DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

КОЛОНИСТСКИЙ УСТАВ 1857 г., Устав о колониях иностранцев в Империи

Рубрика: История и география расселения немцев в Российской империи, СССР, СНГ / история расселения

КОЛОНИСТСКИЙ УСТАВ 1857 г., Устав о колониях иностранцев в Империи, обобщил законоположения в отношении иностранных колонистов, принятые в Российской империи в последней трети XVIII и 1-й половине XIX вв.

Устав состоит из 9 разделов и 577 параграфов. В 1-м разделе идет речь о разделении колоний и учреждении их управления. Для колоний были созданы особые административные и судебные органы: в Поволжье – «Саратовская контора иностранных поселенцев»; в трех новороссийских губерниях и Бессарабии – «Попечительный комитет об иностранных поселенцах южного края России», для Санкт-Петербургской губ. – «Смотритель Санкт-Петербургских колоний», для колоний Закавказья – «Экспедиция государственных имуществ при главном управлении Закавказской областью». Более мелкие колонистские районы подчинялись особым отделам Министерства государственных имуществ. Высшей инстанцией для всех колоний и указанных органов управления было Министерство государственных имуществ.

Саратовской конторе и Попечительному комитету об иностранных поселенцах южного края России подчинялись смотрители, надзиравшие за одним или несколькими округами. Во главе каждого округа стоял окружной староста, во главе каждой колонии – шульц (староста) с тремя бейзицерами (заместителями). Шульцы избирались на 3 года, бейзицеры – на 2 года всеми колонистами, имевшими собственное хозяйство. В штат каждой окружной или сельской администрации входил оплачиваемый писарь. Обязанности Конторы и Попечительного комитета состояли в приеме и поселении колонистов, управлении их землями, защите их прав и надзоре за выполнением обязанностей, а также в распределении коронных долгов по семьям и выдаче паспортов. Попечительный комитет должен был инициировать улучшение обработки земли, садоводства, скотоводства и фабрик. 2-й раздел, трактовавший гражданские состояния колонистов, устанавливал, что колонистами считаются только те иностранцы, которые поселялись на коронных, частных или собственных приобретенных землях в качестве крестьян или «нужных в земледелии ремесленников». Колонистам предоставлялась свобода вероисповедания, они могли строить церкви и нанимать священников.

Гражданским правам колонистов был посвящен 3-й раздел Устава. В нем регулировались вопросы бракосочетания и развода, а также назначения опекунов для сирот. Главное место в разделе занимали вопросы, связанные с наделением, пользованием и наследованием земли. Отведенные под поселение колонистов земли передавались им «в неоспоримое и вечно потомственное владение, но не в личную кого-либо, а в общественную каждой колонии собственность». Поэтому колонисты не могли никакой части своих земель «без воли учрежденного над ними начальства ни продавать, ни уступать и никаких на то крепостей совершать, дабы оные земли никогда в посторонние руки достаться не могли». Колонистам разрешалось «для распространения и улучшения своего хозяйства, покупать и вообще приобретать у частных людей в собственность земли». Земельный участок, отведенный казной, должен был наследовать младший сын, и только при его неспособности отец мог назначить другого наследника. Разделение наследства допускалось только с согласия местного начальства.

4-й раздел Устава 1857 г., определявший порядок исполнения колонистами обязательств, уплаты налогов и сборов, подтверждал, в частности, освобождение всех колонистов от воинской службы и возможных платежей взамен нее. На определенный (разной продолжительности) срок колонисты освобождались также от налогов и сборов. По истечении установленного срока колонии должны были платить налоги и сборы, а также нести другие службы, в т. ч. строительство и ремонт дорог и мостов, предоставление квартир для проходящих войск, поставку повозок для почты, сопровождение арестантов, проезжающих чиновников, содержание пожарной охраны. Колонистам разрешалось самостоятельно, без вмешательства властей распределять между собой доли налогов, сборов и служб. Устанавливалось, какая часть затрат на поселение должна выплачиваться колонистами в виде казенных долгов. Определялась номенклатура общинных сборов, к которым относились затраты на содержание администрации колоний, патеров, пасторов и учителей, окружных и сельских шульцев.

5-й раздел определял порядок функционирования хозяйственных заведений колоний. Для предотвращения нехватки зерна в случае неурожая колонии должны были создавать зерновые склады. Большое число предписаний касалось рациональной обработки земли, развития виноградарства, плодоводства, табаководства и шелководства, а также поддержки скотоводства. Предписания этого раздела отличались четкой детализацией, вплоть до определения, что шульцы должны следить, чтобы «все жители уже в ранние утренние часы ехали на пашню и там прилежно работали, а зимой заботиться о том, чтобы колонисты хорошо содержали и кормили свой скот и лошадей, а женщины изготовляли масло и выращивали птицу».

В 6-м разделе определялись основные положения, связанные со статусом церковных и внутренних заведений колоний. Конкретизируя декларированное во 2-м разделе право колонистов избирать себе священников и учителей, устанавливался порядок, при котором патеры и пасторы должны были посещать каждую общину хотя бы раз в год, оставаясь там на месяц, чтобы «укреплять колонистов в вероучении» и обучать детей началам христианского учения. В этом разделе также проявляется стремление к детальной регламентации обязанностей священников и шульцев, направленной на закрепление в церковной общине патриархальных начал. Священникам и шульцам вменялось в обязанность склонять поселенцев к непременному посещению церкви по воскресеньям и праздникам, к молитве и причастию. Шульцы должны были приучать поселенцев к тому, «чтоб молодые к родителям и старикам были почтительны и послушны, а сии примерами своими учили бы их трудолюбию, честности, воздержанию и мирному в селениях и семействах сожитию». Шульцам надлежало также следить, чтобы колонисты «вели бы жизнь трезвую и спокойную», занимаясь работой, свойственной их состоянию.

7-й раздел Устава определял порядок взысканий и наказаний, которым подвергались колонисты. Право определять наказания в форме денежных штрафов или принудительных работ предоставлялось только окружным шульцам. Штрафы накладывались не только за правонарушения против собственности или несвоевременную уплату сборов и выполнение повинностей, но и за оскорбление должностных лиц, за непосещение церкви по воскресеньям и праздникам, за необработку своего участка, за порочное поведение и за другие провинности.

8-й раздел касался производства суда и расправы, а 9-й определял права и обязанности колонистов, поселенных на собственной и помещичьей земле, число которых в 1857 г. было еще весьма незначительным.

 

Литература

Свод законов Российской Империи, 1857, т. 12, ч. 2, с. 1–100; Hummel Th., 100 Jahre Erbhofrecht der deutschen Kolonisten in Rußland, Berlin, 1936.

 

 
Автор: Брандес Детлеф

Задать вопрос