DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

ПРИВИЛЕГИИ ОСТЗЕЙСКИЕ, в 1710–1783 и 1795–1889 гг. комплекс особых прав и преимуществ, которыми пользовались Остзейские провинции Российской империи

Рубрика: Экономическая история

ПРИВИЛЕГИИ ОСТЗЕЙСКИЕ, в 1710–1783 и 1795–1889 гг. комплекс особых прав и преимуществ, которыми пользовались Остзейские провинции Российской империи. Закреплены в подписанных в 1710 г. капитуляции Риги, Ревеля, Дерпта и Пернова перед русскими войсками. В особых договоренностях с рыцарством («Аккордных пунктах») российское государство обещало: сохранить благоприятное для дворянства и городского патрициата шведское законодательство, незыблемость лютеранской веры, устройство по консисториям, патронат помещиков над приходскими церквями; назначать пасторов по представлению рыцарей и горожан; восстановить упраздненную в 1694 г. коллегию ландратов; оставить в неприкосновенности суд, состоявший из «персон неметской нации»; возвратить отнятые по Редукции имения. Рыцарство просило допустить его на русскую государственную службу, что было сформулировано в пункте 11 «Аккордных пунктов»: «Шляхетство и уроженцы той земли имеют и пользуются перед другими правом ко всем гражданским, как воинским достоинствам употреблены быть». 30 сентября 1710 г. Петр I в жалованной грамоте лифляндскому дворянству в торжественной форме дал подтверждение всех прав, оговоренных в «Аккордных пунктах».

Автономия Остзейских провинций закреплялась, помимо регулярного подтверждения привилегий, наличием отдельных учреждений, занимавшихся в Санкт-Петербурге делами региона. К ним относились коллегия лифляндских и эстляндских дел (существовала в [1719]–1739 и 1742–[1833]; в 1762–1812, когда в ее юрисдикции находилась и Выборгская губерния, называлась Юстиц-коллегией лифляндских, эстляндских и финляндских дел); Камер-контора лифляндских и эстляндских дел ([1736]–1739 и 1742–1799; с 1762 – Камер-контора лифляндских, эстляндских и финляндских дел). В 1739 г. они были слиты в единую Коллегию лифляндских и эстляндских дел (существовала до 1741). В 1763–1805 гг. при Третьем (апелляционном) департаменте Сената существовала Лифляндская экспедиция, куда поступали дела по Прибалтике.

В структуре местного дворянского управления Остзейских губерний основным органом был ландтаг, созывавшийся губернатором или генерал-губернатором из представителей рыцарства. В компетенцию ландтага входили: обсуждение предложений имперского правительства, выборы должностных лиц (судей, ландратов и др.), определение размеров податей и налогов, решение дел, касавшихся управления губернией. Очередные ландтаги созывались в Лифляндии ежегодно, в Эстляндии – раз в 3 года, а внеочередные – по мере надобности. Курляндский ландтаг, в отличие от лифляндского, был не общим собранием дворян, а объединял выборных от дворянства по церковным приходам. Ландтаги не были административно подчинены лицам, представлявшим государственную власть – губернаторам и генерал-губернаторам.

Текущие дела дворянства между ландтагами решала Коллегия ландратов. Должностью, аналогичной российскому губернскому предводителю дворянства, были: в Лифляндии – ландмаршал, в Курляндии и Эстляндии – риттершафтегауптманы.

На ландтагах, решавших важнейшие вопросы внутренней жизни провинций, кроме всего прочего, из среды рыцарства избирались чиновники местного управления в следующем составе.

