DEЭНЦИКЛОПЕДИЯ
DE

новая иллюстрированная электронная

Рабус Карл Иванович (Carl Rabus, 11 мая 1800, Санкт-Петербург – 14 января 1857, Москва)

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)
Портрет К.И. Рабуса
Рабус Е.И. Теремной дворец царя Алексея Михайловича. 1840-е гг.

РАБУС Карл Иванович (Carl Rabus, 11 мая 1800, Санкт-Петербург – 14 января 1857, Москва), художник-пейзажист, педагог, один из первых отечественных историков искусства, коллекционер. Из семьи обрусевших немцев лютеранского вероисповедания. Его отец был гувернером в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, позднее инспектором в Академии наук.

В 1807 г. Карл остался круглым сиротой. На деньги, завещанные отцом, был помещен в школу при Академии художеств. Учился в Петербургской Императорской академии художеств по классу видовой живописи у М.М. Иванова, после чего путешествовал по югу России и европейским странам. В 1827 г. получил звание академика пейзажной живописи за картину «Вид Гурзуфа в Крыму». Об облике молодого Рабуса позволяет судить портрет работы А.В. Нотбека.

В 1834 г. Рабус переехал в Москву, где создал наиболее известные картины: «Вид Новодевичьего монастыря» (1829), «Вид на Алексеевский монастырь» (1838), «Вид Коломенского» (1848), «Теремной дворец царя Алексея Михайловича» (1840-е), «Спасские ворота в Москве» (1854), а также «Вид Кремля при лунном свете», «Близ Новодевичьего монастыря», «Красная площадь в Москве», «Вид Московского Кремля», «Храм Василия Блаженного», «Утренний вид на Москву с Воробьевых гор». О многочисленных путешествиях автора позволяют судить такие его произведения, как «Вид Гурзуфа в Крыму», «Вид Балаклавы», «Водяные смерчи на Средиземном море», «Приморский вид гор Албании», «Ночной вид из окрестностей Мейссена», «Мост в Саксонии», «Вид Мюнхена», «Сладкие воды Константинополя». Среди его графических работ – «Вид Алексеевского монастыря», «Лунная ночь в Галлиполи», «Вид Константинополя», «Маяк близ Константинополя», «Саблы в Крыму», «Алушта в Крыму», «Ветряная мельница», «Крепость на Босфоре», «Вид на Симонов монастырь в Москве», «Главная церковь Симонова монастыря», «Архиерейский дом в Симоновом монастыре» и др. Единичны в его творчестве образцы портретного жанра и бытовых сцен, как, например, «Портрет Батурина» (1826), «Москва. Народное гуляние» (1829).

Ярко проявил себя в педагогической работе в Московском училище живописи и ваяния, куда был приглашен одним из организаторов училища М.Ф. Орловым в 1844 г., а также стал профессором живописи в Строгановской школе, преподавал перспективу в Кремлевском дворцовом училище. В Училище живописи и ваяния вел практические занятия в классе перспективной и пейзажной живописи, читал лекции по эстетике и теории живописи, рассказывал ученикам о воззрениях Леонардо да Винчи, Рафаэля, Гете, помогал осваивать особенности линейной и воздушной перспективы, призывал их работать с натуры, нередко повторяя: «Наш великий учитель – природа». Рабус настаивал на том, чтобы летом воспитанники работали над этюдами не только в столице и в Подмосковье, но на Русском Севере, на Украине, в Крыму. Рабуса называли основоположником московской пейзажной школы. Среди его учеников особой известности достигли А.К. Саврасов и И.И. Шишкин, также у него занимались В.Ф. Аммон, К.К. Герц, И.Г. Давыдов, П.И. Моисеев, А.П. Попов-Московский, В.П. Рыбинский, В.О. Шервуд и др.

Был известен статьями по искусству, которые публиковал в ряде газет, а также как коллекционер живописных произведений. Его масштабный труд – «Руководство к перспективе». Незадолго до смерти Рабус начал работать над написанием истории живописи.

Общественная позиция близка взглядам А.И. Герцена и его единомышленников – разделял идеи утопического социализма в отечественном общественном движении, тенденций Западной Европы, получившие распространение в 1830–1840-е гг.

В доме Рабуса, одном из художественных центров Москвы, бывали художники, литераторы, артисты, музыканты. Здесь впервые выступал актер П.М. Садовский, у хозяина дома гостил французский художник Орас Верне. Рабус был дружен с великими современниками, тесно общался с К.П. Брюлловым, А.А. Ивановым, В.А. Тропининым.

В «Московских ведомостях» за 1857 г. вечера встреч характеризовали так: «Под скромным кровом радушного хозяина… прочтется бывало что-нибудь любопытное, завяжется спор, или примутся чертить карикатуры, на которые сам хозяин… был большой мастер; иногда вскроют рояль, во время сбора скромной закуски, приправленной аттической солью; и гости, простясь с душевно-любимым и уважаемым художником, гурьбой пробираются по домам, нарушая тишину Садовой улицы продолжением разговоров и рассказов; всякий возвращался домой с освеженными мыслями…»

В последние годы жизни страдал дальтонизмом, не различал оттенки желтого цвета, что не могло не отразиться на его живописи. Скончался после тяжелой продолжительной болезни; отпевание проходило в Москве, в евангелической лютеранской церкви Петра и Павла.

Н.А. Рамазанов после кончины художника писал: «Не могу представить себе, что уже нет более этого умного, всегда любезного, доброго Рабуса, ребенка пылкостью и добродушием, но сильного умом и душою человека и художника».

Литература

 Бутромеев В. Эпоха становления русской живописи. fanread.ruКниги11863356/?page=22 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rostoveparhia.ru; Московские ведомости. 1857. Цветковская галерея. М., 1915; 7 ноября. Раздел «Художественная летопись. Биографический очерк»; Рамазанов Н.А. Материалы для истории художеств в России. Кн. 1. М., 1863; Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Под. Ред. Т. Клюевой. М., 1975; Степанова С.С. Московское училище живописи и ваяния. СПб. 2005.

Автор: Скоробогачева Е.А.

Задать вопрос