ВАНГЕНХАЙМ (Wangenheim) Густав фон (1895–1975), актер, режиссер, драматург.

Рубрика: Биографические статьи (персоналии) / деятели социальной сферы (образование, медицина)

ВАНГЕНХАЙМ (Wangenheim) Густав фон (18 февраля 1895, Висбаден – 5 августа 1975, Берлин), актер, режиссер, драматург. Из семьи актера Э. Винтерштейна. Театральное образование получил в Берлине в студии М. Рейнхардта. Играл на сцене венского Бург-театра, театра в Дармштадте и др. В 1917–30 гг. организатор и руководитель ряда молодежных театральных коллективов. Под псевдонимом «Ганс Гусе» написал для них несколько драматических сцен и декламационных хоров: «Хор о работе» (1923), «Массовая пантомима против войны» (1929), «Хор о 8-часовом рабочем дне» (1929). В 1931 г. создал театр «Труппа 1931». Здесь поставил свои сатирические комедии «Die Mausefalle» («Мышеловка», 1931), «Hier liegt der Hund begraben» («Вот где собака зарыта», 1932). Талантливый актер и организатор, Вангенхайм много сделал для становления антифашистского театра. Член Коммунистической партии Германии с 1922 г. В 1933 г. Вангенхайм эмигрировал в СССР, где работал как драматург, киносценарист, режиссер и актер в Москве, в т.ч. в немецком театре «Deutsches Theater «Kolonne Links» (создан слиянием «Труппы 1931» с труппой «Kolonne Links»). Программа театра, открывшегося 25 февраля 1934 г. в Клубе иностранных рабочих, включала пьесы Д. Бедного, Б. Брехта, а также самого Вангенхайма («Helden im Keller»). Пьеса Вангенхайма «Die Friedensstörer» («Нарушители мира») об аншлюссе Австрии поставлена впервые в Ростове-на-Дону (февраль 1939), позднее в Одессе.

В 1945 г. вернулся в Восточную Германию. В 1945–46 гг. директор театра им. М. Рейнхардта в Берлине. Киносценарист киностудии ДЕФА. Лауреат Национальной премии ГДР (1950). Среди пьес Вангенхайма – «Wer ist der Dümmste?» (1932); «Das Urteil» (1933); «Die Maus in der Falle» (1948); «Du bist der Richtige» (1950); «Auch in Amerika» (1951); «Die vertauschten Brüder» (1960).

 

Лит.: Wangenheim I.V., Auf weitem Feld. Erinnerungen einer jungen Frau, Berlin, 1954; Diezel P., Exiltheater in der Sowjetunion 1932–1937, Berlin, 1978; Reiter W., Deutschsprachiges Theater in nichtdeutschsprachigen Ländern aus Tradition zu neuer Wirklichkeit, «Zeitschrift für Kulturaustausch», 1978, № 28, S. 52–60; Trapp F., Zur Vorgeschichte des Engels-Projekts. Bemühungen um die Errichtung eines deutschen Theaters in Moskau 1933–34, «Exil, Forschung, Erkenntnisse. Ergebnisse», 1981, № 1, S. 23–40; Pike D., Deutsche Schriftsteller im sowjetischen Exil 1933–1945, Frankfurt а. М., 1981.

А. Энгель-Брауншмидт (Германия, Гамбург).

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Изменения в статье:
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Изменения в статье: МЕРВАРТ (Meerwarth) Александр Михайлович (1884–1932), индолог, этнограф, музеевед, создатель первой индийской экспозиции академического Музея антропологии и этнографии, преподаватель, основоположник отечественного тамиловедения, переводчик, театровед.
Подняться вверх