцом в приходе служил сын пастора Гельца – Карл Юлиус Гельц. Он умер в возрасте 53 лет в 1894 г. и передал приход третьему из рода Гельцев – своему младшему брату Карлу Леопольду Гельцу, который служил в приходе с 1884 по 1909 г. В возрасте 54 лет Карл Леопольд по состоянию здоровья отказался от службы в приходе и до своей смерти в 1913 г. жил в Варенбурге.

В 1910 г. с основанием отдельного прихода Лауб (Тарлык), в который входила община Динкель, приход получил, наконец, собственного пастора. Им стал Герман Дальтон. Уже в феврале 1912 г. он был переведен в Ягодную Поляну, и Динкель вновь остался без пастора. Однако за это время пастор Дальтон успел открыть в приходе ткацкую школу.

Последние пасторы, служившие в приходе, были репрессированы. Герберт Юлиус Гюнтер (1891 – после 1931), сын пастора, был арестован в 1931 г., осужден и отправлен в лагерь, где находился до 1938 г. Эдуард Зайб (1872–1940) в первый раз был арестован в 1922 г. по обвинению в укрывательстве церковного имущества в период проведении кампании по изъятию церковных ценностей. В 1931 г. он был вновь арестован по обвинению в антисоветской деятельности и сослан в лагерь на Аральское море. Эмиль Фридрих Буш (1870–1920) был убит в 1920 г. в Смоленске.

В начале 1930-х в стране массово закрывались храмы всех конфессий. На местах предпочитали закрыть молитвенное здание как можно быстрее, чтобы не быть обвиненным в лояльном отношении к религии – противнице советской власти. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья приняла решение о закрытии храма 14 мая 1934 г.

15 сентября 1934 г. Комиссия по вопросам культов при ЦИК АССР немцев Поволжья направила в Президиум АССР немцев Поволжья информацию о том, что здание каменной церкви в с. Динкель уже переоборудовано в дом культуры, но в церкви еще имеются три колокола весом 49 пудов, поэтому вопрос о снятии колоколов требует специального рассмотрения.

Официально церковь прекратила свое существование как храм 14 мая 1938 г. по постановлению Президиума ЦИК и Верховного Совета АССР НП, так как 448 человек из 595 высказались за ее ликвидацию, хотя богослужения в ней уже не велись и ранее. Церковь в Динкеле относилась к числу четырех последних лютеранских церквей Поволжья, которые были официально закрыты лишь в 1938 г. Вместе с церковью в Динкеле прекратили свое существование кирхи в Бауэре – в мае, в Фольмере – в июне, в Гнадентау – в декабре 1938 г.

Список пасторов прихода Варенбург, служивших в общине Динкель. 1770–1777 гг. – Польманн (Pohlmann). 1777–1785 гг. – приход не имел пастора. 1785–1788 гг. – Фридрих Конрад Штренге (ль,р) (Friedrich Konrad Strenge(l,r)). 1788–1797 гг. – приход не имел пастора. 1797–1825 гг. – Бернгард Вильгельм Литфас (Bernhard Wilhelm Litfas). 1826–1833 гг. – Фридрих Август Вильгельм Шретер (Friedrich August Wilhelm Schrötter). 1833–1883 гг. – Франц Карл Гельц (Franz Karl Hölz). 1866–1881 гг. – помощник пастора Карл Юлиус Гельц (Karl Julius Hölz). 1883–1908 гг. – Карл Леопольд Гельц (Karl Leopold Hölz). 1909–1910 гг. – Эдуард Зайб (Eduard Seib). 1910–1912 гг. – Герман Фридрих Дальтон (Hermann Friedrich Dalton). 1912–1918 гг. – Эдуард Зайб (Eduard Seib). 1909 г. – Андреас Горне (Andreas Gorne). 1929–1931 гг. – Герберт Юлиус Гюнтер (Herbert Günter).

Численность населения. В 1767 г. в Динкеле проживало 166 иностранных колонистов, в 1773 г. их насчитывалось 179, в 1788 г. – 187, в 1798 г. – 269, в 1816 г. – 333, в 1834 г. – 585, в 1850 г. – 900, в 1859 г. – 1132, в 1883 г. – 1917, в 1889 г. – 1949 человек. Согласно данным Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Динкеле проживало 1703 человек, из них 1669 были немцами. По состоянию на 1904 г. в селе насчитывалось 2889 человек, в 1910 г. – 3224 человек. По данным Всероссийской переписи населения 1920 г., в селе проживало 2564 человека, все они были немцами. В 1921 г. в селе родилось 92, а умерло 238 человек. По данным Облстатуправления Автономной области немцев Поволжья, на 1 января 1922 г. в Динкеле насчитывалось 1709 человек. По переписи населения 1926 г. село насчитывало 1592 человека, в том числе 1585 немцев. В 1931 г. в Динкеле проживало 1864 человека, из них 1850 немцев.