В Лифляндии (5 ландгерихтов – Рижский, Венденский, Дерптский, Перновский и Эзельский) земельное и дворянское самоуправление – предводитель (ландмаршал), 12 ландратов; 8 ревизоров дворянской кассы; секретарь дворянства; нотариус дворянства; судебное управление из 2 асессоров лифляндского гофгерихта; секретарь отделения гофгерихта по крестьянским делам; 4 ландрихтера, 4 асессора ландгерихтов и 4 секретаря; 4 председателя уездных крестьянских судов, 8 дворянских заседателей (асессоров) там же, 4 секретаря уездных судов; 27 судей приходских судов; церковное управление – светский член Генеральной Консистории; президент консистории; 2 светских заседателя Лифляндской провинциальной консистории; главный церковный попечитель (оберкирхенфорштегер); 2 светских заседателя Главного церковного попечительства; полицейское управление – 8 орднунгерихтеров, 8 адъюнктов орднунгсгерихтов и 8 нотариусов орднунгсгерихтов. Всего 112.

На Эзеле земельное и дворянское самоуправление – предводитель (ландмаршал); 4 ландрата; секретарь дворянства; 2 ревизора кассы; 2 депутата кассы; 6 депутатов Конвента; судебное управление – ассесор Лифляндского гофгерихта; ландрихтер; ассесор ландгерихта; секретарь ландгерихта; председатель, 2 дворянских заседателя и секретарь уездного суда (крейсгерихта); 3 судьи приходского суда и их субституты; секретарь ландратской коллегии по крестьянским делам; орднунгсрихтер, его адъюнкт, нотариус орднунгсгерихта; церковное управление – светский член Генеральной Консистории; президент консистории; 2 светских заседателя консистории; главный церковный попечитель (оберкирхенфорштегер); 2 светских заседателя Главного церковного попечительства. Всего 38.

В Эстляндии земельное и дворянское самоуправление – предводитель (риттершафтсгауптман); 13 ландратов; 12 уездных депутатов; 4 секретарей дворянства и аускультантов; 2 ревизора дворянской кассы; судебное управление – секретарь Нидер- Ландгерихта; 3 манрихтера; 5-6 ассесоров Манге- рихтов; 3 председателя, 6 асессоров и 3 секретаря уездных крестьянских судов; полицейское управление – 12 гакенрихтеров. Итого 66.

В Курляндии дворянское самоуправление: 5 (1814–1866) или 3 (1866–1920) резидирующих уездных предводителей дворянства; 11 уездных предводителей дворянства (13 в 1796–1817); не менее 20 уполномоченных от приходов; секретарь дворянства; секретарь архива; казначей дворянства; 2 актуариуса дворянства; судебное управление – 4 оберрата Обергофгерихта (ландмаршал, ландгофмейстер, канцлер и обербургграф); 6 обергауптманов; 12 ассесоров обергауптманских судов; 10 председателей уездных крестьянских судов; 10 мировых судей; 10 дворянских заседателей в уездных крестьянских судах; полицейское управление – 10 гауптманов; 20 ассесоров гауптманских судов. Итого 123.

Преимущество внесенных в матрикулы остзейских дворян состояло в упрощенной процедуре представления документов о дворянстве в общероссийский регистрирующий дворянский орган – Департамент Герольдии Правительствующего Сената. Если российские дворяне обязаны были собирать документы о владении имениями, копии формулярных списков, патенты на чины и ордена и т.д., то от остзейских дворян требовались в Эстляндии, Лифляндии и на Эзеле – свидетельства ландратов, а в Курляндии – выписка из журнала Рыцарского комитета с приложением поколенной росписи, на русском и немецком языках, а также свидетельства о рождении и крещении.

Указом от 3 июля 1783 г. императрица Екатерина II отменила Остзейские привилегии, предписав ввести в Остзейских провинциях все учреждения и должности, предусмотренные Положением о губерниях 1775 г. В Остзейском крае было введено общеимперское местное управление и городское самоуправление, отменены матрикулы дворянства и введены родословные книги, доступные для всех выслуживших российское дворянство по Табели о рангах, введено обложение крестьян подушной податью (вместо прежнего поземельного обложения). В то же время в остальных российских губерниях были введены дворянские родословные книги, имевшие в качестве прототипа остзейские матрикулы.

Император Павел I восстановил самобытную остзейскую систему управления, окончательно она была упразднена императором Александром II в 1889 г.

 

Т. Конеюнг (Дюссельдорф), М. Катин-Ярцев (Москва).

Задать вопрос