Село сегодня. Ныне с. Тарлыковка Ровенского района Саратовской области. Сегодня в селе нет больше ни немцев, ни лютеран. Здесь проживает несколько сотен мусульман, многие – казахской национальности. 20 сентября 2006 г. в Тарлыковке была торжественно открыта мечеть-медресе имени Лук Пана-Хакима, построенная из красного кирпича в стиле современной архитектуры, но с сохранением исламских традиций. При медресе действует Центр казахской культуры. Мечеть была сооружена в течение двух месяцев на личные средства активиста Ассоциации поволжских казахов Сансызбая Киришева.

До настоящего времени немецкая церковь не сохранилась. Однако опытный взгляд историка и исследователя зодчества российских немцев сразу останавливается на здании современного Дома культуры с. Тарлыковка. Ранее здесь находился школьно-молитвенный дом, деревянное здание было возведено на кирпичном фундаменте, а ныне обложено современным белым кирпичом. Рядом со зданием бывшего школьно-молитвенного дома сохранился деревянный немецкий дом, в котором проживал шульмейстер. По состоянию на 2010 г., в средней общеобразовательной школе с. Тарлыковка работало 6 учителей и обучалось 148 учеников.

Замечательный образец неоготической архитектуры – каменная немецкая кирха – была уничтожена до основания. Кирпич, из которого была построена кирха, использовали на стройматериалы. Кирха, бесспорно являвшаяся украшением не только самого Динкеля, но и считавшаяся одной из наиболее красивых в Поволжье, находилась на бывшей центральной площади. Очертания старой площади угадываются сегодня в пустующей территории, прилегающей к трассе Самара-Волгоград, проходящей через современное село Тарлыковка и разделяющей его на две части.

На современном христианском кладбище в Тарлыковке чудом сохранилось несколько немецких надгробных памятников ХIХ в. Пожалуй, это один из немногих населенных пунктов Саратовской области, где еще можно увидеть хотя бы одну ухоженную и огороженную могилу немца-колониста. В Тарлыковке – это могила Якоба Вильгельма Мюллера, 1799 г. р., умершего в 1883 г. На могиле колониста установлен памятник из черного мрамора, изготовленный в мастерской известного мастера М. Львова в городе Рыбинск (ныне Ярославской области).

Жители Тарлыковки с удовольствием рассказывают приезжим легенды, связанные с этим надгробием: «…памятник живой и защищает сам себя». Самой популярной является история, которую жители Тарлыковки приводят, показывая на отколотый край памятника. Легенда гласит: «Однажды темной ночью грабители, раздобывшие подъемный кран, пытались сорвать памятник с постамента и увезти его. Но крепления оборвались, а под стрелой крана был убит один из вандалов». Как бы то ни было, несмотря на отколотые фрагменты, памятник и сегодня является одним из лучших на кладбище, превосходя своей красотой и величием все современные надгробия. Интересен тот факт, что к нему даже в самые снежные зимы всегда протоптана тропинка. Другие немецкие надгробия ХIХ в. сильно пострадали от вандализма, полуразрушены и разбросаны по кладбищу. На кладбище сохранились могилы российских немцев послевоенного времени.

Архивы

ГАСО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 4942, 7748, 10226, 13131; Оп. 4. Д. 35; ГИАНП. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3076. Л. 52; Ф. 244. Оп. 1. Д. 1–3. Ф. 849. Оп. 1. Д. 890. Л. 20, 77; Ф. 1831. Оп. 1. Д. 299. Л. 14.

Литература

Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918–1941. Часть II. Автономная республика. 1924–1941. – Саратов, 1992–1994; Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. – М., 1997; Князева Е.Е., Соловьева Ф. Лютеранские церкви и приходы ХVIII – ХХ вв. Исторический справочник. – СПб., 2001. Часть I; Amburger E. Die Pastoren der evangelischen Kirchen Russlands vom Ende des 16. Jahrhunderts bis 1937. Ein biographisches Lexikon. – Martin-Luther-Verlag, 1988; Einwanderung in das Wolgagebiet: 1764–1767 / Hrsg.: Alfred Eisfeld. Bearb.: Igor Pleve. Bd. 1. Kolonien Anton – Franzosen. Göttingen: Göttingenger Arbeitskreis, 1999; Deutsche Volkszeitung. 11. Juli 1910. №82; 30. September 1910. № 105. S. 2; 1. März 1912. № 18. S. 2; Nachrichten. 1937. 17. April; Nachrichten. 1937. 20. März.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Подняться вверх